Тема: Работа с записями базы данных (с применением информационных технологий)
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Лукина Варвара Ильинична

Тема: Работа с записями базы данных

(с применением информационных технологий)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Работа с записями базы данных

(с применением информационных технологий)

Цели:  

  1. Образовательные:  сформулировать основное назначение СУБД; дать представление о поиске информации в БД; ознакомить с приемами поиска с помощью сортировки и фильтра; сформулировать навыки переноса полученных знаний и умений по работе с таблицами БД в новую тему.
  2. Развивающие: развитие приемов умственной деятельности, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ; развивать внимание, критичность и самостоятельность; развивать интерес к практической работе.
  3. Воспитательные: достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися , привитие интереса к приобретению новых знаний; воспитывать чувство ответственности при работе с компьютером.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма работы: комбинированный – лекция и самостоятельная работа учащихся.

Оборудование:

  1. Компьютеры, мультимедиа проектор, прикладная программа «Система управления базами данных «Access»
  2. Практический курс: «Информатика и ИКТ. Практикум» под редакцией Н.В.Макаровой
  3. Разноуровневый раздаточный материал.
  4. Карточки самооценки.
  5. Презентация «Поиск в базах данных»

Ход урока:

  1. Оргмомент

                  Приветствие учащихся, заполнение журнала, рассказ о ходе занятия.

Здравствуйте, очень рада вас увидеть снова. Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на последних уроках. (Ответы учащихся)

  1. Проверка домашнего задания.  (12 минут)

Вопросы:

- Что такое база данных? 

(База данных – это совокупность структурированных данных определенного назначения)

- А что значит структурирование данные? 

(это объединение данных по определенным параметрам)

- Какова структура табличной базы данных?

(б.д. состоит из набора поименованных полей, описывающих свойства объектов одного класса и записей)

-Что такое поле, и какими параметрами оно характеризуется?

( Поле – это простейший объект базы данных, предназначенный для хранения значений параметра реального объекта или процесса)

(Имя, формат данных, тип оформления)

- Что собой представляет запись?

(Запись – это совокупность логически связанных полей, характеризующих свойства описываемого объекта или класса объектов)

- Какое основное назначение базы данных?        

(Для хранения и обработки большого количества информации)

  1. Цели и задачи урока.

           Главные цели нашего урока:

  1. Закрепить навыки работы с таблицами БД
  2. Определить основное назначение баз данных

  1. Изучение нового материала. (12 минут)

Ребята, мы изучаем тему, посвященную базам данных, не случайно.  Мы живем в век информации. На современного человека обрушивается очень много информации: различных сведений, материалов, документов. Чтобы все успеть, качественно выполнить то, что требуется, человек должен быть избирательным, он должен уметь использовать компактные, свернутые информационные формы. Специалист любой сферы деятельности сегодня должен уметь сворачивать представленную информацию в виде структурных схем, таблиц. Человек должен владеть определенным уровнем функциональной грамотности. Это одно из базовых умений в современном мире.

Тема нашего урока сегодня посвящена работам с записями, а именно извлечению информации с помощью  сортировки и  фильтрации.

Access позволяет производить редактирование полей и записей таблицы.

  • Скажите мне, ребята, в каком режиме таблицы возможно производить переименование, добавление, удаление полей? 

(возможны как в режиме Конструктора, так и в режиме Таблицы).

  • А в каком режиме осуществляется непосредственно ввод данных в таблицу?

(Ввод данных в таблицу и их редактирование ведется в режиме Таблицы).

  • Какие операции с записями таблицы мы можем производить?

           (Существуют три операции с записями: добавление, удаление, изменение).

Данные, хранящиеся в таблицах базы данных, должны иметь простые и доступные средства поиска нужной информации.

Для этого Access предлагает такие средства, как сортировка, фильтрация и поиск данных. 

Базы данных могут содержать сотни и тысячи записей. Часто бывает необходимо упорядочить записи, т.е. расположить их в определенной последовательности.

Упорядочение записей называется сортировкой.

Сортировка используется для удобства нахождения данных и производится по какому – либо полю. Значения, содержащиеся в этом поле, располагаются в определенном порядке, который определяется типом поля.

  • А какие типы полей вы знаете?

(текстовое, числовое, дата/время, счетчик, логический и т.д.)

  • Тогда какие виды сортировки данных могут осуществляться?
  • по алфавиту, если поле текстовое;
  • по величине числа, если поле числовое;
  • по дате, если тип поля Дата/Время.
  • А как еще мы можем сортировать наши данные?

