Линейные вычислительные алгоритмы
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Natalya Sadykova

Конспект урока: "Линейные вычислительные алгоритмы" + Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект126.04 КБ
Файл Презентация425.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Линейные вычислительные алгоритмы».

Цели урока:

- научить разрабатывать линейные вычислительные алгоритмы.

Задачи урока:

Образовательные:

- усвоение учащимися понятий линейный вычислительный алгоритм, блок-схема;

- совершенствовать умения и навыки в использовании операторов ввода, вывода присваивания.

2. Развивающие:

- развитие мышления учащихся, умений применять знания на практике;

- развитие самостоятельности, научно-практических навыков.

3. Воспитательные:

- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование (ПК + проектор + экран);

- программное обеспечение: приложение Microsoft PowerPoint;

- компьютерная презентация для объяснения нового материала «Линейные алгоритмы»

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Проверка д/з посредством выполнения тестовой работы

3.Изучение нового материала с опорой на презентацию.

Поскольку присваивание является важнейшей операцией в алгоритмах, работающих с величинами, поговорим о ней более подробно.

Переменная величина получает значение в результате присваивания.

Присваивание производится компьютером при выполнении одной из двух команд из представленной выше системы команд: команды присваивания или команды ввода.

Рассмотрим последовательность выполнения четырех команд присваивания, в которых участвуют две переменные: а и b. В приведенной ниже таблице против каждой команды указываются значения переменных, которые устанавливаются после ее выполнения. Такая таблица называется трассировочной таблицей, а процесс ее заполнения называется трассировкой алгоритма.

Прочерк в таблице означает неопределенное значение переменной. Конечные значения, которые получают переменные а и b, соответственно равны 2 и 4.image

Этот пример иллюстрирует три основных свойства присваивания. Вот эти свойства:

1) пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной;

2) значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;

3) новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение. 

Обмен значениями двух переменных

Рассмотрим еще один очень полезный алгоритм, с которым при программировании часто приходится встречаться. Даны две переменные величины: X и Y. Требуется произвести между ними обмен значениями. Например, если первоначально было: X = 1; Y = 2, то после обмена должно стать: X = 2, Y = 1.

Хорошим аналогом для решения такой задачи является следующая: даны два стакана, в первом — молоко, во втором — вода; требуется произвести обмен их содержимым. Всякому ясно, что в этом случае нужен дополнительный, третий, пустой стакан. Последовательность действий будет следующей:

1) перелить из 1-го стакана в 3-й;

2) перелить из 2-го стакана в 1-й;

3) перелить из 3-го стакана во 2-й.

Цель достигнута!

По аналогии для обмена значениями двух переменных нужна третья дополнительная переменная. Назовем ее Z. Тогда задача решается последовательным выполнением трех операторов присваивания (пусть начальные значения 1 и 2 для переменных X и Y задаются вводом):

Действительно, в итоге переменные X и Y поменялись значениями. На экран будут выведены значения X и Y: 2,1. В трассировочной таблице выводимые значения выделены жирным шрифтом.image

Аналогия со стаканами не совсем точна в том смысле, что при переливании из одного стакана в другой первый становится пустым. В результате же присваивания (Х:=Y) переменная, стоящая справа (Y), сохраняет свое значение. 

Описание линейного вычислительного алгоритма

Алгоритмы, результатами выполнения которых являются числовые величины, будем называть вычислительными алгоритмами. Рассмотрим пример решения следующей математической задачи:

даны две простые дроби; получить дробь, являющуюся результатом деления одной на другую.

В школьном учебнике математики правила деления обыкновенных дробей описаны так:

1. Числитель первой дроби умножить на знаменатель второй.

2. Знаменатель первой дроби умножить на числитель второй.

3. Записать дробь, числителем которой является результат выполнения пункта 1, а знаменателем — результат выполнения пункта 2.

В алгебраической форме это выглядит следующим образом:

Теперь построим алгоритм деления дробей для компьютера. В этом алгоритме сохраним те же обозначения для переменных, которые использованы в записанной выше формуле. Исходными данными являются целочисленные переменные а, b, с, d. Результатом — также целые величины m и n.image

Ниже алгоритм представлен в двух формах: в виде блок-схемы и на Алгоритмическом языке (АЯ).

Раньше прямоугольник в схемах алгоритмов управления мы называли блоком простой команды. Для вычислительных алгоритмов такой простой командой является команда присваивания. Прямоугольник будем называть блоком присваивания, или вычислительным блоком. В форме параллелограмма рисуется блок ввода/вывода. Полученный алгоритм имеет линейную структуру (рис. 2.1).

