Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме «Текстовые редакторы»
план-конспект урока по информатике и икт

Абдуллаева Светлана Шаназаровна

Конспект урока  обобщения и систематизации знаний по теме «Текстовые редакторы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Текстовые редакторы»

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: закрепить и систематизировать знания и умения, студентов по теме «Текстовые редакторы». Создать условия для самостоятельного применения знаний по теме при практической работе. Развивать самостоятельность студентов, используя творческое задание, имеющее практическую направленность.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по закреплению и систематизированию знаний и умений учащихся по теме “ Текстовые редакторы”;

Развивающие: создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, аккуратности, ответственности за результаты своей работы;

Воспитательные: создать условия для воспитания интерес к самостоятельной работе, творчеству, патриотизма.

Методы и формы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа по карточкам, тестирование.

Оснащение урока: Карточки с заданиями теста, карточки для проверки теста, задания для практической работы, индивидуальные карточки контроля знаний учащихся (Таблица успеха), карточки для устной работы, компьютеры, мультимедиа-проектор, экран.

Программное обеспечение: текстовый процессор MS WORD, издательская система MS Publisher.

Урок сопровождается презентацией.

Межпредметные связи: применение полученных знаний, умений и навыков для выполнения рефератов и других печатных работ по любому предмету.

Мотивация: Важность данной темы заключается в том, что она пригодится в дальнейшем при подготовке рефератов, написании курсовых и дипломных работ при обучении в вузах, при деловой переписке и подготовке документов.

План урока.

  1. Организационный момент. (Приветствие и проверка отсутствующих) (2 мин)
  2. Постановка темы, целей урока- учащиеся самостоятельно ставят тему и цели (8 мин.)
  3. Проверка знаний основных понятий по теме “Текстовый процессор Word? издательская система MS Publisher ” (теоретический диктант)- самопроверка. (15 мин)
  4. Физкультминутка (1-2мин);
  5. Проверка уровня знаний по теме “Текстовый процессор Word, издательская система MS Publisher” с помощью тестов с последующей взаимопроверкой. (18 мин)

  1. Проверка умений по форматированию абзацев (устная работа учащихся по карточкам в парах). ( 5мин);
  2. Повторение ТБ; (2 мин.)
  3. Физкультминутка. (1-2 мин)
  4. Практическая работа студентов за компьютером. – работа в парах (25 мин)
  5. Проверка работ всей группой. (8 мин)
  6. (3 мин) Итоги урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте отметим присутствующих на уроке.

2 постановка темы, целей урока.

Скажите, часто ли вам приходится самостоятельно набирать текстовую информацию, готовить доклады, рефераты?

Ответы студентов:

Какое программное обеспечение вы используйте? С помощью какого программного обеспечения вы это выполняете?

Ответы студентов:

Молодцы, и тема нашего занятия будет звучать так: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Текстовые редакторы»

В течение ряда уроков вы изучали тестовый редактор MS WORD и издательскую систему MS Publisher. Вы убедились, что текстовые редакторы обладают широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста. И наш урок будет посвящен этим двум программам.

У вас на столах лежат кусочки слов, из которых вы должны будете самостоятельно собрать цели нашего занятия.

Студенты выполняют (собирают)

Итак, какие же цели мы сегодня будем достигать? (Каждая пара проговаривает цели урока)

Приложение 1

  1. Показать свои знания основных понятий по теме «Текстовые редакторы»;
  2. Привести в систему полученные ранее знания по теме «Текстовые редакторы»;
  3. Закрепить умения по теме «Текстовые редакторы»;
  4. Обобщить знания и умения по теме «Текстовые редакторы».        

В качестве домашней работы предлагается творческое задание: Придумать и оформить кроссворд по теме «Текстовый процессор Microsoft Word и Настольная издательская система».

Наш урок будет состоять из следующих этапов:

  • теоретического диктанта,
  • тестирования,
  • устной работы,
  • и практической работы на компьютерах.

