"Виртуальная среда обучения физики как основа формирования информационной культуры учащихся"
статья по информатике и икт

Аптекаева Зульфия Наильевна

Информационная культура современного общества требует от каждого человека владение всей полнотой знаний и умений по проблеме информатизации, особого информационного стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Виртуальная среда обучения физики как основа формирования информационной культуры учащихся»

Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление основного противоречия системы образования – противоречие между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период обучения. Образовательное пространство стремительно расширяется, увеличивается круг школьных и внешкольных источников информации. Этот разрыв, несмотря на мощные информационные технологии увеличивается. Значит, сама по себе компьютеризация и информатизация системы образования данной проблемы не решит.

Это противоречие ставит перед образовательными учреждениями задачу, прежде всего, формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности, которые возникают в процессе учебно-познавательной и самообразовательной деятельности.

Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием «информационная культура личности». Информационная культура становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Особое место в формировании высокого уровня информационной культуры школьников отводится образовательным учреждениям.

Школа информационного общества – это школа, в которой доминирующими являются инновационные подходы к построению учебного процесса. Новые учебные материалы и педагогические практики ориентированы на:

  • обновление видового состава и активизацию самостоятельной работы учащихся, развитие её мотивационной сферы, ориентировочной, инструментальной и контрольно-оценочной составляющих;
  • изменение позиции и характера деятельности учителя: становление, приоритетное развитие и реализация такой важной его профессиональной функции как организация процессов самостоятельного учения и творчества каждого школьника.

Учитель как источник информации, ранее лидирующий на «информационном поле» системы образования, постепенно вытесняется со своих привычных позиций. Новые тенденции в развитии информационной культуры общества никоим образом не исключают учителя из системы образования, но влекут за собой изменения в соотношении его функций. Профессиональная деятельность педагога будет результативной только при условии активного освоения им и выведения на первый план востребованной временем другой образовательной функции – организатора обучающего взаимодействия учащихся с разнообразными источниками информации и формирования у них умений и навыков самостоятельного информационного потребления.

Сегодня средствами ИКТ созданы необходимые условия для развития инновационной педагогической практики, появились новые, но уже доказавшие свою эффективность «интеллектуальные» инструменты и информационные технологии организации профессиональной деятельности. Эти инструменты включены в комплекс средств формирования информационной среды образовательного учреждения, разработки учебных занятий и учебно-методических материалов, работы с базами данных с учащихся, накопления и обработки материалов педагогического опыта.

Ни один другой источник информации не предоставляет учащемуся такого богатого выбора видов деятельности как виртуальная образовательная среда. В этой среде воспроизводятся или моделируются (симулируются) практически все традиционные виды учебной деятельности (лабораторный эксперимент, решение задач, теоретическое моделирование, элементы технического моделирования, работа с учебным текстом, систематизация информации, обработка и наглядное представление информации различными способами и т.д.) и реализуются новые, обусловленные появлением новых учебных объектов и инструментов. При этом необходимо обратить серьезное внимание на проблему организации познавательной деятельности учащихся в виртуальной информационной среде и формирования у них новой информационной культуры учения. Необходимо вооружить школьников принципиально иным познавательным инструментарием – системой умений и навыков самостоятельного изучения предмета с использованием ресурсов и инструментов виртуальной среды.

Активное использование компьютерных технологий обучения – ключевая характеристика современной модели обучения физике и важнейшее направление совершенствования учебного процесса по предмету. Физика как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационной культуры учащихся, так как при обучении используются различные источники информации.

Процесс формирования информационной культуры способствует  развитию личности учащегося только в том случае, если результаты самостоятельной информационной деятельности на каждом этапе работы будут оцениваться как его личные достижения, с учетом его потенциала и психологических особенностей.

В современных условиях работа образовательного учреждения и конкретного учителя оценивается по конечному результату, а конечный результат – это качество образования. Поэтому в образовательном учреждении необходимо создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.  

         Школа сегодня играет важную роль в формировании информационной  культуры школьников и ведущая роль в этом принадлежит информационно-образовательной среде. Информационная культура формируется не стихийно, а благодаря целенаправленной деятельности педагога, который отбирает необходимые, наиболее эффективные методы и приёмы работы с учащимися, организует не только урочную, но и внеклассную деятельность школьников  по предмету.  Сегодня педагог должен отойти от простого «наполнения» головы ученика разнообразной информацией и обучить умениям самостоятельно получать нужные материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Главные задачи учителя – это стимулировать и поддерживать образовательную инициативу учащихся, создавать необходимые условия для их самостоятельного учения в широкой информационно-образовательной среде, оказывать квалифицированную помощь в определении его значимых направлений, осуществлять корректировку успешности этого процесса и оптимизировать его с точки зрения средств и способов достижения  результатов.         

Организация виртуальной информационной среды на уроках физики  позволяет учащимся стать информационно культурными (компетентными) и в будущем включиться в процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, необходимых в любой области их деятельности.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ОТ СОЗДАНИЯ МЕДИЙНОЙ ПРОДУКЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ"

Ключевые слова: интегрированное медиаобразование, английский язык, информационная грамотность, медийная продукция, молодёжный журнал.Аннотация. В данной статье рассматриваются формы и приемы формирова...

Формирование информационной культуры учащихся.

Работа мастера производственного обучения по формированию информационной культуры учащихся....

Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии

Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....

Формирование информационной культуры учащихся на кружке «Издательское дело»

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий позволяют совершенствоваться школьному издательскому делу. Облачные технологии, поколение сетевых технологий (ВЕБ 2.0), обеспечивают возм...

Концепция формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности (методика О.Е. Лебедева)

Для оценки сформированности достигнутых уровней ИК учащихся старших классов мы выделили следующие критерии:1. Осознание проблем учащимися в осуществлении самостоятельной информационной деятельности.2....

"От рукописной книги к книгопечатанию: Появление книгопечатания на Руси": методическая разработка к библиотечному уроку по формированию информационной культуры учащихся 4-5 классов

Эта работа поможет вам провести библиотечный урок по информационной культуре для 4-5 классов на тему "Книгопечатание на Руси. Иван Федоров". Работа открывается в программе PowerPoint....

Формирование информационной культуры учащихся в образовательном процессе

Опыт формирования информационной культуры  учащихся в гимназии № 18 г. Нижнего Тагила....