Урок информатики в 3 классе "Кодирование информации"
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Ларкина Ольга Алексеевна

Урок информатики в 3 классе "Кодирование информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kodirovanie_informatsii.docx861.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Кодирование информации».

Форма урока: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач на компьютере).

Цели урока: 

  • обобщить знания учащихся об устройствах компьютера и действиях с информацией;
  • познакомить учащихся с новым действием — кодированием информации;
  • раскрыть смысл понятия «кодирование» на примерах из жизни учащихся;
  • познакомить учащихся с различными способами кодирования информации;
  • обратить внимание учащихся на особенности кодирования как действия с информацией: при кодировании меняется форма представления информации, но ее смысл остается неизмененным;
  • научить детей решать простые информационные задачи на кодирование.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Тема нашего сегодняшнего урока «Кодирование информации»

Цели …

II. Актуализация необходимых знаний

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами помним по темам прошлых уроков.

Для начала мы с вами попробуем разгадать кроссворд по теме «Устройства компьютера»

Посмотрите все на интерактивную доску. (На доске представлен кроссворд).  

                                                                           Периферия – внешние устройства компьютера,

                                                                              которые имеют собственное управление и

                                                                          работают по командам системного блока.

Теперь давайте выполним задания по теме «Получение и представление информации».

(Ребята отвечают с места)

  1. Соедините стрелками по смыслу: Наблюдать – значит …. (получать информацию)

Учитель: Спасибо! Молодец! Ты верно соединил стрелками по смыслу.

(Вопрос к остальным учащимся)

Какие способы представления информации вы знаете?

Ученик: Текстовое представление информации, числовое представление информации и графическое представление информации

  1. Учитель: В следующем задании нам нужно определить каким способом представлена информация.

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием!

III. Изучение нового материала по теме в виде эвристической беседы

Изложение новой темы проводится в виде эвристической беседы, опираясь на знания и жизненный опыт учащихся, сопровождаемое презентацией.

Учитель: Какие действия с информацией вы уже знаете?

Ученик: Получение и представление.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами другое действие над информацией кодирование.

Кодирование – это преобразование одной формы представления информации    в другую с сохранением прежнего смысла.

Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование?

Ученик: Чтобы легче ее передавать

Давайте, рассмотрим пример. Когда вы переходите дорогу, вы идете по пешеходному переходу. Скажите, что такое пешеходный переход?

Ученик: Пешеходный переход – это широкие белые полосы, по которым можно переходить дорогу.  

Учитель: Верно! Пешеходный переход является закодированной информацией для водителей и пешеходов.

  • Этот вид кодирования называется графическим кодированием.

Рассмотрим еще несколько примеров кодирования информации в жизни человека.

  • Звуковое кодирование
  • Числовое кодирование
  • Текстовое кодирование (Код Цезаря)

Мы видим, что формы представления информации разнообразны.

IV. Компьютерный практикум

Учитель: Ребята, давайте наши знания используем при работе за компьютером.

Перед вами электронные задания. Выберите упражнение 3.

Вам необходимо закодировать слова с помощью кода Цезаря.

 Код Цезаря: вместо нужной буквы пишется следующая за ней по алфавиту.

Всем понятно задание?

Тогда давайте с вами договоримся: Всего у нас нужно закодировать 7 слов. Кто правильно закодирует все 7 слов, тот получает оценку «5», Кто правильно закодирует 4, 5 или 6 слов – тот получает оценку «4», а кто 2 или 3 слова – это оценка «3».

Правильный ответ:

ПРИНТЕР

ТЕТРАДЬ

РАДИО

АЛФАВИТ

ПРИЗНАК

ПАПИРУС

БУМАГА

рсйоуёс

уёусбеэ

сбейп

бмхбгйу

рсйиобл

рбрйсфт

вфнбдб

V. Обобщение и подведение итогов

Учитель: Молодцы! Справились с заданием.

 А сейчас давайте вспомним с какими новыми словами вы сегодня познакомились?

Ученик: Кодирование, код Цезаря.

Учитель: Верно! Значит, что такое кодирование?
Ученик: Кодирование информации — еще одно из возможных действий с информацией.
Учитель: Молодцы! Задание было тяжелым или легким для вас?
Ученик: Легким.
Учитель: Что было труднее всего выполнить?
Ученик: В задании, где нужно было закодировать информацию с помощью кода Цезаря, нужно быть внимательным, чтобы не запутаться..
Учитель:  Но у вас все получилось сделать?
Ученик: Да.
Учитель: Тогда подвести итоги урока я предлагаю вам самим, соответственно, используя полученные сегодня на уроке знания.

Посмотрите, пожалуйста, на доску: Как вы думаете – что это?

Ученик: ребус

Учитель: Ребята ребус – это тоже кодирование информации. Попробуйте решить его и мы узнаем как вы сегодня поработали на уроке..

(молодцы) Мы сегодня с вами отлично поработали.

VI. Домашнее задание

Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.

  1. Прочитать текст учебника — § 7 «Кодирование информации».
  2. В рабочей тетради  выполнить задания №1,3 стр.37.

Учитель: Спасибо за урок! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Презентация к уроку информатики "Понятие об информации" 8 класс

Презентация по теме «Понятие об информации» к учебнику Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» 8-9 класс. Тема 1. В презентации предусмотрена проверка знаний по теме в виде  тестов....

урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса

Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед  учащимися; Организация восприятия новой информации...

урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса

Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед  учащимися; Организация восприятия новой информации...

Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс

Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...

Обобщающий урок информатики по теме: « Информация вокруг нас» в 5А классе ,Урок-игра.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Урок информатики по теме: "Информация — Компьютер — Информатика."

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ  И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА....