Конспект урока по информатике «Построение таблиц истинности для логических выражений» для 8 класса
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Дмитриева Елена Матвеевна

          Тема урока:

          Введение понятия Таблица истинности.

          Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений.

          Задачи урока:

  1. Обучающие:
    1. Научить составлять логические выражения из высказываний
    2. Сформировать знание о таблицах истинности
    3. Выработать умение применять последовательность действий построения таблиц истинности
    4. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности
  2. Развивающие:
    1. Продолжить развитие умения анализировать
    2. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
    3. Формировать умения работы с таблицами
  3. Воспитательные:
    1. Совершенствовать навыки общения
    2. Вовлечь в активную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока58.01 КБ
Файл Презентация к уроку298.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 города Аркадака Саратовской области

Конспект

урока по информатике

«Построение таблиц истинности для логических выражений»

 для  8 «Б» класса

Учитель: Дмитриева Елена Матвеевна,

                      первая квалификационная категория

Дата проведения урока – 16.10.2017.

Тема: Построение таблиц истинности для логических выражений

Тип урока: комбинированный:

  • проверка знаний – устная работа;
  • новый материал – лекция;
  • закрепление – практические упражнения;
  • проверка знаний – задания для самостоятельной работы.

Цель урока:

Введение понятия Таблица истинности.

Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений.

Задачи урока:

  1. Обучающие:
  1. Научить составлять логические выражения из высказываний
  2. Сформировать знание о таблицах истинности
  3. Выработать умение применять последовательность действий построения таблиц истинности
  4. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности
  1. Развивающие:
  1. Продолжить развитие умения анализировать
  2. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
  3. Формировать умения работы с таблицами
  1. Воспитательные: 
  1. Совершенствовать навыки общения
  2. Вовлечь в активную деятельность

План урока: 

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания (устный опрос) (5 мин).
  3. Объяснение нового материала (10 мин).
  4. Физкультминутка (1 мин).
  5. Закрепление
  • разбор примера (3 мин);
  • практические упражнения (12 мин);
  • задания для самостоятельной работы (10 мин).
  1. Обобщение урока, домашнее задание (3 мин).


Оборудование и программный материал:

  • медиапроектор;
  • ПК;
  • учебник: Информатика 8, Босова Л.Л.
  • доска;
  • раздаточный справочный материал “Таблицы истинности”;
  • демонстрация презентации “Таблицы истинности”.

Применяемые технологии:

  1. Проблемного обучения.
  2. Личностно-ориентированный подход.
  3. Здоровьесберегающая.
  4. ИКТ.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, постановка цели и задач урока. Запись в тетради даты и темы урока.

2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания

3 учащихся работают по карточкам:

Выпишите пары соответствий в первом и втором столбцах:

1. Логика

1. ИСТИНА и ЛОЖЬ

2. Высказывание

2. Наука о формах и способах мышления

3. Алгебра логики

3. Наука об операциях над высказываниями

4. Значение логической переменной

4. А

5. Логическая переменная

5. Повествовательное предложение, содержание которого однозначно может быть истинным или ложным

(1 - 2; 2 - 5; 3 - 3; 4 - 1; 5 - 4)

Остальные ученики отвечают устно:

Вопросы (Слайд №2)

  1. Что такое высказывание?
  2. Какие бывают высказывания?
  3. Приведите пример простого высказывания. Сложного высказывания.
  4. Как обозначаются высказывания в Алгебре логики?
  5. Чему могут быть равны логические переменные?

(Слайд №3) Джордж Буль – создатель Алгебры Логики.

3. Объяснение нового материала

На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями: высказывание, алгебра логики, логические переменные. А сегодня мы рассмотрим основные логические операции, определённые над высказываниями.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Построение таблиц истинности для логических высказываний»

Кстати, что же такое таблица истинности? Как вы думаете? (Ученики высказывают свои варианты, учитель резюмирует): (Слайд №4)

Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

 Но для этого запишем в тетради основные логические операции и разберём таблицы истинности для них.

Послушайте высказывание: «Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым». Сформулируйте его иначе. Из каких простых высказываний оно состоит?

Итак, у нас появился союз «и». Это связка между простыми высказываниями. Иначе она называется конъюнкция. (Слайд №5)

Конъюнкция – логическая операция, ставящая в соответствие двум высказываниям новое высказывание, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.