У каждого из вас на столах лежит таблица успеха.

Это индивидуальная карточка контроля знаний (Приложение 2). За каждый этап вы будете самостоятельно выставлять в эту таблицу набранное количество баллов, в конце урока вы просуммируете баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрали. Подпишите таблицу.

3. Проверка знаний основных понятий по теме “Текстовый процессор Word” – Теоретический диктант.

Приступим к первому этапу урока. На уроке будем использовать термины, которые изучили на предыдущих уроках.

Перед вами карточка – задание. (Приложение 3). На карточке: в правой колонке написаны определения терминов, используемых в теме «Текстовый процессор Word», слева пустые места.  Ваша задача: написать термин (слово), соответствующий  определению.

Проверка: самоконтроль с экрана

За каждый правильный ответ поставьте 1 балл.

- Кто не ошибся, поднимите руку. Молодцы!

4. Физкультминутка.(1-2мин) под музыку выполняют различные упражнения

5. Проверка уровня знаний по теме “Текстовый процессор ” с помощью тестов с последующей взаимопроверкой.

Мы с вами повторили основные понятия изученной темы, а теперь проверим умение применять ваши теоретические знания, проведем тест. В нем 14 вопросов. После того, как вы ответите на вопросы теста, вы проверите правильность выполнения друг у друга.

Задание теста. (Приложение 4)

Сейчас поменяйтесь листочками, я раздам вам карточки с правильными ответами (Приложение 5), и, используя их, вы проверите знания друг друга. После того, как вы проверите и подсчитаете количество набранных баллов, вы внесете количество баллов, которое набрали в свою таблицу успеха.

  1.  Устная работа.

На следующем этапе урока проверим, умеете ли вы работать с конкретным текстом по форматированию абзацев.

Возьмите карточки для устной работы (Приложение 6).

В данном тексте определите, где заканчивается каждый абзац, и охарактеризуйте способы форматирования абзаца или группы абзацев (если они отформатированы одинаково) по следующему плану:

  • установка для первой строки;
  • выравнивание абзацев;
  • междустрочный интервал;
  • стиль начертания символов.

Если вы определили верно, параметры каждого абзаца, поставьте  по 1 балл за каждый абзац.

Итак, мы повторили способы форматирования абзацев.

  1. Прежде чем приступить к практической работе мы должны помнить правила поведения и техники безопасности при работе с ЭВМ.  Каждый из вас произнесет по одному правилу ТБ.

Студенты отвечают:

  1. Физкультминутка.(1-2мин) под музыку выполняют различные упражнения

  1.  Практическая работа.

Переходим к следующему этапу нашего урока – выполнению практических заданий.

При выполнении заданий вы должны работать так, чтобы могли показать все умения, которые вы приобрели в ходе практических занятий.

За каждое верно выполненное задание вы получаете определенное количество баллов в зависимости от уровня сложности. Вам нужно постараться набрать как можно больше баллов, которые вы потом запишете в свою таблицу.

Проверку выполненных заданий мы будем осуществлять через проектор.

Файл-заготовка «Текст для работы» для практической работы находится в папке “Задание для групп» на Рабочем столе. (Приложение 7)

Задания прилагаются на карточках. (Приложение 8).

Приступим  к работе.

  1. Мы завершили последний этап этого урока. Давайте проверим наши практические работы.

11. Давайте подведем итоги урока, подсчитав общее количество баллов, узнайте свою оценку и ответьте на вопросы конечного результата (Приложение 9).

Я убедилась, что наш урок достиг целей. Вы хорошо усвоили эту тему. Все показали высокий уровень знаний, получили большое количество баллов, отличные оценки.

Безусловно, вы поняли, что текстовый процессор Microsoft Word — это уникальный редактор, обладающий широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста, позволяющий вставлять в него таблицы и иллюстрации, предусматривающий нумерацию страниц, вставку колонтитулов, формирование списков и многое другое, что позволит нам совершенствовать информационную культуру. А понятие информационной культуры весьма многозначно и включает в себя множество видов работы с самой разнообразной информацией.

Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Успехов вам в постоянном овладении новой информацией и корректном расположении ее при подготовке документов!

Спасибо за урок!


Приложение1

  1. Показать свои знания основных понятий по теме «Текстовые редакторы»;
  2. Привести в систему полученные ранее знания по теме «Текстовые редакторы»;
  3. Закрепить умения по теме «Текстовые редакторы»;
  4. Обобщить знания и умения по теме «Текстовые редакторы».        


Приложение 2.

Таблица успеха

Индивидуальная карточка контроля знаний.

Фамилия, имя: ______________________________________________

Этапы урока

Количество баллов

1

Теоретический диктант

2

Тестирование

3

Устная работа

4

Практическая работа

Всего баллов

Оценка

«5» - >=62-60 баллов

«4» - 50 - 59 баллов

«3»=< 49 баллов

Таблица успеха

Индивидуальная карточка контроля знаний.

Фамилия, имя: ______________________________________________

Этапы урока

Количество баллов

1

Теоретический диктант

2

Тестирование

3

Устная работа

4

Практическая работа

Всего баллов

Оценка

«5» - >=62-60 баллов

«4» - 50 - 59 баллов

«3»=< 49 баллов


Приложение 3.

Теоретический диктант

В правой колонке написаны определения терминов, используемых в теме «Текстовый процессор Word», слева пустые места.  Ваша задача: написать термин (слово), соответствующий  определению.

Термин

Определение

Любое словесное высказывание в устной или письменной форме.

Минимальная единица текстовой информации.

Определяет место расположения иллюстраций и текста по отношению друг к другу, а также размер заголовка и т.д

Изменение текста, при котором может поменяться смысл текста.

Изменение, при котором смысл текста не меняется.

Процесс, расположения материалов при творческом создании документа, а так же чисто технологический при котором из соответствующих блоков монтируются документы заданного размера и, в соответствии с макетом, размещается материал.

Наглядное и компактное изображение текстовой информации.

Теоретический диктант

В правой колонке написаны определения терминов, используемых в теме «Текстовый процессор Word», слева пустые места.  Ваша задача: написать термин (слово), соответствующий  определению.

Термин

Определение

Любое словесное высказывание в устной или письменной форме.

Минимальная единица текстовой информации.

Определяет место расположения иллюстраций и текста по отношению друг к другу, а также размер заголовка и т.д

Изменение текста, при котором может поменяться смысл текста.

Изменение, при котором смысл текста не меняется.

Процесс, расположения материалов при творческом создании документа, а так же чисто технологический при котором из соответствующих блоков монтируются документы заданного размера и, в соответствии с макетом, размещается материал.

Наглядное и компактное изображение текстовой информации.


Приложение 4.

Задание теста.

Задание 1. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1 вопрос (1 балл). Укажите, какой из перечисленных программных продуктов является текстовым редактором, имеющим средства форматирования и включения графики?

  1. WordPad
  2. Microsoft Excel
  3. Microsoft Word
  4. Paint

2 вопрос (1 балл). C помощью какой пиктограммы можно запустить редактор Word?

Image1281

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3 вопрос (1 балл). Для чего предназначена полоса прокрутки?

  1. Для изменения размеров документа.
  2. Для выбора элементов меню.
  3. Для быстрого перемещения по тексту.
  4. Для оформления экрана.

4 вопрос (1 балл). Для чего предназначен Помощник?

  1. Для украшения окна документа.
  2. Для получения быстрых советов или справок.
  3. Для демонстрации анимационных возможностей Word.
  4. Для вставки в текст документа анимации.

5 вопрос (1 балл). Какой из приведенных ниже списков является маркированным?

1.  

  1. Зима.
  2. Весна
  3. Лето
  4. Осень

2.

  • Зима
  • Весна
  • Лето
  • Осень

3.

  1. Зима.
  1. Весна
  1. Лето
  1. Осень

4.

  1. Зима.
  2. Весна
  3. Лето
  4. Осень

6 вопрос (2 балла). Гипертекст – это

  1. Очень большой текст
  2. Структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам.
  3. Текст, набранный на компьютере.
  4. Текст, в котором используется шрифт большого размера.

7 вопрос (2 балла). В процессе редактирования текста изменяется

  1. Размер шрифта.
  2. Последовательность символов, слов, абзацев.
  3. Параметры абзаца.
  4. Параметры страницы.

8 вопрос (2 балла). При задании параметров страницы устанавливаются

  1. Гарнитура, размер, начертание.
  2. Отступ, интервал.
  3. Поля, ориентация.
  4. Стиль, шаблон.

9 вопрос (2 балла). В тестовом редакторе выполнение операции Копирование становится возможным после

  1. Установки курсора в определенное положение
  2. Сохранения файла.
  3. Распечатки файла.
  4. Выделения фрагмента текста.

10 вопрос (2 балла). В текстовом редакторе основными параметрами при задании параметров абзаца являются

  1. гарнитура, размер, начертание
  2. отступ, интервал
  3. поля, ориентация
  4. стиль, шаблон

11 вопрос (2 балла). В текстовом редакторе основными параметрами при задании шрифта являются

  1. гарнитура, размер, начертание
  2. отступ, интервал
  3. поля, ориентация
  4. стиль, шаблон

12 вопрос (3 балла). С помощью какой команды можно изменить ориентацию текста на листе бумаги?

  1. Файл/Параметры страницы/Поля.
  2. Файл/Предварительный просмотр.
  3. Файл/Параметры страницы/Размер бумаги.
  4. Формат/Границы и заливка.
  5. Файл/Печать/Свойства.

Задание 2. Расположите предложенные варианты ответов в правильном порядке

13 вопрос (2 балла). Укажите номера функций данных клавиш.

1

2

3

4

  1. Выравнивание по центру http://festival.1september.ru/articles/419257/Image1282.gif
  2. Выравнивание по ширине.
  3. Выравнивание по левому краю.
  4. Выравнивание по правому краю.

14 вопрос (3 балла). Укажите номера пиктограмм, выполняющих указанное действие:

  1. Ввод документа с диска.
  2. Печать документа.
  3. Запись документа на диск.
  4. Предварительный просмотр.

Image1283

1

2

3

4


Приложение 5.           Фамилия: ___________________________________________________

№ вопроса

Количество баллов за вопрос

Правильный ответ

Как ответил

(+ или -)

Количество баллов

1 вопрос

1 балл

3

2 вопрос

1 балл

6

3 вопрос

1 балл

3

4 вопрос

1 балл

2

5 вопрос

1 балл

2

6 вопрос

2 балла

2

7 вопрос

2 балла

2    

8 вопрос

2 балла

3

9 вопрос

2 балла

4

10 вопрос

2 балла

2

11 вопрос

2 балла

1

12 вопрос

3 балла

1  

13 вопрос

2 балла

3,1,4,2

14 вопрос

3 балла

4,1,3,2

Общее количество баллов

         Фамилия: ___________________________________________________

№ вопроса

Количество баллов за вопрос

Правильный ответ

Как ответил

(+ или -)

Количество баллов

1 вопрос

1 балл

3

2 вопрос

1 балл

6

3 вопрос

1 балл

3

4 вопрос

1 балл

2

5 вопрос

1 балл

2

6 вопрос

2 балла

2

7 вопрос

2 балла

2    

8 вопрос

2 балла

3

9 вопрос

2 балла

4

10 вопрос

2 балла

2

11 вопрос

2 балла

1

12 вопрос

3 балла

1  

13 вопрос

2 балла

3,1,4,2

14 вопрос

3 балла

4,1,3,2

Общее количество баллов


Приложение 6.