             (Сортировка может производиться либо по возрастанию, либо по убыванию  значений поля).

В процессе сортировки целостность записей сохраняется, т.е. они переносятся из одного места таблицы в другое целиком.

Для сортировки только одного поля используются кнопки:

  • по возрастанию;
  •  по убыванию.

Нужно установить курсор в любом месте поля, по которому проводится сортировка и нажать соответствующие кнопки. Таблица будет отсортирована по значениям указанного поля.

(Показать на примере готовой базы данных результаты сортировки.)

Основная задача любой информационной системы – поиск информации в базе данных.

  • Какими способами мы с вами можем производить поиск данных в б/д?

(быстрый поиск данных).

Правильно, а если нам нужно из большой базы данных найти определенную запись по ее параметрам, то что с помощью чего мы будем производить поиск?

(с помощью фильтра).

Молодцы! Но существует и еще один способ поиска данных -  создание запросов.

Итак, отметим себе, что

Поиск данных можно выполнить тремя способами:

  1. быстрый поиск данных;
  2. поиск с помощью фильтра;
  3. поиск с помощью запросов.

Сегодня мы  рассмотрим только второй способ.

  • Как вы понимаете понятие фильтрации?

(Это способ быстрого поиска нужных данных)

  • А как мы будем его осуществлять?

(Укажем критерии поиска)

  • А в каком режиме таблице по вашему мнению мы будем производить фильтрацию, в режиме Таблицы, где уже база создана и заполнена, или в режиме Конструктора, где мы создаем только структуры будущей базы данных?

(В режиме Таблицы)

Правильно. Итак, что же у нас получилось… Дайте определение понятию Фильтрация.

Фильтрация — это способ быстрого отбора записей в режиме таблицы в соответствии с заданным критерием.

Произвести отбор записей можно с помощью следующих команд:

  • Фильтр по выделенному,
  • Обычный фильтр;
  • поле Фильтр для;
  • Расширенный фильтр.

Рассмотрим более подробно каждый из видов фильтров.

Фильтр по выделенному фрагменту.

  • Как вы думаете для чего используется такой фильтр?

(используется для того, чтобы найти в таблице значение, которое должно содержать отбираемые записи).

 Для этого следует выделить в поле запись, которая содержит условие отбора, и выполнить команду Фильтр — Фильтр по выделенному меню Записи.

Обычный фильтр.

  • А этот фильтр для чего будет использоваться?

(используется для отбора записей по значениям нескольких полей).

Для выполнения данного фильтра используется команда Фильтр —Дополнительно -  Изменить фильтр меню Записи.

Поле Фильтр для.

 (используется в том случае, когда не удается быстро найти образец отбора в столбце таблицы и нужно ввести конкретное искомое значение или выражение, результат которого будет использоваться на поле, для которого нужно указать условия отбора).

 Вызывается это поле щелчком правой мыши на поле, для которого нужно указать условия отбора, и выбором из контекстного меню соответствующей команды.

Расширенный фильтр.

  • Для чего будет использоваться?

(используется для создания сложных фильтров, так как позволяет сформировать критерий отбора в окне команды Расширенный фильтр, связывая условия отбора операциями логических функций и и или).

Для выполнения данного фильтра используется команда Фильтр — Дополнительно - Расширенный фильтр меню Записи.

 

  • Есть ли преимущества и такого вида поиска информации, как фильтр и если есть то в чем заключается преимущество?

(Преимущества фильтра – экономия времени).

А теперь перейдем к практической части.

  1. Домашнее задание.

  1. Практическая часть.

У каждого на рабочем столе имеется листочки с заданиями. Вам предложены четыре небольшие задачи, в которых рассматриваются сортировка и фильтрация данных. В процессе выполнения работы вы должны найти части слова, которые вы будете записывать в специально отведенные для этого клеточки. В конце практики мы выясним что за слова у вас получились и что они означают.

 При работе за компьютером не забудьте о правильной осанке, о расстоянии от глаз до монитора.

Итак, первый вариант получил какое слово? (Михаил), а  второй вариант? (Видениус).

Изобретателем MySQL является Михаил Видениус aka Monty из шведской компании TcX. В 1979 году он разработал средство управления базами данных, которое в дальнейшем было расширено для поддержки больших баз данных и было переписано на нескольких языках.                                

  1. Итог урока.
  • Расскажите, что же нового вы сегодня узнали?

