Логические операции. Построение таблиц истинности.
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Рогова Ирина Викторовна

Разработка урока по теме "Алгебра логики". Таблицы истинности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 630_rogova_logika_8.doc85.5 КБ
Office presentation icon logika_8_urok.ppt1.42 МБ
Microsoft Office document icon uchenikam_razdatochnyy.doc181.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по информатике

на тему

«Логические операции. Построение таблиц истинности»

Автор: Рогова Ирина Викторовна

учитель информатики и ИКТ

ГБОУ СОШ № 630

Приморского района

Санкт-Петербурга 


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Логические операции. Построение таблиц истинности 

(Урок по информатике, 8 класс)

Ф.И.О. учителя: Рогова Ирина Викторовна

Место работы: ГБОУ школа № 630

Должность: учитель информатики

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 8 класс

Тема и номер урока в теме:

Глава: Математические основы компьютера.

Раздел: Алгебра логики.

Урок № __: Логические операции. Построение таблиц истинности.

УМК: Информатика. 8 класс. Л.Л.Босова

Цель урока:

создание условий для формирования знаний по построению таблиц истинности для сложных выражений;

Планируемые результаты

Предметные

  • изучение этапов построения таблиц истинности;
  • формирование умений применять алгоритм заполнения таблиц истинности;
  • умение нахождения значение логических выражений посредством построения таблиц истинности.

Метапредметные

  • Познавательные УУД: умение использовать алгоритм построения таблиц истинности, обобщение полученных результатов, прогнозирование ситуаций;
  • Коммуникативные УУД: организация самостоятельной работы, работы в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Личностные УУД: выработка культуры общения, взаимопомощь обучающихся, формирование интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда. Использование ИКТ как инструмента для достижения своих целей;
  • Регулятивные УУД: определение целей, проблемы в своей деятельности. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели. Работа по плану, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки, в том числе самостоятельно.

Личностные

  • Выработка уважительно - доброжелательных отношений между обучающимися;
  • учет различных мнений;
  • творческое отношение к процессу обучения.

Тип урока:

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • целевого применения усвоенного материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Педагогические подходы:

  • личностно - ориентированный,
  • системно-деятельностный,
  • компетентностный.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, доска, пакет программ «MS Office 2010».

Здоровьесберегающие технологии урока:

Обеспечение санитарно-гигиенических требований к организации урока, профилактика переутомления учащихся на уроке

Обеспечение психологической безопасности урока

Обеспечение личностной ориентированности урока

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов.

2. Динамические паузы: гимнастика для глаз, физкультминутка.

1.Психологические разгрузки и динамические паузы для снятия эмоционального и нервного напряжения.

2.Соблюдение рационального режима информационной нагрузки.

3.Организация разнообразных форм деятельности.

4.Деятельностный подход к обучению.

1. Опора на личный опыт учащихся

2. Использование наглядности и нестандартных форм обучения – инсценировка, ролевая игра, творческая работа.

3. Использование элементов соревнования с целью повышения мотивации к изучению нового материала.

4. Формирование навыков сотрудничества  и партнерства через организацию групповой работы.

5. Формирование ценностного отношения к здоровью здоровому образу жизни, экологического мышления через содержательную линию урока.

6. Создание условий для оценочной самостоятельности учащихся (самооценивание и взаимооценивание)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап

Приветствие: "Здравствуйте. Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня у нас необычный урок. Я надеюсь, что вы мне поможете провести его.

Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

моделирование

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Целеполагание

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На прошлом уроке вы начали знакомиться с основными понятиями алгебры логики.

Давайте вспомним, что вы знаете.

Что такое логика? Что такое высказывание.

Сегодня мы узнаем, как можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или ложность логического высказывания при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных).

Смыслообразование

формулирование познавательной цели;
знаково-символические;
построение логической цепи рассуждений

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Прогнозирова-ние

Актуализация знаний

Учитель раздает карточки для ученикам, для выполнения задания.

Смыслообразование

знаково-символические;
подведение под понятие, выведение следствий

речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения)

Планирование

Формирование первоначальных предметных навыков, овладение предметными умениями

Разъясняет с помощью интерактивной презентации последовательность действий в технологии составления таблиц истинности.

Смыслообразо-вание

Нравственно-этического оценивания

поиск и выделение информации; знаково-символические; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство

речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения);  Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Контроль

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Д/З: учебник стр. 22 п.1.3.1, п.1.3.2., стр. 34 п.1.3.6. Таблицы истинности.

Смыслообразо-вание

моделирование

действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии

Коррекция

Рефлексия (подведение итогов занятия)

На этом уроке мы закрепили понятие «таблицы истинности». Учитель просит заполнить карточки рефлексии.

Нравственно-этического оценивания

подведение под понятие, выведение следствий

действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии

Оценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

23.03.2017

Фамилия Имя

Тема урока: Алгебра Логики. Логические операции.

  1. Конъюнкция (логическое умножение)
  1. Таблица истинности конъюнкции (логическое умножение)

A

B

A и B

пример

формула

1

0

0

2

0

1

3

1

0

4

1

1

Обозначения: _________________________________________________________________

Правило: Составное высказывание, объединенное союзом и истины тогда и только тогда, когда истины все простые.