Для записи конъюнкции используются следующие знаки: И, ^, *, &.

Конъюнкцию можно описать в виде таблицы истинности: (см. справочный материал)

А

В

A&B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Конъюнкцию ещё называют логическим умножением.

Существуют несколько связок между простыми высказываниями, но мы рассмотрим ещё две: (Слайд №6)

Дизъюнкция – логическая операция, которая двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.

Для записи дизъюнкции используются следующие знаки: ИЛИ, ˅, |, +.

Дизъюнкцию можно описать в виде таблицы истинности: (см. справочный материал)

А

В

A˅B

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Дизъюнкцию ещё называют логическим сложением.

(Слайд №7)

Инверсия – логическая операция, которая высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.

Для записи инверсии используются следующие знаки: НЕ, , ¬.

А

В

¬A

¬В

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

0

Инверсию ещё называют логическим отрицанием.

Назовите логическое значение инверсии для высказывания В.

При построении таблиц истинности есть определенная последовательность действий. Давайте запишем: (Слайд №8)

1. Определить количество строк в таблице: 

  • количество строк = 2n+1,  где n – количество логических переменных.

2.  Определить количество столбцов в таблице: 

  • количество столбцов = количеству логических переменных + количество логических операций.

3. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов (¬, &, V);

  • приоритеты: ( ), ¬, &, V.

4. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.

5. Заполнить таблицу истинности, выполняя логические операции в соответствии с приоритетами действий.

Возьмем для примера логическую формулу: ¬(A&B)

и построим таблицу истинности для этого составного высказывания.

Количество строк: 22+1=5, количество столбцов: 2+2=4. Далее заполняем варианты исходных высказываний А В. Теперь заполняем другие столбцы по порядку логических операций.

А

В

A&B

¬( A&B)

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

0

  1. Физкультминутка – гимнастика для глаз. (Слайд №9)

Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Влево, вправо посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так 8 раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево

Стало гибким наше тело.

Ножки вытянем вперёд,

Влево, вправо поворот.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

Подбородком  потянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой  все повращаем

И урок наш продолжаем.

 

  1. Закрепление изученного материала

Разберем следующее упражнение вместе. (Слайд №10) и работа на доске и в тетради.

Учебник: стр. 39 №8 (1, 3)

  1. В&(АVВ)  

Количество логических переменных: 2. Логических операций: 2.      

Значит, строк в таблице 22+1=5, столбцов 2+2=4.

A

B

AVB

В&(АVВ)  

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

3) А&(A˅B˅C)                      

Количество логических переменных: 3. Логических операций: 3    

Значит, строк в таблице 23+1=9, столбцов 3+3=6.

А

В

С

A˅B

(A˅B)˅C

А&((A˅B)˅C)

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Задание для самостоятельной работы на готовых карточках. (Слайд №11)

Вам надо заполнить таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.

А

В

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: (Слайд №12)

А

В

С

 

 

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

  1.  Обобщение урока, домашнее задание (2 мин). (Слайд №12)

На этом уроке мы изучили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных логических выражений, не вникая в смысл самого высказывания.

Д/З: учебник п.1.3.2, 1.3.3 стр. 24-30, №8(2, 4), стр. 39. Задание выполнить в тетради по аналогии с рассмотренными сегодня таблицами.

         Прошу вас оценить урок, заполнив карточки.


Приложение 2

Выпишите пары соответствий в первом и втором столбцах:

1. Логика

1. ИСТИНА и ЛОЖЬ

2. Высказывание

2. Наука о формах и способах мышления

3. Алгебра логики

3. Наука об операциях над высказываниями

4. Значение логической переменной

4. А

5. Логическая переменная

5. Повествовательное предложение, содержание которого однозначно может быть истинным или ложным

1______, 2_______, 3______, 4_______, 5________.

Выполнил__________________________________________

Приложение 3

Задание для самостоятельной работы: Постройте таблицу истинности логического выражения                 

А

В

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание выполнил_________________________

Работу проверил _________________________    Оценка «______»

Приложение 4

http://videouroki.net/img/articles/248-1380895502.png

Приложение 1

Таблицы истинности для логических выражений

Конъюнкция – логическая операция, ставящая в соответствие двум высказываниям новое высказывание, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.

Для записи конъюнкции используются следующие знаки: И, ^, *, &.

