Рабочая программа по Информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Анохина Марина Олеговна

Рабочая программа по Информатике 5 класс (Л.Л. Босова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_informatika_fgos_bosova.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по информатике Л.Л. Босовой, изданной в сборнике «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы, 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. (Программы и планирование)».

Учебно-методический комплект обеспечен предметной линией учебников под редакцией Л.Л. Босовой.

В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на изучение информатики в 5 классе в объеме 35 ч (1 час в неделю).

Резерв учебного времени по авторской программе (2 часа) отводится на контрольный урок по теме «Устройство компьютера» (1 час) и на итоговое занятие (1 час).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА  

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях – «информация», «алгоритм», «модель» - и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Информация вокруг нас.

Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией.

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией.

Что умеет компьютер. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера.

Устройства ввода информации. Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Управление компьютером.

Программы и документы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню. 

Хранение информации.

Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память.  Файлы и папки. 

Передача информации.

Схема передачи информации. Электронная почта. 

Кодирование информации.

В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.

Текстовая информация.

Текст как форма представления информации. Текстовые документы. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов. Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста. 

Представление информации в форме таблиц.

Структура таблицы. Табличный способ решения логических задач.

Наглядные формы представления информации.

От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы. 

Компьютерная графика.

Графический редактор. Устройства ввода графической информации.

Обработка информации.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путём рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум:

Практическая работа № 1. «Вспоминаем клавиатуру».

Практическая работа № 2. «Вспоминаем приемы управления компьютером».

Практическая работа № 3. «Создаем и сохраняем файлы».

Практическая работа № 4. «Работаем с электронной почтой».

Практическая работа № 5. «Вводим текст».

Практическая работа № 6. «Редактируем текст».

Практическая работа № 7. «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа № 8. «Форматируем текст».

Практическая работа № 9. «Создаем простые таблицы».

Практическая работа № 10. «Строим диаграммы».

Практическая работа № 11. «Изучаем инструменты графического редактора».

Практическая работа № 12. «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа № 13. «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа № 14. «Создаем списки».

Практическая работа № 15. «Ищем информацию в сети Интернет».

Практическая работа № 16. «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».

Практическая работа № 17. «Создаем анимацию».

Практическая работа № 18. «Создаем слайд-шоу».

        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        

Тема

Количество часов

1

Информация вокруг нас.

10

2

Компьютер.

4

3

Подготовка текстов на компьютере.

6

4

Компьютерная графика.

3

5

Создание мультимедийных объектов.

4

6

Информационные модели.

3

7

Алгоритмика.

4

8

Итоговый контроль.

1

Всего

35


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Содержание

Вид деятельности

Ресурсы урока

план

факт

1

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас.

Информация. Виды информации. Действия с информацией.

Техника безопасности.

Изучение нового теоретического материала.

Беседа.

§ 1

2

1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

Универсальный объект. Компьютер. Аппаратное обеспечение.

Изучение нового теоретического материала.

§ 2

3

1

Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру.

Устройства ввода информации. Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 3

Практическая работа № 1

4

1

Управление компьютером. Вспоминаем приемы управления компьютером.

Программное обеспечение. Документ. Рабочий стол. Указатель мыши. Меню. Окно.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 4

Практическая работа № 2

5

1

Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы.

Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 5

Практическая работа № 3

6

1

Передача информации.

Схема передачи информации.

Изучение нового теоретического материала.

§ 6 (1)

7

1

Электронная почта. Работаем с электронной почтой.

Электронная почта.

Изучение нового материала. Практическая работа.

§ 6 (2)

Практическая работа № 4

8

1

Контрольный урок по теме «Устройство компьютера».

Тест по теме «Устройство компьютера».

Выполнение контрольной работы по изученному материалу.

Компьютерный тест.

9

1

В мире кодов. Способы кодирования информации.

Код. Кодирование. Способы кодирования информации.

Изучение нового материала. Решение задач.

§ 7 (1)

10

1

Метод координат.

Метод координат.

Изучение нового материала. Решение задач.

§ 7 (2)

11

1

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

Текст. Текстовый редактор.

Изучение нового материала.

§ 8 (1, 3)

12

1

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Вводим текст.

Текстовый документ. Объекты текстового документа. Правила ввода текста.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 8 (2, 4)

Практическая работа № 5

13

1

Редактирование текста. Редактируем текст.

Редактирование текста.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 8 (5)

Практическая работа № 6

14

1

Работаем с фрагментами текста.

Редактирование текста.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 8 (5)

Практическая работа № 7

15

1

Форматирование текста. Форматируем текст.

Форматирование текста.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 8 (6)

Практическая работа № 8

16

1

Структура таблицы. Создаем простые таблицы.

Таблица. Строка. Столбец. Ячейка.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 9 (1)

Практическая работа № 9

17

1

Табличное решение логических задач.

Табличный способ решения практических задач.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 9 (2)

Практическая работа № 9

18

1

Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Рисунок. Схема.

Изучение нового материала. Решение задач.

§ 10 (1, 2)

19

1

Диаграммы. Строим диаграммы.

Диаграммы.

Изучение нового материала. Практическая работа.

§ 10 (3)

Практическая работа № 10

20

1

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора.

Компьютерная графика. Графический редактор. Инструменты графического редактора.

Изучение нового материала. Практическая работа.

§ 11 (1, 2)

Практическая работа № 11

21

1

Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами.

Графические фрагменты.

Изучение нового материала. Практическая работа.

§ 11 (3)

Практическая работа № 12

22

1

Планируем работу в графическом редакторе.

Графический редактор.

Практическая работа.

Практическая работа № 13

23

1

Разнообразие задач обработки информации.

Обработка информации.

Изучение нового материала. Решение задач.

§ 12 (1)

24

1

Кодирование как изменение формы представления информации.

Изменение формы представления информации. Кодирование.

Изучение нового материала. Решение задач.

§ 12 (4)

25

1

Систематизация информации. Создаем списки.

Систематизация информации.

Изучение нового материала. Практическая работа.

§ 12 (2)

Практическая работа № 14

26

1

Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет.

Поиск информации.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 12 (3)

Практическая работа № 15

27

1

Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

Обработка информации. Правила обработки информации.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 12 (5)

Практическая работа № 16

28

1

Преобразование информации путем рассуждений.

Обработка информации. Логические рассуждения.

Изучение нового материала. Решение задач.

§ 12 (6)

29

1

Разработка плана действий и его запись.

Обработка информации. План действий.

Изучение нового материала. Решение задач.

§ 12 (7)

30

1

Запись плана действий в табличной форме.

Обработка информации. План действий.

Изучение нового материала. Решение задач.

§ 12 (7)

31

1

Создание движущихся изображений.

Анимация. Создание анимации.

Изучение нового материала.

Практическая работа.

§ 12 (8)

Практическая работа № 17

32

1

Создаем анимацию по собственному замыслу.

Анимация. Создание анимации.

Практическая работа.

Практическая работа № 17

33

1

Создаем слайд-шоу.

Создание слайд-шоу.

Практическая работа.

Практическая работа № 18

34

1

Создаем слайд-шоу.

Практическая работа. Защита итогового проекта.

Практическая работа № 18

35

1

Итоговое занятие.

Итоговое тестирование по всем изученным темам.

Итоговое тестирование.

Компьютерный тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...