Рабочая программа по информатике 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Уваров Сергей Александрович

Рабочая программа по информатике 9 класс УМК И. Г. Семакин ФГОС 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inf9fgos34ch.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Ардатовского района Республики Мордовия

 

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения
 
__________

/Дыдыкина О.И./

«___»___________2018г.

/Кочетков К.В./

«___»___________2018г.


 
 

Рабочая программа

учебного курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе


 

Составитель: учитель физики и информатики Уваров С.А.


 
 

2018– 2019  учебный год

Пояснительная записка

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в -9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на изучение в 9 классе – 34 учебных часа (из расчета  1 час в неделю).

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника «Информатика и ИКТ» для 9 класса.

Настоящая рабочая программа составлена на основе следующего документа:

 Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников  Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. (Опубликовано: «Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» Бородин М.Н.,2012г., БИНОМ. Лаборатория знаний.) Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

Содержание обучения и перечень практических работ в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.

Согласно базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю (34 часа за год).

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий учащиеся 9 класса должны:

знать/понимать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.
  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  • графические возможности табличного процессора.
  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования и систем программирования;
  • что такое трансляция;
  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования.
  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • историю способов записи чисел (систем счисления);
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одно ранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент- программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • работать с одной из программ-архиваторов.
  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

График реализации рабочей программы по информатике и ИКТ  9  класса

№ п/п

Разделы, темы

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и

практические работы, ч.

Контрольные

работа, ч.

1

Управление и алгоритмы

10

4

5

1

2

Введение в программирование

18

11

4

3

3

Информационные технологии и общество

3

3

0

0

4

Итоговое повторение

3

1

1

1

Итого

34

19

10

5

Содержание программы учебного предмета.

1. Управление и алгоритмы 10 ч. Управление и кибернетика. Определение и свойства алгоритма. ГРИС. Ветвления. Циклы.

2. Введение в программирование 18 ч. Что такое программирование. Программирование на Паскале. Линейное программирование. Ветвления. Циклы.  Массивы.

3. Информационные технологии и общество 3 ч. Предыстория информатики. История чисел, ЭВМ, ПО и ИКТ.

4. Итоговое повторение. 3 ч. Текстовые редакторы, редакторы электронных таблиц, СУБД, системы счисления, элементы логики.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п

Тема урока

Тип урока

Основные виды деятельности

Универсальные учебные действия

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Предметные

Метапредметные

Личностные

Управление и алгоритмы. ( 4+6=10 ч.)

1/1

Управление и кибернетика. §1 №2

Урок изучения нового материала

Рассматривается возникновение кибернетики

Знают смысл понятия управление

Умеют  описывать алгоритм управления.

Познавательные: Пробуют самостоятельно формулировать команды управления

Регулятивные:  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Позитивно относятся к процессу обучения.

Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные виды алгоритмов управления.

2/2

Управление с обратной связью. §2 №3

Комбинированное занятие.

Описывают конкретные алгоритмы с обратной связью

Работают в группе

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности

3/3

Определение и свойства алгоритма. §3№2

Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Рассматривают свойства алгоритма

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Умеют выводить следствия из имеющихся  данных. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

4/4

Графический учебный исполнитель. §4 №4

Урок изучения нового материала

Рассматриваются основы работы с ГРИС

Работают в группе

Позитивно относятся к процессу обучения.

Проводят анализ способов решения задачи.

5/5

Практическое занятие по теме: «ГрИС» §4 №5

Комбинированное занятие.

Отрабатывают практические навыки по изученному материалу

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.

6/6

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. §5 №3

Урок изучения нового материала

Рассматриваются понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы

Работают в группе

Позитивно относятся к процессу обучения.

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.

7/7

Циклические алгоритмы. §6 №2

Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Рассматривается понятие повторяющегося алгоритма, его плюсы и минусы

Общаются и обмениваются информацией

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

8/8

Ветвление и последовательная детализация алгоритма. §7, №3

Комбинированное занятие.

Рассматривается возможность и виды разветвлений алгоритма

Общаются и обмениваются информацией

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

9/9

Решение задач по теме: «Управление и алгоритмы»      п1.1, 1.2

Комбинированное занятие.

Подготовка к контрольной работе

Закрепляют алгоритм решения задач по теме

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

10 /

10

Тест или контрольная  работа по теме «Управление и алгоритмы»

Контроль знаний, умений и навыков

Демонстрируют умения решать задачи

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Оценивают  достигнутый  результат

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи

Введение в программирование. (11+7=18 ч.)

11/1

Что такое программирование. §8 №2

Изучение нового материала

Рассматривают значение и роль программирования в современной жизни. Анализ  работ

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  для принятия решений

12/2

Алгоритмы работы с величинами. §9 №3

Изучение нового материала

Рассматривают алгоритмы работы с величинами

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

13/3

Линейные вычислительные алгоритмы. §10 №2

Изучение нового материала

Рассматривают особенности линейных алгоритмов

Выделяют значение и возможности линейных алгоритмов

Сличают свой способ действия с эталоном

Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию

14/4

Знакомство с языком Паскаль. §11 №2

Изучение нового материала

Знакомство с языком и средой Паскаль

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  для принятия эффективных  решений

15/5

Алгоритмы с ветвящейся структурой. §12 №2

Изучение нового материала

Рассматривают значение и роль программирования в современной жизни. Анализ  работ

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  для принятия решений

16/6

Программирование ветвлений. §13 №2

Изучение нового материала

Рассматривают базовые алгоритмы ветвлений на АЯ и Паскаль

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  для принятия решений

17/7

Программирование ветвлений на Паскале. §13 №4

Комбинированное занятие.

Знакомство с  программированием ветвлений в Паскаль

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  

18/8

Решение комбинированных задач.

Комбинированное занятие.

Подготовка к контрольной работе

Закрепляют алгоритм решения задач по теме

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

19/9

Контрольная работа : «Ветвления. Линейные алгоритмы»

Контроль знаний, умений и навыков

Демонстрируют умения решать задачи

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Оценивают  достигнутый  результат

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

20/10

Программирование диалога с компьютером. §14 №2

Комбинированное занятие. Практикум

Рассматривают понятие диалога и примеры диалога с ПК. Отработка практических навыков учащихся

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  для принятия решений

21/11

Программирование циклов. §15 №2

Изучение нового материала

Рассматривают понятие циклического алгоритма в АЯ и Паскаль

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  для принятия решений

22/12

Алгоритм Евклида. §16

Изучение нового материала

Рассматривают базовый алгоритм Евклида

Решение частных задач

Формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  

23/13

Решение задач по теме: «Циклические алгоритмы»

Комбинированное занятие.

Подготовка к контрольной работе

Закрепляют алгоритм решения задач по теме

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

24/14

Контрольная работа  по теме: «Циклические алгоритмы»

Контроль знаний, умений и навыков

Демонстрируют умения решать задачи

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Оценивают  достигнутый  результат

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

25/15

Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. §17, 18

Изучение нового материала

Рассматривают понятие массива в программировании

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  для принятия решений

26/16

Одна задача обработки массива. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. §19, 20 №2

Изучение нового материала

Рассматривают и анализируют поиск элемента в массиве и возможность нахождения max и  min элементов

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  для принятия решений

27/17

Сортировка массива. §21 №2

Комбинированное занятие.

Рассматривают возможность сортировки массива методом пузырька. Подготовка к контрольной работе

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  для принятия решений

28/18

Контрольная работа по теме: «Массивы»

Контроль знаний

Демонстрируют умения решать задачи

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Оценивают  достигнутый  результат

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Информационные технологии и общество. (3+0=3 ч)

29/1

Предыстория информатики. История ЭВМ. §22,23

Изучение нового материала

Рассматривают историю средств хранения, передачи информации, историю создания ЭВМ

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  

30/2

История программного обеспечения и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества. §24, 25

Изучение нового материала

Рассматривают историю ПО и ИКТ

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  

31/3

Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность. §26, 27

Изучение нового материала

Рассматриваются проблемы формирования информационного общества и информационной безопасности

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  

Итоговое повторение. (1+2=3 ч)

32/1

Электронные таблицы и БД.

Изучение нового материала

Рассматривают ЭТ и БД

Решение частных задач

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Обмениваются знаниями  

33/2

Решение комбинированных задач.

Комбинированное занятие.

Подготовка к контрольной  или тестовой  работе

Закрепляют алгоритм решения задач по теме

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения

34/3

Итоговое тестирование или контрольная работа

Контроль знаний, умений и навыков

Демонстрируют умения решать задачи

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Оценивают  достигнутый  результат

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Перечень учебно-методического обеспечения  предмета:

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar 

4. http://school-collection.edu.ru/  - единая коллекция ЦОР

5. http://fcior.edu.ru/  - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

6. http://www.informika.ru/  - хранилище ЦОР по информатике

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.11).

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2010. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2010. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...