В алгоритме на АЯ строка, стоящая после заголовка алгоритма, называется описанием переменных. Служебное слово цел означает целый тип. Величины этого типа могут иметь только целочисленные значения.image

Описание переменных имеет вид:

<тип переменных> <список переменных>

Список переменных включает все переменные величины данного типа, обрабатываемые в алгоритме.

В блок-схемах типы переменных не указываются, но подразумеваются. Запись алгоритма на АЯ ближе по форме к языкам программирования, чем блок-схемы. 

4.Закрепление нового материала. Составить трассировочную таблицу, алгоритм на АЯ и блок-схему к решению задачи: «Найти куб числа».

5.Рефлексия. Основные свойства присваивания:

• значение переменной не определено, если ей не присвоено никакого значения;

• новое значение, присваиваемое переменной, заменяет ее старое значение;

• присвоенное переменной значение сохраняется в ней вплоть до нового присваивания.

Обмен значениями двух переменных можно производить через третью дополнительную переменную.

Трассировочная таблица используется для «ручного» исполнения алгоритма с целью его проверки.

В алгоритмах на АЯ указываются типы всех переменных. Такое указание называется описанием переменных.

Числовые величины, принимающие только целочисленные значения, описываются с помощью служебного слова цел (целый). 

6.Постановка д/з. §10 (вопросы и задания после параграфа: 6, 7, 8, 9 – письменно в тетрадях).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Линейные вычислительные алгоритмы» Д/з: §10 (вопросы и задания после параграфа: 6, 7, 8, 9 – письменно в тетрадях)

Слайд 2

Переменная величина получает значение в результате присваивания. Присваивание производиться компьютером при выполнении одной из двух команд: команды присваивания или команды ввода. команда а b a := 1 1 - b := 2*a 1 2 a := b 2 2 b := a+b 2 4 Трассировочная таблица. Процесс заполнения таблицы называется трассировкой алгоритма

Слайд 3

Основные свойства присваивания: Пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной; Значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения; Новое значение, присвоенное переменной, заменяет её предыдущее значение.

Слайд 4

Даны две переменные величины: X, Y. Произвести между ними обмен значениями. X=1; Y=2 → X=2; Y = 1 Произвести обмен содержимым стаканов:

Слайд 5

Трассировочная таблица: команда X Y Z ВВОД X, Y 1 2 - Z := X 1 2 1 X := Y 2 2 1 Y := Z 2 1 1 ВЫВОД X, Y 2 1 1

Слайд 6

Алгоритмы, результаты выполнения которых являются числовые величины, будем называть вычислительными алгоритмами.

Слайд 7

Даны две простые дроби. Получить дробь, являющуюся результатом деления одной на другую.

Слайд 8

В алгоритме на АЯ строка, стоящая после заголовка алгоритма, называется описанием переменных. Служебное слово цел означает целый тип. Величины этого типа могут иметь только целочисленные значения. Описание переменных имеет вид: <тип переменных> <список переменных> Список переменных включает все переменные величины данного типа, обрабатываемые в алгоритме. В блок-схемах типы переменных не указываются, но подразумеваются. Запись алгоритма на АЯ ближе по форме к языкам программирования, чем блок-схемы.

Слайд 9

Практическая работа: Составить трассировочную таблицу, алгоритм на АЯ и блок-схему к решению задачи: «Найти куб числа».

Слайд 10

Коротко о главном: Основные свойства присваивания: -значение переменной не определено, если ей не присвоено никакого значения; - новое значение, присваиваемое переменной, заменяет ее старое значение; - присвоенное переменной значение сохраняется в ней вплоть до нового присваивания. Обмен значениями двух переменных можно производить через третью дополнительную переменную. Трассировочная таблица используется для «ручного» исполнения алгоритма с целью его проверки. В алгоритмах на АЯ указываются типы всех переменных. Такое указание называется описанием переменных. Числовые величины, принимающие только целочисленные значения, описываются с помощью служебного слова цел (целый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме"Линейные вычислительные алгоритмы."

План-конспект урока (с презентацией)....

Презентация к уроку "Знакомство с языком программирования. Линейные вычислительные алгоритмы"

Презентация для учащихся. Содержит начальные основы языка программирования Паскаль....

урок в 9 классе. Информатика. Линейные вычислительные алгоритмы (Pascal)

Урок применения знаний, умений и навыков в 9 классе по теме "Линейные вычислительные алгоритмы". Практическая работа состоящая из 3 вариантов (составление блок-схем и написание программ на я...

Технологическая карта урока информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов

Технологическая карта урока информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов...

Рабочий лист к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов

Рабочий лист является раздаточным материалом к уроку информатики в 8 классе на тему "Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов"...

Презентация к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов

Презентация к уроку  информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов...