Тема: «Метод проектов на уроках информатики как способ реализации творческого потенциала учащихся».
статья по информатике и икт

Кровопускова Марина Александровна

Представление опыта работы

учителя информатики

МБОУ СОШ №1 г. Данкова

Липецкой области

                                                                                                                                        Кровопусковой Марины Александровны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_metod_proektov_s_foto1.docx994.08 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.ytimg.com/vi/TfcasqqHxmU/maxresdefault.jpg

Представление опыта работы

учителя информатики

МБОУ СОШ №1 г. Данкова

Липецкой области

Кровопусковой Марины Александровны.

Тема: «Метод проектов на уроках информатики как способ реализации

творческого потенциала учащихся». 

Технология проектной деятельности - одна из самых прогрессивных технологий, которая  позволяет создавать условия для развития познавательных интересов, творческого потенциала учащихся.

С помощью проектного метода ученики  не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Главная задача для меня состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

Мы с учащимися выяснили, что алгоритм выполнения проекта состоит из следующих этапов:

 1. Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, определение методов и приемов работы.

2. Аналитический этап: разработка плана программы исследования.

3.Сбор и изучение необходимой информации.

4. Практический этап: создание конкретного продукта изложения проекта.

5. Презентационный этап: представление результатов и продуктов проектной деятельности, оценка деятельности.

Чтобы разработать какой-либо проект, мои учащиеся детально работают над проблемой, поставленной перед ними.

Проблема — это мостик от имеющихся знаний к новым.  Работая над проблемой, я применяю «мозговой штурм». Например, я учащимся задаю вопрос: как успеть за 20-25 минут урока, которые отводятся на выполнение задания, набрать такое большое количество текста? Какие пути решения ими предлагаются?

Особенность использования этого метода состоит в том, что работа над проектами ведётся в парах или группах с применением компьютерных технологий.

Выполнение творческих практических заданий становится неотъемлемой частью моего урока.

Компьютерные программные средства  используются  на всех этапах проектной деятельности для поиска и отбора  информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта.

На моих уроках проектная деятельность базируется на прикладных программах, языках программирования, с помощью которых ученик представляет итог выполнения проекта в форме конкретного разработанного продукта.

Проекты, как педагогическую технологию, я наиболее часто использую как на уроках информатики, так и во внеклассной работе.

В нашей школе уроки информатики проводятся с 3 по 11 класс.

На уроках в  начальной школе я формирую не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики.

В младших классах я даю детям задание: подобрать ребусы, загадки на изучаемые темы с обязательным их представлением в форме игры с классом.

Дети этого возраста не могут долго увлекаться одним делом, и проекты на уроках – кратковременные. Важна поддержка ребенка, поэтому заведомо для него создается «ситуация успеха»: включаются практические работы, уже выполненные учащимися  и предлагается сделать их еще лучше, и интереснее. Затем мы с учениками  вместе рассматриваем все работы; отмечаем, что сделал каждый, а что можно было бы сделать лучше. И ребенок видит, что любая работа делается не просто так, у нее есть своя ценность для окружающих.G:\Кровопускова\Конкурс рисунков.jpg

На уроках информатики в основном звене проектный метод, помогает активизировать познавательные способности, раскрывает творческие возможности учащихся.

Предлагаю вашему вниманию примеры проектов, которые мои учащиеся выполняют на уроках информатики.

Например,

  • Microsoft PowerPoint — программа для создания мультимедийных презентаций, которые позволяют создавать и демонстрировать учебные и справочные слайд-фильмы, доклады, рефераты, проекты. При создании презентации каждый ученик выступает, как автор (сценарист), режиссёр, художник и исполнитель.

 H:\Фото\Конкурс презентаций и рисунков по ТБ\DSC_1300.JPG

Например, для проведения классного часа учащиеся 6 класса создали презентацию - проект «Блокадный хлеб», в которую включили видеоматериалы, а также звуковые фрагменты. Этот проект был использован учителями для участия во Всероссийской акции «Блокадные 125».

  • Microsoft Excel — с помощью этой программы, ученики обрабатывают большое количество информации представленной в табличном виде, производят необходимые расчёты, строят диаграммы и графики. При работе в электронных таблицах Microsoft Excel формируется межпредметная связь, развивается теоретическое, творческое мышление, а также операционное мышление, навыки работы на компьютере, умение оценивать результаты выполненных действий.       
  •  Изучение текстового редактора Microsoft Word я провожу следующим образом. После краткого обсуждения основных элементов текста (страница, абзац, символ, шрифт и пр.) учащиеся получают образец готового текста, который ему необходимо воспроизвести при помощи текстового редактора.