Конъюнкцию можно описать в виде таблицы истинности: (см. справочный материал)

А

В

A&B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Конъюнкцию ещё называют логическим умножением.

Дизъюнкция – логическая операция, которая двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.

Для записи дизъюнкции используются следующие знаки: ИЛИ, ˅, |, +.

Дизъюнкцию можно описать в виде таблицы истинности: (см. справочный материал)

А

В

A˅B

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Дизъюнкцию ещё называют логическим сложением.

Инверсия – логическая операция, которая высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.

Для записи инверсии используются следующие знаки: НЕ, , ¬.

     А

      В

¬A

¬В

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

0

Инверсию ещё называют логическим отрицанием.

Назовите логическое значение инверсии для высказывания В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построение таблиц истинности для логических выражений Урок информатики и ИКТ в 8 Б классе. Подготовила учитель: Дмитриева Е.М. МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области 16.10.2017

Слайд 2

Вопросы : Что такое высказывание? Какие бывают высказывания? Приведите пример простого высказывания. Сложного высказывания. Как обозначаются высказывания в Алгебре логики? Чему могут быть равны логические переменные?

Слайд 4

Построение таблиц истинности для логических выражений Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

Слайд 5

Построение таблиц истинности для логических выражений Конъюнкция – логическая операция, ставящая в соответствие двум высказываниям новое высказывание, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны. Для записи конъюнкции используются следующие знаки: И , ^, *, &. Конъюнкцию ещё называют логическим умножением.

Слайд 6

Построение таблиц истинности для логических выражений Дизъюнкция – логическая операция, которая двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны. Для записи дизъюнкции используются следующие знаки: ИЛИ , ˅, |, +. Дизъюнкцию ещё называют логическим сложением.

Слайд 7

Построение таблиц истинности для логических выражений Инверсия – логическая операция, которая высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному. Для записи инверсии используются следующие знаки: НЕ , - , ¬. Инверсию ещё называют логическим отрицанием.

Слайд 8

Построение таблиц истинности для логических выражений 1. Определить количество строк в таблице: количество строк = 2 n +1, где n – количество логических переменных. 2. Определить количество столбцов в таблице: количество столбцов = количеству логических переменных + количество логических операций. 3. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов ( ¬, &, V ); приоритеты: ( ), ¬, &, V. 4. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений. 5. Заполнить таблицу истинности, выполняя логические операции в соответствии с приоритетами действий. ¬( A & B ) Логических переменных: 2 , операций: 2 . Количество строк: 2 2 +1=5 , количество столбцов: 2+2=4.

Слайд 10

Построение таблиц истинности для логических выражений У чебник: стр. 39 №8 (1, 3 ) Постройте таблицы истинности для следующих логических выражений: 1) В &(АVВ) 3) А &( A˅B˅C)

Слайд 11

Построение таблиц истинности для логических выражений. Самостоятельная работа А В С ¬ C A&B A&B˅¬C ¬(A&B˅¬C)

Слайд 12

Построение таблиц истинности для логических выражений. Ответ: А В С ¬ C A&B A&B˅¬C ¬(A&B˅¬C) 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 0 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 0 1 1 1 0 1 1 0 3 4 5

Слайд 13

Заключение На этом уроке мы: изучили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных высказываний, не вникая в смысл самого высказывания. Д/З: учебник п.1.3.2, 1.3.3 стр. 24-30, №8(2, 4), стр. 39.

Слайд 14

Спасибо за урок! Прошу вас оценить урок, заполнив карточки. Оценки за ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций

Класс: 9-11 классТема: Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операцийТип урока: урок изучения нового материалаПродолжительность занятия: 45 минут...

Построение таблиц истинности для логических выражений.

Построение таблиц истинности для логических выражений конспект урока...

Информатика "Построение таблиц истинности для логических выражений" 8 класс

Урок построен на основе модульных технологийНа уроке у учащихся появится возможность научиться строить таблицу истинности для логических выражений.На уроке учащиеся:анализируют последовательность...

Урок по информатике 8 класс. Тема: "Построение таблиц истинности для логических выражений"

Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выраженийТип урока: комбинированный:проверка знаний – устная работа;новый материал – лекция;закрепление – практическ...

технологическая карта урока «Построение таблиц истинности для логических выражений»

Цель урока:Введение понятия Таблица истинности.Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений....