Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся при изучении раздела «Мультимедиа»
методическая разработка по информатике и икт

Пересторонин Алексей Николаевич

В теме «Мультимедиа» рассматривается понятие технологии мультимедиа и области ее применения, звука и видео как составляющих мультимедиа, компьютерные презентации, дизайн презентации и макеты слайдов, видеоизображения. Практическая деятельность направлена на создание презентации с использованием готовых шаблонов и на развитие творческих и самостоятельных способностей учащихся, привития интереса к предмету информатика и ИКТ, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся при изучении раздела «Мультимедиа»

Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от характера и структуры, особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на изучение, вида заданий для самостоятельной работы обучающихся, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности. Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и направленность могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности ученика.

Самостоятельная работа является важным видом учебной и исследовательской деятельности учащегося. Обучение по предмету в связи с введением стандартов второго поколения должно включать в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому чтобы самостоятельная работа

учащегося стала эффективной и целенаправленной необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций:

  1. Не перегружать учащихся творческими заданиями.

  1. Чередовать творческую работу с заданиями во внеурочное время.

  1. Давать учащимся четкий и полный инструктаж:

  • цель задания;

  • условия выполнения;

  • объем;

  • сроки;

  • образец оформления;

  1. Осуществлять текущий контроль и учет.

  1. Оценивать, дать рецензию на работу, обобщить уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы.

Немаловажным фактором выполнения самостоятельной работы в процессе обучения является контроль со стороны преподавателя, в любой удобной для него форме.

При самостоятельном решении поставленных задач нужно обосновывать каждый этап действий, исходя из теоретических положений курса. Если обучаемый видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала решения поставленных задач составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками, инструкциями по выполнению.

Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный результат следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.

При закреплении изучаемого и повторения изученного материала можно использовать системы тестовых заданий, поочередно выводя на экран соответствующие задания и обсуждая их во фронтальном режиме.

Так же следует отметить, что существующие ресурсы в малой степени ориентированы на использование возможностей интерактивной доски. Как правило, учителя разрабатывают требуемые ресурсы самостоятельно, отбирая графические изображения, видеоролики, анимации, модели и тестовые задания

  • компонуя их в единый мультимедийный продукт (преимущественно с помощью редактора презентаций). При наличии интерактивной доски в такой мультимедийный продукт добавляются те или иные эффекты, связанные с ее возможностями. Кроме того, может использоваться программное обеспечение интерактивной доски.

  • 7 классу ученики основной школы, как правило, уже имеют богатый опыт работы со средствами ИКТ. Но именно с этого момента они начинают знакомиться с информатикой как фундаментальной научной дисциплиной. Проведение занятий с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких занятий активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные – систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; умения оценивать количественные параметры мультимедийных объектов;

  • Метапредметные – умение выделять инвариантную сущность внешне различных объектов;

  • Личностные – способность увязать знания об основных возможностях

компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров.

Решаемые учебные задачи:

  1. Рассмотрение сущности понятия «технология мультимедиа», областей использования мультимедиа.

  1. Рассмотрение звука и видео как составляющих мультимедиа.

  1. Рассмотрение    подходов    к   оценке    количественных   параметров

мультимедийных объектов.

Мультимедийные объекты в составе электронных учебников включают авторские материалы:

  • Методические материалы для учителя;

  • Файлы – заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

  • Текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

  • Дополнительные материалы для чтения;

  • Мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;

  • Интерактивные тесты.

Методические рекомендации по составлению презентаций Мультимедийная компьютерная презентация – это:

  • динамический синтез текста, изображения, звука;

  • яркие и доходчивые образы;

  • самые современные программные технологии интерфейса;

  • интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;

  • мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;

  • способность к обновлению, дополнению и адаптации информации.

Правила шрифтового оформления:

  • Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

  • Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы;

  • Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета;

  • Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции:

  • На слайде не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо;

  • Логотип на слайде должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.);

  • Логотип должен быть простой и лаконичной формы;

  • Дизайн должен быть простым, а текст – коротким;

  • Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно.

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической – яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Данные методические рекомендации помогут преподавателям профессионального училища и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе  компетентностного подходов...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы "Работа с источниками на занятиях по истории"

Работа с источниками на учебных занятиях  по истории: методические рекомендации по организации самостоятельной работы .Методические рекомендации предназначены для студентов, но могут быть полезны...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению растений в городской среде

Материал содержит описание методик для организации экологического мониторинга состояния флоры в городской среде....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде

Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению экологических факторов в городской среде

Материал содержит методики организации школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды в городе....