(узнали о том, как можно быстро найти интересующую нас информацию)

  • И с помощью каких же инструментов вы это делаете?

(С помощью сортировки и фильтрации)

  • Как выполняется сортировка данных?

(с помощью специальных клавиш на панели инструментов)

  • Для чего нужен фильтр?

(для быстрого поиска данных)

  • Как создается простой фильтр?

(с помощью специальной клавиши Долполнительно – изменить фильтр)

  • Как организовать расширенный фильтр?         

(расширенный фильтр и указываем условие отбора)

Сегодня мы выяснили основное назначение баз данных – хранение больших объемов информации, основное назначение систем управления базами данных – быстрый поиск нужной информации.

  1. Оценивание детей.                                                

  1. Рефлексия урока:
  • Какие умения вы приобрели после выполнения практических заданий?
  • Что Вам удалось, не удалось на уроке?
  • Оцените свою работу на уроке?
  • Понравился ли вам урок?

Наш урок подходит к концу. Уважаемые ребята, вы выполнили большой объем работы. Спасибо вам за работу на занятии. Думаю, что на этом уроке вы получили не только новые знания, но и приобрели новые умения и навыки работы с электронными материалами, получили опыт работы с популярной программой MS Access.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания - Что такое база данных? База данных – это совокупность структурированных данных определенного назначения - А что значит структурирование данные? это объединение данных по определенным параметрам - Какова структура табличной базы данных? б.д. состоит из набора поименованных полей, описывающих свойства объектов одного класса и записей -Что такое поле, и какими параметрами оно характеризуется? Поле – это простейший объект базы данных, предназначенный для хранения значений параметра реального объекта или процесса Имя, формат данных, тип оформления - Что собой представляет запись? Запись – это совокупность логически связанных полей, характеризующих свойства описываемого объекта или класса объектов - Какое основное назначение базы данных? Для хранения и обработки большого количества информации

Слайд 3

Базы данных могут содержать сотни и тысячи записей. Часто бывает необходимо упорядочить записи, т.е. расположить их в определенной последовательности. Упорядочение записей называется сортировкой . Значения, содержащиеся поле, располагаются в определенном порядке, который определяется типом поля : Сортировка может производиться так же по алфавиту, если поле текстовое; по величине числа, если поле числовое; по дате, если тип поля Дата/Время. По возрастанию По убыванию

Слайд 6

Основная задача любой информационной системы – поиск информации в базе данных. Поиск данных можно выполнить тремя способами: 1. быстрый поиск данных; 2. поиск с помощью фильтра; 3. поиск с помощью запросов.

Слайд 7

Фильтрация — это способ быстрого отбора записей в режиме таблицы в соответствии с заданным критерием. Произвести отбор записей можно с помощью следующих команд: Фильтр по выделенному , Обычный фильтр; Поле Фильтр для; Расширенный фильтр.

Слайд 8

Фильтр по выделенному фрагменту используется для того, чтобы найти в таблице значение, которое должно содержать отбираемые записи. Для этого следует выделить в поле запись, которая содержит условие отбора, и выполнить команду Фильтр — Фильтр по выделенному меню Записи.

Слайд 9

Обычный фильтр используется для отбора записей по значениям нескольких полей. Для выполнения данного фильтра используется команда Фильтр —Дополнительно - Изменить фильтр меню Записи.

Слайд 11

Поле Фильтр для используется в том случае, когда не удается быстро найти образец отбора в столбце таблицы и нужно ввести конкретное искомое значение или выражение, результат которого будет использоваться на поле, для которого нужно указать условия отбора. Вызывается это поле щелчком правой мыши на поле, для которого нужно указать условия отбора, и выбором из контекстного меню соответствующей команды.

Слайд 12

Расширенный фильтр используется для создания сложных фильтров, так как позволяет сформировать критерий отбора в окне команды Расширенный фильтр, связывая условия отбора операциями логических функций «и» и «или». Для выполнения данного фильтра используется команда Фильтр — Дополнительно - Расширенный фильтр меню Записи .

Слайд 15

Создайте модель страницы журнала для урока физкультуры. Отсортируйте экземпляры записи в таблице так, чтобы сначала шел список фамилий мальчиков, затем — список фамилий девочек. Создайте следующие простые фильтры: Выше — отбирает записи об учениках, чей рост более 170 см; Легче — отбирает записи об учениках, чей вес меньше или равен 65 кг; Мало ест — отбирает записи об учениках, чей рост больше 170 см, а вес меньше или равен 67 кг; Отклонение — отбирает записи об учениках, чьи данные нахо­дятся в диапазоне: 65 кг < вес < 71 кг, 166 см < рост < 171 см.