  1. Геометрическая схема отношений множеств (круги Эйлера)

  1. Логическая схема

  1. Последовательное соединение.


  1. Дизъюнкция (логическое сложение)
  1. Таблица истинности дизъюнкции (логическое сложение)

A

B

A и B

пример

формула

1

0

0

2

0

1

3

1

0

4

1

1

Обозначения: _________________________________________________________________

Правило: Составное высказывание, объединенное союзом или ложно тогда и только тогда, когда ложны все простые.

  1. Геометрическая схема отношений множеств (круги Эйлера)

  1. Логическая схема

  1. Параллельное соединение

  1. Инверсия (логическое отрицание)
  1. Таблица истинности инверсии (логического отрицания)

A

B

A и B

пример

формула

1

0

1

2

1

0

Обозначения: _________________________________________________________________

  1. Геометрическая схема отношений множеств (круги Эйлера)

  1. Логическая схема

  1. Параллельное соединение



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №_

Учитель:

Рогова Ирина Викторовна

Предмет:

Информатика

Класс:

8

Автор УМК:

Босова Л.Л.

Тема урока:

Логические операции. Построения таблиц истинности.

Задачи:

Образовательные:

Научить составлять логические выражения из высказываний
углубить знание о таблицах истинности
выработать умение применять последовательность действий построения таблиц истинности
научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности

Воспитательные:

Совершенствовать навыки общения, вовлечь в активную деятельность.

Развивающие:

продолжить развитие умения анализировать
продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
формировать умения работы с таблицами

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности

Предметные:

умение использовать термины «таблица истинности», «логическая операция», «логическое выражение», «логическое значение»
умение формально выполнять словесные алгоритмы
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи

Метапредметные:

владение основами самоконтроля
умение определять понятия
умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы

Межпредметные связи:

Математика, физика, ОБЖ

Формы деятельности:

Фронтальная, групповая

Формы обучения:

деятельностный способ обучения, практикум.

Ресурсы:

Основные:

ПК учителя, ПК учащихся, проектор, презентация по теме, раздаточный материал.

Дополнительные:

Учебник, рабочая тетрадь, программное обеспечение.

Тип урока:

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель:

Формирование применения усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап

Приветствие: "Здравствуйте. Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня у нас необычный урок. Я надеюсь, что вы мне поможете провести его.

Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

моделирование

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Целеполагание

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На прошлом уроке вы начали знакомиться с основными понятиями алгебры логики.

Давайте вспомним, что вы знаете.

Что такое логика?

Что такое высказывание.

А сегодня мы узнаем, как можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или ложность логического высказывания при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных).

Смыслообразование

формулирование познавательной цели;
знаково-символические;
построение логической цепи рассуждений

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Прогнозирование

Актуализация знаний

Учитель раздает карточки для ученикам, для выполнения задания.

Смыслообразование

знаково-символические;
подведение под понятие, выведение следствий

речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения)

Планирование

Формирование первоначальных предметных навыков, овладение предметными умениями

Разъясняет с помощью интерактивной презентации последовательность действий в технологии составления таблиц истинности.

Смыслообразование

Нравственно-этического оценивания

поиск и выделение информации; знаково-символические; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство

речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения);  Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Контроль

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Д/З: учебник стр. 22 п.1.3.1, п.1.3.2., стр. 34 п.1.3.6. Таблицы истинности.

Смыслообразование

моделирование

действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии

Коррекция

Рефлексия (подведение итогов занятия)

На этом уроке мы закрепили понятие «таблицы истинности». Учитель просит заполнить карточки рефлексии.

Нравственно-этического оценивания

подведение под понятие, выведение следствий

действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один из способов построения таблиц истинности логических выражений.

Для успешной сдачи ЕГЭ по предмету  «Информатика» необходимо уметь строить таблицы истинности логических выражений. Во всех учебниках указан метод построения таблиц истинности, который, на ...

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)

Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...

Презентация к уроку информатики "Логические операции и таблицы истинности. Решение задач."

Презентация к уроку информатики «Логические операции и таблицы истинности»Данная презентация состоит из разделов:Логические операции, примеры;Порядок выполнения логических операций;Примеры решен...

Конспект урока с применением ДОТ по информатике и ИКТ в 10 классе на тему «Построение таблиц истинности. Логические схемы»

Краткая аннотация:  Данный урок рассматривается как углубленное и самостоятельное изучение материала, с которым учащийся уже познакомился на уроке.  Таблицы истинности изучались в теме «Осно...

Практическая работа «Построение таблиц истинности логических функций в MS Excel» 9 класс

В данной работе дана пошагая инструкция по созданию ЭТ в MS Excel...

Презентация к уроку по теме: "Логические операции. Составление таблиц истинности".

Составления таблиц истинности с примениний знаний логических операций....

Решение логических задач ЕГЭ Построение таблиц истинности логических выражений

Решение логических задач ЕГЭПостроение таблиц истинности логических выражений...