В данном тексте определите, где заканчивается каждый абзац и охарактеризуйте способы форматирования абзаца или группы абзацев (если они отформатированы одинаково) по следующему плану:

  • установка для первой строки;
  • выравнивание абзацев;
  • междустрочный интервал;
  • стиль начертания символов.

Воздушный пирог

Крыжовник - 4 стакана,
сахар - 1 стакан,
яйцо - 8 шт.,
эссенция - 10-20 капель.

Спелый крыжовник разварить в небольшом количестве воды, сделать пюре и варить до загустения. Остудить, прибавить сахар, 2 белка, эссенцию, взбить хорошо (до густоты). Затем прибавить 6 взбитых белков, переложить на металлическое блюдо и поставить в разогретую духовку, чтобы зарумянилось. Охладить, гарнировать мармеладом, пастилой, ягодами, вареньем, бисквитом и т.д.

Пищевая ценность:

белков - 7,1 г,

жиров - 14,7 г,

углеводов - 12,0 г,

калорийность - 223 ккал.

        

В данном тексте определите, где заканчивается каждый абзац и охарактеризуйте способы форматирования абзаца или группы абзацев (если они отформатированы одинаково) по следующему плану:

  • установка для первой строки;
  • выравнивание абзацев;
  • междустрочный интервал;
  • стиль начертания символов.

Воздушный пирог

Крыжовник - 4 стакана,
сахар - 1 стакан,
яйцо - 8 шт.,
эссенция - 10-20 капель.

Спелый крыжовник разварить в небольшом количестве воды, сделать пюре и варить до загустения. Остудить, прибавить сахар, 2 белка, эссенцию, взбить хорошо (до густоты). Затем прибавить 6 взбитых белков, переложить на металлическое блюдо и поставить в разогретую духовку, чтобы зарумянилось. Охладить, гарнировать мармеладом, пастилой, ягодами, вареньем, бисквитом и т.д.

Пищевая ценность:

белков - 7,1 г,

жиров - 14,7 г,

углеводов - 12,0 г,

калорийность - 223 ккал.

        


Приложение 7.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Информация, получаемая человеком с помощью глаз, называется зрительной или визуальной. Информация, получаемая с помощью ушей называется звуковой или аудиальной. С помощью носа мы получаем обонятельную информацию или запахи, язык предоставляет нам вкусовую информацию, кожа – осязательную (тактильную). Физически здоровый человек приблизительно 80% всей информации получает с помощью глаз, 10% - с помощью ушей,  5, 3 и 2 % приходятся соответственно на нос, кожу и рот. Полученную информацию человек хранит в памяти, обрабатывает с помощью мышления и использует для управления своим поведением и достижения поставленных целей.


Приложение 8.

Практическая работа «Возможности текстового процессора Word »

Цель работы: показать свои умения редактировать и форматировать текст, вставлять в текст таблицы, списки, рисунки, объекты WordArt.

  1. Откройте файл «Текст для работы». (Рабочий стол \ Задание для групп)
  2. Внимательно прочитайте текст.
  3. (2 балла) Придумайте название текста и красочного его оформите.
  4. (1 балл) Разбейте текст по смыслу на 3 абзаца.
  5. (4 балла) Для каждого абзаца примените различные стили форматирования.
  6. (4 балла) Для каждого абзаца задайте различные параметры шрифта.
  7. (1 балл) Установите параметры страницы (по усмотрению).
  8. (3 балла) На основании имеющейся информации создайте различные списки «Наши органы чувств», «Виды информации».
  9. (3 балла) На основании имеющийся информации постройте таблицу, отражающую вклад органов чувств в обеспечение человека информацией, применив к ней форматирование.
  10. (3 балла) На основании имеющейся информации постройте диаграмму. «Органы чувств и информация».
  11. (5 баллов) Вставьте в текст рисунки, соответствующие содержанию.
  12. (1 балл) Прономеруйте страницы.
  13. (2 балла) Создайте колонтитулы с текстом “Возможности текстового процессора”
  14. (2 балла) Скопируйте текст и разбейте его на колонки (по усмотрению).
  15. (4 балла) По имеющейся информации постройте схему “Виды информации”.