Предварительный просмотр:

Практическая работа. 1 вариант

Задание 1.

В представленной базе данных книг отсортируйте экземпляры записи в таблице так, чтобы сначала шел список самых дешевых книг, затем список дорогих.

Технология работы

  1. Запустите СУБД.
  2. Откройте базу данных Книги.mdb.
  3. Откройте таблицу Книги в режиме таблицы.
  4. Разделите книги по цене от дешевых к дорогим:
  • выберите щелчком мыши поле Цена;
  • выберите команду меню Записи > Сортировка по возрастанию.

Первая строка, поле Издательство. Вписать название издательства как первые три буквы искомого слова

  1. Выполнить команду Дополнительно > Очистить все фильтры.

Задание 2.

Выяснить названия книг, которые стоят 135 р.

Технология работы

  1. Откройте таблицу Книги в режиме таблицы.
  2. Найдем книги, которые стоят 135 р:
  • выделите в поле Цена нужную стоимость книги (135 р);
  •  выберите команду Выделение > Равно 135 – на экране появятся результаты фильтрации.
  1. Выполнить команду Дополнительно > Очистить все фильтры.

Задание 3.

Узнайте, кто автор книги Рухнувшие небеса.

Технология работы

  1. Откройте таблицу Книги в режиме таблицы.
  2. Выясним, кто автор предложенной книги:
  • выберем команду Дополнительно > Изменить фильтр;
  • в поле Название выберем книгу Рухнувшие небеса и нажмем  Применить фильтр – на экране появятся результаты фильтрации.
  1. Выполнить команду Дополнительно > Очистить все фильтры.

Задание 4.

Создайте следующие простые фильтры:

  • Дороже— отбирает записи о книгах, чья стоимость более 170 р;
  • Жанротбирает записи о книгах, жанр которых ужасы;
  • Отклонение отбирает записи о книгах, чьи данные находятся в диапазоне: издательство = АСТ, Жанр = Классика.

Технология работы

1.  Откройте таблицу Книги в режиме таблицы.

2.  Создайте фильтр Дороже:

•   выберите команду меню Записи > Фильтр > Расширенный фильтр — появится диалоговое окно КнигиФильтр1;

•   в   строке   Поле   выберите   из   списка   имя   фильтруемого поля —Цена;

•   в строке Условие отбора введите >170;

•   выберите команду меню Фильтр > Применить фильтр — на экране появятся результаты фильтрации.

  • Выполнить команду Дополнительно > Очистить все фильтры.

3. Создайте фильтр Жанр:

•   выберите команду меню Записи > Фильтр > Расширенный фильтр;

•   в открывшемся окне в строке Поле выберите из списка имя фильтруемого поля Жанр (вместо поля Цена);

•   в строке Условие отбора введите Ужасы;

• выберите команду меню Фильтр > Применить фильтр — на экране появятся результаты фильтрации.

  • Выполнить команду Дополнительно > Очистить все фильтры.

4.  Создайте фильтр Отклонение:

•  выберите команду меню Записи > Фильтр > Расширенный фильтр;

•  в открывшемся окне в строке Поле выберите из списка имя фильтруемого поля — Издательство;

•  в строке Условие отбора введите АСТ;

•  во второй ячейке строки Поле выберите из списка имя второго фильтруемого поля —  Жанр;

•   в строке Условие отбора введите Классика;

•   выберите команду меню Фильтр > Применить фильтр — на мониторе появятся результаты фильтрации.

Последняя строка, поле Название. Вписать содержимое поля как последние две буквы искомого слова

Искомое слово

        1                     2                  3                     4                     5                   6                     7                   8



Предварительный просмотр:

Практическая работа. 2 вариант

Задание 1.

В представленной базе данных фильмов отсортируйте экземпляры записи в таблице так, чтобы сначала шел список ранних фильмов, затем список более современных.

Технология работы

  1. Запустите СУБД.
  2. Откройте базу данных Фильмы.mdb.
  3. Откройте таблицу Фильмы в режиме таблицы.
  4. Разделите фильмы по году выпуска от ранних к современным:
  • выберите щелчком мыши поле Год выпуска;
  • выберите команду меню Записи > Сортировка по возрастанию.

Задание 2.

Выяснить названия фильмов, которые были выпущены в 2000 году.

