Формирование информационной культуры учащихся.
материал

Федорова Раиса Геннадьевна

Работа мастера производственного обучения по формированию информационной культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_k_dokladu_2005_god.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Р.Г.

мастер производственного обучения

первой квалификационной категории

ГБОУ НПО СО

 «Профессиональный лицей №22»

Работа мастера производственного обучения по

 формированию информационной культуры учащихся.

 

Перспектива развития нашего образовательного учреждения в    огромной    степени    зависит    от    педагогов    и    мастеров производственного обучения, от их творчества и способности практически решать  проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.

В условиях научно-технической цивилизации сегодняшнего дня, когда полученная информация устаревает в течение 3-5 лет, важную роль приобретает необходимость обладать каждому человеку информационной культурой.

Многие годы при подготовке к итоговой аттестации учащихся не было системы работы по развитию навыков и умений, учащихся достойно себя презентовать.      

Анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации из года в год по профессии   «Машинист подъёмно – транспортных и строительных машин» выявлял отсутствие или недостаточную сформированность таких общеучебных навыков учащихся как:

  • Конспектирование;
  • Работа с первоисточниками, учебной литературой;
  • Работа с планами;
  • Умение обрабатывать и систематизировать информацию;
  • Умение выступать перед аудиторией;
  • Вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Поэтому, одной из главных задач своей профессиональной деятельности   я поставила задачу создания условий для того, чтобы учащиеся уверенно чувствовали себя на итоговой аттестации.

Так за последние годы в моей практике сложилась определённая система подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации.

К данной работе я приступаю с 1 курса обучения, начинаю с изучения элементарных понятий источников информации, приёмов  и методов их использования и объяснения того, как систематизировать и переработать информацию.

По моему глубокому убеждению, эту задачу невозможно решить без тесного контакта с библиотекарем,  поэтому  почти 5 лет тому назад началось наше сотрудничество с заведующей кабинета №1 нашего лицея Котомцевой И.Н.,    с которой у нас наработан определённый  алгоритм нашей совместной деятельности, начиная с библиотечных уроков и заканчивая тем, что Ирина  Николаевна помогает учащимся в поисках информационных источников для курсовых  работ,  используя свои связи с библиотеками города и техническими библиотеками предприятий.

Уж в первом  учебном полугодии, кроме проверочной работы (изготовление металлической щётки) мои учащиеся сдают письменную работу в виде реферата,  кроссворды и карточки-задания «Блиц-опрос»  по слесарному делу, которые закрепляют навыки, полученные в результате первых этапов освоения информационной культуры.

 Во II полугодии 1 курса  мои  учащееся выполняют домашнее задание по оформлению карточек-заданий (блиц-опрос).  Итоговая письменная работа на первом курсе - это реферат.

Письменную работу учащиеся защищают на занятии, отвечая на дополнительные вопросы мастера п/о и товарищей по группе и получают оценку,  которая выставляется на основе коллегиального решения ребят и мастера.

В результате такой совместной кропотливой работы учащиеся могут без труда сами находить нужные источники информации,  систематизировать её и грамотно оформлять свои письменные работы уже в полугодии.

Во втором полугодии первого курса я выдаю учащимся темы курсовых работ. Данная курсовая работа выдаётся после прослушивания на уроках устройства автомобиля всех тем по устройству двигателя внутреннего сгорания.

Темы   разрабатываются   и   согласовываются   с   преподавателем спецдисциплин по автоделу Платоновым В.Г. перед выходом учащихся во 2 полугодии на производственную практику, причём учащимся предоставляется возможность самим выбрать тему.                                                                           

Требования к оформлению и содержанию курсовых работ сначала излагались в устной форме.

В связи с этим у ребят возникло очень много вопросов: где найти материал, как выбрать материал из учебника и т.д. Приходилось с каждым индивидуально беседовать, показывать, подсказывать. Так появилась необходимость создания методического пособия по написанию и оформлению курсовых работ.

В конце производственной практики учащиеся выполняют проверочную практическую работу по теме своей курсовой работы. Защита курсовой происходит непосредственно на рабочем месте в присутствии механика или наставника и мастера производственного обучения.

