Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Робототехника»
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Нугуманов Ринат Габдрашитович

Рабочая программа курса внеурочной деятельности “Робототехника”/

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_uchebnaya_programma_po_robototehnike.docx48.48 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23«Менеджер»

СОГЛАСОВАНА

____________________

____________________

« ____ » ______ 201__ г.

УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом

от__________201____ №_____

приказ от ________201__ №____

Директор _______ Е.Н. Резаева

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Робототехника»

общеинтеллектуальное направление

5-6 классы

Разработана

Нугумановым Ринатом Габдрашитовичем,

Учителем информатики

Первой квалификационной категории

г. Альметьевск 2015г.


Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности “Робототехника” составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.  № 273;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897, зарегистрированным Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный №19644 «Об утверждении ФГОС ООО»;

Письмом МОиН РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФОС ОО»;

Основной образовательной программой основного общего образования Частного образовательного учреждения «Средняя школа №23 «Менеджер» на 2014-19 уч. гг.;

Учебным планом ЧОУ СШ №23«Менеджер» на 2014-15 учебный год;

Календарным учебным графиком на 2014-15 учебный год ЧОУ СШ №23«Менеджер»;

Положением о рабочей программе педагога ЧОУ СШ №23«Менеджер».

Данная         программа  по робототехнике   общеинтеллектуальной направленности, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.

Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.

    Педагогическая целесообразность этой программы  заключается в том что, она является целостной  и непрерывной  в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности  и само реализоваться в с современном мире .  В процессе конструирования и программирования  дети   получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

    Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

    Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Lego позволяет учащимся:

- совместно обучаться в рамках одной бригады;

- распределять обязанности в своей бригаде;

- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

- творческий подход к решению поставленной задачи;

- создавать модели реальных объектов и процессов;

- видеть реальный результат своей работы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 12 до 14 лет. В коллектив могут  быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.

Сроки реализации программы 1 год.

Режим работы, в неделю 1 занятие по 1 часу. Часовая нагрузка 35 часов.

Цель: обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования.

Формы и методы занятий.

Логика взаимодействия учащихся и педагога на занятиях независимо от избранной формы занятия строится на принципах: диалога и множественности коммуникативных связок в инфо-образовательной среде, предъявления разумных требований, свободы проявления творческой личности. Педагог использует различные формы занятий в зависимости от стратегических и тактических целей и задач. Разнообразные формы предъявления учебно-познавательного материала делают содержание доступным, интересным и привлекательным для подростков.

I. Формы организации деятельности воспитанников:

1. Занятия коллективные, индивидуально-групповые, межуровневые (занятия для воспитанников, освоивших или осваивающих начальные уровни программы, проводят воспитанники, освоившие более высокий уровень).

2. Индивидуальная работа детей, предполагающая самостоятельный поиск различных ресурсов для решения задач:

учебно-методических (обучающие программы, учебные, методические пособия и т.д.);

материально-технических (электронные источники информации);

социальных (консультации специалистов, общение со старшеклассниками, сверстниками, родителями).

3. Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях различного уровня.

II. Методы:

Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)

Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения воспитанниками;

Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),

Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.

Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные задачи, технология сопровождения самостоятельной деятельности воспитанника.

III. Приемы: создание проблемной ситуации, построение алгоритма сборки модели и составления программы и т.д.

Личностные и метапредметные результаты.

К личностным результатам освоения курса можно отнести: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; воспитание чувства справедливости, ответственности; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.

Метапредметными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

определять,  различать и называть детали конструктора,

конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,  сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

уметь работать по предложенным инструкциям.

умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

 уметь  работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Содержание курса.

Программа рассчитана на 1 год обучения или 35 учебных часов для учащихся 5- 6 классов. В основу программы положено моделирование роботов, как прогрессивного, наглядного и одновременно практически полезного раздела – робототехники, вобравшего в себя ее передовые достижения. В программе освещены темы, интересные учащимся как теоретически, так и для самостоятельного конструирования и моделирования разнообразных роботов.

Одновременно рассматриваются принципиальные теоретические положения, лежащие в основе работы ведущих групп робототехнических систем. Такой подход предполагает сознательное и творческое усвоение закономерностей робототехники, с возможностью, их реализации в быстро меняющихся условиях, а также в продуктивном использовании в практической и опытно-конструкторской деятельности.

В процессе теоретического обучения воспитанники знакомятся с назначением, структурой и устройством роботов, с технологическими основами сборки и монтажа, основами вычислительной техники, средствами отображения информации. Программа содержит сведения по истории современной электроники, информатики и робототехники, о ведущих ученых и инженерах в этой области и их открытиях с целью воспитания интереса учащихся к профессиональной деятельности, направлениям развития и перспективам робототехники.