Школьники приступают к подготовке документа, имея образец, но, не зная в деталях, как это делать. При подготовке документа у них возникают вопросы: как сделать это? как получить такой результат? Отвечая на них, учащиеся, самостоятельно осваивают те или иные приемы работы с редактором. Следующий шаг: сравнение образца с тем, что у них получилось, и, если необходимо, корректируют свою работу. После подготовки первого документа ученику выдается следующий, более сложно оформленный текст и т. д. Здесь как раз можно увидеть все этапы проектной деятельности. H:\Фото\Конкурс презентаций и рисунков по ТБ\DSC_1305.JPG

С помощью этой программы ученики могут подготовить доклад, статью, реферат, открытки к праздникам, кроссворды, ребусы, афиши школьных праздников, схемы, чертежи и т.д..

  • Удобным средством для самостоятельного изучения является графический редактор Paint. Школьники достаточно быстро находят нужные инструменты и приемы создания рисунка. Я предлагаю учащимся темы проектов, например, Моя школа, Мой город, Любимый урок и др., и они должны разработать его с использованием графического редактора Paint или отредактировать графические материалы, а затем защищают свои мини-проекты.

В старших классах на уроках информатики проектная деятельность становится ведущей.

  • Microsoft Access — с помощью этой программы ученики могут создать базу данных, по ней строить запросы, отчеты, формы.                   
  • Windows Movie Maker — с помощью этой программы ученики могут создать видеофильм или отредактировать уже полученный видеоматериал. http://mougimnazy01.ucoz.ru/Novosty/2017-2018/3/9.jpg

Также учащиеся 10-11 классов создают проекты в форме буклетов и выполняют презентации для защиты своих исследовательских работ в щкольном НО «Мысль».

Работая в малых группах или парах, учащиеся выбирают темы из школьных предметов, тем самым устанавливается межпредметная связь. В мультимедийные проекты ребята добавляют звуковую, текстовую, графическую информацию.

Затем ребята выступают в роли учителя, представляя каждый свою тему, остальные конспектируют, задают вопросы. На следующем уроке я провожу опрос по всей теме.

В нашей школе при проведении предметных недель и декад, учащиеся выполняют мини-проекты.

Например, при проведении декады информатики и математики, посвященной году российского кино, учащиеся создавали публикации и афиши, а затем оформили стенд «Числа и мир кино».

При подготовке к неделе биологии и химии учащиеся выполняли проекты-газеты «Периодическая таблица Менделеева».  

В межпредметном проекте, даже напрямую не связанном с информатикой, при оформлении отчета так или иначе учащимся  требуются знания по информационным технологиям.

Во внеклассной работе я также использую проектную технологию.

День Победы – это особенный праздник для нашей школы. К этому дню учащиеся готовили открытки, публикации, а затем был оформлен стенд «История Великой Победы в истории семьи».

 Вместе с активом учащихся и педагогов созданы проекты: журнал «Школьная волна» и  «классный» журнал «Firstашка».

 

Наш опыт работы был представлен в газете  «Заветы Ильича».  C:\Users\user\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.311\img344.jpg

Также мои учащиеся с удовольствием участвуют в сетевых проектах: «Час кода», «Урок цифры», «Безопасный Интернет».

Таким образом, метод проектов на моих уроках используется в каждом классе, но в различной форме. Задания для учащихся даются с учётом их возрастных особенностей. И, по-моему, он вполне себя оправдывает.

Я думаю, что информатика находится в наиболее удачной позиции при использовании проектного метода. У любого ребенка есть интересующий его предмет, тема, вопрос, на которые он с большим желанием готов создавать проект, а для оформления результатов выступления ему потребуется компьютер  и тогда,  вместе с добыванием знаний по основному предмету, он будет получать знания и умения по информатике.

Применение проектного метода обучения на современном этапе значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень их самостоятельности и помогает реализовать их творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....

«Развитие творческого потенциала учащихся через реализацию метода проектов на уроках информатики»

Образованные творческие личности востребованы во всех сферах современной жизни, особенно в сфере образования. Именно они двигают научно-технический и социальный прогресс. Тем не менее, в современной с...

Статья по теме: «Метод проектов на уроках информатики»

Юрченко Светлана ВладимировнаМБОУ «ЗСОШ № 3» г. Заинск Республики Татарстан  sss-v322@mail.ru...

Реализация творческого потенциала учащихся через проекты и исследовательские работы

Была предоставлена отчетная работа по проектам как во внеурочное, так и урочное время....

Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся».

Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся»....