В связи с разработанной этой системой практических и письменных работ сама собой возникла необходимость отслеживания результатов этой работы с последующим анализом этих результатов и внесением коррекции в сформированность информационной культуры учеников.

Так возник мониторинг мастера производственного обучения, где нашла своё отражение система полного учёта всех достижений учащихся.

        Показателями мониторинга являются:

  1. Посещаемость учащимися производственной практики;
  2. Учёт успеваемости (количество и качество выполненных работ);
  3. Учёт выполнения письменной работы  (карточки-задания, реферат, курсовая работа);
  4. Защита письменной работы;
  5. Выполнение практической работы.

При подведении итогов за полугодие или за год все эти показатели суммируются, и выставляется итоговая оценка.

За весь период учащимися  выполняются карточки-задания по слесарному делу, реферат,  курсовая  работа.

Проделав такой большой объём работы, учащиеся группы значительно основательнее подготовлены для написания дипломной работы  на третьем курсе.

А поэтому результаты при выпуске первой группы  где эта система внедрилась, были, на мой взгляд, высокими, благодаря проведённой кропотливой работе.

Из 24 человек: выпущено с 6 разрядом 16 человек, 6 человек с 5 разрядом, 2 человека с 4 разрядом.

Процесс формирования информационной культуры учащихся я продолжаю с группой следующего набора. Подведение итогов по производственному обучению на 1 и 2 курсе  провожу по той же схеме.

После публичной защиты курсовой работы второй группы, настала необходимость доработать методические рекомендации по выполнению курсовой работы, что было и сделано.

В методичке второго поколения мною были расписаны конкретно темы курсовых работ по устройству автомобиля и автомобильного крана для 1 и 2 курса по профессии «Машинист подъёмно-транспортных и строительных машин».

В дополнение к этому был выполнен большой объём работы на компьютере  по составлению карточек-заданий по устройству и техническому обслуживанию автомобиля.

Так, эта  система работы постоянно  совершенствуется, пополняясь новыми видами работ. 

 В  связи с новыми требованиями НРК ГОС НПО возникла необходимость: 

  1. Разработки тестов по слесарному делу;
  2. Пополнения  комплексно-методического обеспечения мастерской по производственному обучению;
  3. Продолжается  работа  по организации соревнования между учащимися внутри группы при подведении итогов.  

В перспективе на основании карточек-заданий, кроссвордов, блиц-опросов, рефератов, я планирую разработать инструментарий по организации устных зачётов учащихся на каждом занятии по слесарному делу, а также разработку рабочей тетради мастера производственного обучения, которая требует постоянного усовершенствования

А коль пределов совершенству, как известно, нет, то работы предстоит ещё много, так как сегодня нельзя стоять на месте, иначе жизнь оставит тебя позади.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ОТ СОЗДАНИЯ МЕДИЙНОЙ ПРОДУКЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ"

Ключевые слова: интегрированное медиаобразование, английский язык, информационная грамотность, медийная продукция, молодёжный журнал.Аннотация. В данной статье рассматриваются формы и приемы формирова...

Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии

Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....

Формирование информационной культуры учащихся на кружке «Издательское дело»

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий позволяют совершенствоваться школьному издательскому делу. Облачные технологии, поколение сетевых технологий (ВЕБ 2.0), обеспечивают возм...

Концепция формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности (методика О.Е. Лебедева)

Для оценки сформированности достигнутых уровней ИК учащихся старших классов мы выделили следующие критерии:1. Осознание проблем учащимися в осуществлении самостоятельной информационной деятельности.2....

"От рукописной книги к книгопечатанию: Появление книгопечатания на Руси": методическая разработка к библиотечному уроку по формированию информационной культуры учащихся 4-5 классов

Эта работа поможет вам провести библиотечный урок по информационной культуре для 4-5 классов на тему "Книгопечатание на Руси. Иван Федоров". Работа открывается в программе PowerPoint....

Формирование информационной культуры учащихся в образовательном процессе

Опыт формирования информационной культуры  учащихся в гимназии № 18 г. Нижнего Тагила....

"Виртуальная среда обучения физики как основа формирования информационной культуры учащихся"

Информационная культура современного общества требует от каждого человека владение всей полнотой знаний и умений по проблеме информатизации, особого информационного стиля мышления, обеспечивающих необ...