Программа включает проведение практикума начинающего робототехника, включающего проведение лабораторно-практических, исследовательских работ и прикладного программирования. В ходе специальных заданий воспитанники приобретают обще-трудовые, специальные и профессиональные умения и навыки по сборке готовых роботов, их программированию, закрепляемые в процессе разработки проекта. Содержание практических работ и виды проектов могут уточняться, в зависимости от наклонностей учащихся, наличия материалов, средств и др.

Учебные занятия предусматривают особое внимание соблюдению учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, выполнению экологических требований.

 Содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла. Теоретические и практические знания по робототехнике значительно углубят знания учащихся по ряду разделов физики (статика и динамика, электрика и электроника, оптика), черчению (включая основы технического дизайна), математике и информатике.

Учащиеся, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций. Данный курс призван решить следующие образовательные и развивающие задачи.

Содержание курса включает в себя следующие темы:

1. Основы работы с NXT(1ч.). Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Правила техники безопасности.

2. Среда конструирования - знакомство с деталями конструктора (4 ч.). Твой конструктор (состав, возможности). Основные детали (название и назначение). Датчики (назначение, единицы измерения). Двигатели. Микрокомпьютер NXT. Аккумулятор (зарядка, использование). Названия и назначения деталей. Как правильно разложить детали в наборе

3. Способы передачи движения. Понятия о редукторах (4 ч.). Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. Различные виды зубчатых колес. Передаточное число.

4. Программа Lego Mindstorm (4 ч.). Знакомство с запуском программы, ее интерфейсом. Команды, палитры инструментов. Подключение NXT.

 5. Понятие команды, программа и программирование (4 ч.). Визуальные языки программирования. Разделы программы, уровни сложности.  Знакомство с RCX. Передача и запуск программы. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.

 6. Дисплей. Использование дисплея NXT (2 ч.). Дисплей. Использование дисплея NXT. Создание анимации.

7. Знакомство с моторами и датчиками (4 ч.). Серводвигатель. Устройство и применение. Тестирование (Try me). Мотор. Датчик освещенности. Датчик звука. Датчик касания.  Ультразвуковой датчик. Структура меню NXT. Снятие показаний с датчиков (view). Тестирование моторов  и датчиков.

8. Сборка простейшего робота, по инструкции ( 2 ч.). Сборка модели по технологическим картам. Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ).

 9. Программное обеспечение NXT. Создание простейшей программы (4 ч.). Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритма.

10. Управление одним мотором (2 ч.). Движение вперёд-назад. Использование команды « Жди». Загрузка программ в NXT.

 11. Самостоятельная творческая работа учащихся (4 ч.). Самостоятельная творческая работа учащихся.

Результативность курса

В результате изучения курса обучающиеся получат возможность расширить, систематизировать углубить свои знания в робототехнике. Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения.

По окончанию курса обучающиеся должны научиться:

-правилам безопасной работы;

-использовать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

-различать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

-знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

-использовать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;

-различать конструктивные особенности различных роботов;

- передавать программы в RCX;

-конструировать порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;

- использовать созданные программы;

-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

-создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

-создавать программы на компьютере для различных роботов;

-корректировать программы при необходимости;

Обучающийся получит возможность :

-принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.

         - проводить сборку робототехнических средств, с применением LEGO конструкторов;

         - создавать программы для робототехнических средств.

         - прогнозировать результаты работы.

         - планировать ход выполнения задания.

         - рационально выполнять задание.

         - руководить работой группы или коллектива.

         - высказываться устно в виде сообщения или доклада.

         - высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.

         - представлять одну и ту же информацию различными способами

Обучающийся получит возможность научиться:

демонстрировать технические возможности роботов;

конструктивные особенности различных роботов;

самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

создавать программы на компьютере для различных роботизированных устройств, корректировать программы при необходимости;

работать с литературой, с журналами, с каталогами, в Интернете (изучать и обрабатывать информацию);

создавать действующие модели роботов на основе конструктора Lego Mindstorms.


Календарно-тематическое планирование

 №п/п

Тема урока

Кол.

часов

Дата план

Дата факт

Основные вопросы рассматриваемые на

уроке

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Вводное занятие. Основы работы с NXT.

1

7.09

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России.

Показ видео роликов о роботах и роботостроении.

Правила техники безопасности.

Проявление познавательного интереса и активности в данной области

Соблюдение норм и правил культуры труда

Владение кодами и методами чтения и способам графического представления

2

Среда конструирования - знакомство с деталями

конструктора.