Технология работы

  1. Откройте таблицу фильмы в режиме таблицы.
  2. Найдем фильмы, которые выпущены в 2000 году:
  • выделите в поле Год выпуска нужный год (2000)
  •  выберите команду Выделение > Равно 2000 – на экране появятся результаты фильтрации.

 Первая строка, поле Название. Название фильма вписать как первые буквы искомого слова

  1. Выполнить команду Дополнительно > Очистить все фильтры.

Задание 3.

Узнайте, кто режиссер фильма Почтальон.

Технология работы

  1. Откройте таблицу Фильмы в режиме таблицы.
  2. Выясним, кто режиссер данного фильма:
  • выберем команду Дополнительно > Изменить фильтр;
  • в поле Название выберем фильм Почтальон и нажмем  Применить фильтр – на экране появятся результаты фильтрации.

Запишите фамилию режиссера как следующие две буквы искомого слова

  1. Выполнить команду Дополнительно > Очистить все фильтры.

Задание 4.

Создайте следующие простые фильтры:

  • Старше— отбирает записи о фильма, чья год выпуска более2000 года;
  • Жанротбирает записи о фильмах, жанр которых фантастика;
  • Отклонение отбирает записи о фильмах, чьи данные находятся в диапазоне:

Год выпуска > 1997, Жанр - Триллер.

Технология работы

1.  Откройте таблицу фильмы в режиме таблицы.

2.  Создайте фильтр Старше:

•   выберите команду меню Записи > Фильтр > Расширенный фильтр — появится диалоговое окно ФильмыФильтр1;

•   в   строке   Поле   выберите   из   списка   имя   фильтруемого поля — Год выпуска;

•   в строке Условие отбора введите >2000;

•   выберите команду меню Фильтр > Применить фильтр — на экране появятся результаты фильтрации.

  • Выполнить команду Дополнительно > Очистить все фильтры.

4. Создайте фильтр Жанр:

•   выберите команду меню Записи > Фильтр > Расширенный фильтр;

•   в открывшемся окне в строке Поле выберите из списка имя фильтруемого поля Жанр (вместо поля Год выпуска);

•   в строке Условие отбора введите Фантастика;

•   выберите команду меню Фильтр > Применить фильтр — на экране появятся результаты фильтрации.

  • Выполнить команду Дополнительно > Очистить все фильтры.

6.  Создайте фильтр Отклонение:

•  выберите команду меню Записи > Фильтр > Расширенный фильтр;

•  в открывшемся окне в строке Поле выберите из списка имя фильтруемого поля — Год выпуска;

•  в строке Условие отбора введите > 1997;

•  во второй ячейке строки Поле выберите из списка имя второго фильтруемого поля —  Жанр;

•   в строке Условие отбора введите Триллер;

•   выберите команду меню Фильтр > Применить фильтр — на мониторе появятся результаты фильтрации.Последняя строка, название фильма запишите как последние две буквы искомого слова

  • Выполнить команду Дополнительно > Очистить все фильтры.

Искомое слово

1                     2                  3                     4                     5                   6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самостоятельной работы по дисциплине "Базы данных"

Прграмма самостоятельной работы является дополнением к Рабочей программе по дисциплине "Проектирование баз данных" для студентов специальности 230401 "Информационные системы (по отраслям)"...

Практическая работа: "Проектирование однотабличной базы данных на компьютере"

Комплексное задание по WORD (колонки, таблицы, автофигуры, сноски, содержание)...

Краткий курс лекций по дисциплине "Базы данных" для специальности Информационная безопасность

Краткий курс лекций, по которому можно сформировать конспеут представление о предмете. И подготовиться к занятием....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ- ДАНЬ МОДЕ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ?»

В условиях современного  развития школы возникает острая необходимость  преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет  ...

Практико – значимая работа «Применение информационных технологий при изучении темы «Окружность»

Данный материал разработан для изучения таких тем как "Взаимное расположения прямой и окружности" и "Касательная к окружности" в 8 классе с применением информационных технологий. Многие теоретиче...

Тема 5. Системы управления базами данных. Справочно-поисковые системы (СПС) (презентация по теме 5)

Тема 5. Системы управления базами данных. Справочно-поисковые системы (СПС) (презентация по теме 5) для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомоби...

Урок русского языка в 7 классе на тему «Наречие как часть речи. Повторение» с применением информационных технологий.

Цель урока повторить морфологические признаки наречия, закрепить все виды орфограмм по теме «Наречие», подготовиться к контрольному тестированию. работать над развитием речи учащихся, разв...