Приложение 8.

Практическая работа «Возможности текстового процессора Word »

Цель работы: показать свои умения редактировать и форматировать текст, вставлять в текст таблицы, списки, рисунки, объекты WordArt.

  1. Откройте файл «Текст для работы». (Рабочий стол \ Задание для групп)
  2. Внимательно прочитайте текст.
  3. (2 балла) Придумайте название текста и красочного его оформите.
  4. (1 балл) Разбейте текст по смыслу на 3 абзаца.
  5. (4 балла) Для каждого абзаца примените различные стили форматирования.
  6. (4 балла) Для каждого абзаца задайте различные параметры шрифта.
  7. (1 балл) Установите параметры страницы (по усмотрению).
  8. (3 балла) На основании имеющейся информации создайте различные списки «Наши органы чувств», «Виды информации».
  9. (3 балла) На основании имеющийся информации постройте таблицу, отражающую вклад органов чувств в обеспечение человека информацией, применив к ней форматирование.
  10. (3 балла) На основании имеющейся информации постройте диаграмму. «Органы чувств и информация».
  11. (5 баллов) Вставьте в текст рисунки, соответствующие содержанию.
  12. (1 балл) Прономеруйте страницы.
  13. (2 балла) Создайте колонтитулы с текстом “Возможности текстового процессора”
  14. (2 балла) Скопируйте текст и разбейте его на колонки (по усмотрению).
  15. (4 балла) По имеющейся информации постройте схему “Виды информации”.


Приложение 9.

Ответ на прогнозируемый конечный результат.

Я умею…

Я научился…

Мне запомнилось на уроке…

Приложение 9.

Ответ на прогнозируемый конечный результат.

Я умею…

Я научился…

Мне запомнилось на уроке…

Приложение 9.

Ответ на прогнозируемый конечный результат.

Я умею…

Я научился…

Мне запомнилось на уроке…

Приложение 9.

Ответ на прогнозируемый конечный результат.

Я умею…

Я научился…

Мне запомнилось на уроке…

Приложение 9.

Ответ на прогнозируемый конечный результат.

Я умею…

Я научился…

Мне запомнилось на уроке…


  1. Показать    свои     знания     основных    понятий     по       теме       «Текстовые редакторы»;

2. Привести   в     систему   полученные   ранее   знания   по   теме      «Текстовые редакторы»;

3. Закрепить     умения       по    теме  «Текстовые редакторы»;

 

4. Обобщить   знания   и    умения  по   теме  «Текстовые редакторы».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в 8 классе по теме "Текстовые редакторы"

Урок закрепления знаний, разработан на основе материала для практических работ И.Семакина....

План-конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 класс

План - конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 классВ ходе урока используются ЦОР и ЭОР.Материал практической работы посвящен Дню космонавтики.Приложения: материалы ЦОР и ...

Конспект урока по активизации познавательной деятельности учащихся. Тема урока. Контроль знаний по теме: «Текстовый редактор».

Цель урока:·       проверить и оценить теоретические знания учащихся по теме «Текстовый редактор»;·       воспитывать стремление к овладению...

Конспект урока по теме "Текстовый редактор"

Дается представление о возможностях редактирования текста как наиболее важном измерении в технологии подготовки текстовых документов...

Конспект занятия на тему: " Текстовый редактор «Microsoft Word. Набор текста. Редактирование и форматирование документов"

Цель урока:  Формировать представление учащихся  о текстовом редакторе Microsoft WordЗадачи урока: 1) Учить учащихся редактировать и  форматировать документы с помощью текстового редакт...

Презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме «Текстовые редакторы»

Презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме «Текстовые редакторы»...