4

14.09

21.09

28.09

5.10

Твой конструктор (состав, возможности)

- Основные детали (название и назначение)

- Датчики (назначение, единицы измерения)

- Двигатели

- Микрокомпьютер NXT

- Аккумулятор (зарядка, использование)

Названия и назначения деталей

- Как правильно разложить детали в наборе

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности.

Планирование технологического процесса и процесса труда.

3

Способы передачи движения. Понятия о редукторах.

4

12.10

19.10

26.10

9.11

Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.

Различные виды зубчатых колес. Передаточное число.

Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.

Виртуальное и

натурное моделирование технических объектов

Проявление технико-технологического мышления при организации

своей деятельности.

4

Программа Lego Mindstorm. 

4

16.11

23.11

30.11

7.12

Знакомство с запуском программы, ее

Интерфейсом.

Команды, палитры инструментов.

Подключение NXT.

Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности.

Проявление познавательных интересов  и активности в технологической деятельности.

5

Понятие команды, программа и программирование

4

14.12

21.12

28.12

11.01

Визуальные языки программирования.

Разделы программы, уровни сложности.  Знакомство с RCX. Передача и запуск программы. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.

Проявление познавательного интереса и активности в данной области

Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности.

Владение кодами и методами чтения и способам графического представления

6

Дисплей. Использование дисплея NXT.

2

18.01

25.01

Дисплей. Использование дисплея NXT.

Создание анимации.

Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности

Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности.

Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности

7

Знакомство с моторами и датчиками.

4

1.02

8.02

15.02

22.02

Серводвигатель. Устройство и применение. Тестирование (Try me) - Мотор - Датчик освещенности - Датчик звука - Датчик касания - Ультразвуковой датчик • Структура меню NXT • Снятие показаний с датчиков (view) Тестирование моторов  и датчиков.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Согласование и координация совместной трудовой деятельности с другими её участниками.

Проведение необходимых опытов и исследований при проектировании объектов труда

8

Сборка простейшего робота, по

инструкции.

2

27.02

4.04

- Сборка модели по технологическим картам.

- Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ)

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности

Планирование технологического процесса и процесса труда. Формирование рабочей группы

9

Программное обеспечение NXT. Создание простейшей программы.

4

7.04

11.04

14.04

18.04

Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам.

Владение алгоритмами решения технико-технологических задач

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности

Планирование технологического процесса и процесса труда.

10

Управление одним мотором.

2

21.04

25.04

Движение вперёд-назад

 Использование команды « Жди»

Загрузка программ в NXT

Владение алгоритмами решения технико-технологических задач

Самостоятельная организация  и выполнение творческих работ

Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности

11

Самостоятельная творческая работа учащихся

4

14.05

18.05

21.05

25.05

Самостоятельная творческая

работа учащихся

Владение способами научной организации труда

Планирование технологического процесса  и процесса труда.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный
  2. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника»
  3. Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.: ДМК, 2010, 278 стр.;
  4. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М.: ИНТ, 1998, 150 стр.
  5. Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NT Press, 2007, 345 стр.;
  6. ПервоРобот NXT 2.0: Руководство пользователя. – Институт новых технологий;
  7. Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012;
  8. Программное обеспечение LEGO Education NXT v.2.1.;
  9. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, 59 стр.
  10. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.
  11. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.

Интернет ресурсы

  1. http://lego.rkc-74.ru/
  2.  http://www.lego.com/education/   
  3.  http://www.wroboto.org/
  4.  http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.
  5.  http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.    
  6.  http://learning.9151394.ru
  7.   Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные    стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  8.  Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-     edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
  9.  http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
  10.  www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html
  11.  http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc  
  12.  http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
  13.  http://pedagogical_dictionary.academic.ru
  14.  http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17

Техническое оснащение: набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms, персональные компьютеры, мультимедиа проектор.


Лист корректировки рабочей программы.

№ урока

Название темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб "Робототехники" для учащихся 7-х классов 2017-2018г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб  "Робототехники" для 7 класса 2017-2018г....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Творческое объединение «Робототехника»

   Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Робототехника» для основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательны...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Робототехника"

Курс внеурочной деятельности  "Робототехника"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Робототехника", 2021г.

Аннотация Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, программи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Робототехника»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Робототехника» на примере платформы программирование моделей инженерных систем...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Робототехника", 5 класс (35 часов)

Программа внеурочной деятельности по робототехнике и программированию «Робототехника» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Образовательная робототехника и моделирование»2

Основная цель курса – изучение основ алгоритмизации и программирования. Поэтому, в отличие от традиционных курсов, в данных внеурочных занятиях меньше внимания отводится технической составляющей...