Использование сервисов Web 2.0 при формировании и развитии текстовой компетенции
учебно-методический материал по информатике и икт

Пантюхина Маргарита Анатольевна

Значение тестовой компетенции для обучения и развития школьника невозможно переоценить. В основном, именно от степени владения ей зависит успешность усвоения учеником большинства изучаемых дисциплин. На сегодняшний день ни один человек не может обойтись без использования письменного текста. Практически во всех областях нашей жизни проблема формирования и развития у учащихся текстовой компетенции (умения ориентироваться в тексте) должна найти пути решения.

Уроки с использованием ИКТ являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.

Использование сервисов Web 2.0 в учебном процессе развивает у обучающихся метапредметные компетенции, что позволяет педагогам существенно повысить качество обучения, а также спроектировать занятие на другом уровне: сделать его более интересным, интерактивным, личностно ориентированным, результативным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pantyuhina_ma.docx208.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сервисов Web 2.0 при формировании и развитии текстовой компетенции

Автор: Пантюхина Маргарита Анатольевна

Должность: учитель информатики высшей квалификационной категории

Место работы: МБОУ Гимназия №46 г. Кирова, г. Киров, margaret-p@list.ru

Значение тестовой компетенции для обучения и развития школьника невозможно переоценить. В основном, именно от степени владения ей зависит успешность усвоения учеником большинства изучаемых дисциплин. На сегодняшний день ни один человек не может обойтись без использования письменного текста. Практически во всех областях нашей жизни проблема формирования и развития у учащихся текстовой компетенции (умения ориентироваться в тексте) должна найти пути решения.

 Работа с текстом способствует прежде всего:

  • развитию коммуникативных умений (например, умений: обмениваться текстами или сообщениями в устной или письменной форме; высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии; спланировать свою речь, правильно выбрать содержание)
  • формированию логических умений (например, умений: выделять существенные и несущественные признаки предмета; группировать признаки, явления и факты; выделять основную и детализирующую информацию в содержании текста; делать выводы из наблюдений; обобщать факты, видеть ключевые слова текста и т. д.).

Уроки с использованием ИКТ являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.

Использование сервисов Web 2.0 в учебном процессе развивает у обучающихся метапредметные компетенции, что позволяет педагогам существенно повысить качество обучения, а также спроектировать занятие на другом уровне: сделать его более интересным, интерактивным, личностно ориентированным, результативным.

На сегодняшний день, совместив эти два актуальных направления деятельности, мы сможем развивать у обучаемых многие умения и навыки, необходимые в современном информационном обществе для успешной профессиональной деятельности будущего и сложившегося специалиста, а также существенно разнообразить возможности традиционных форм обучения.

В связи с широким спектром сервисов, можно предложить большой выбор практических работ.

Для эффективности формирования текстовой компетенции целесообразна практическая работа в малых группах на компьютерах.

Цель практической работы -  формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом.

Для этого необходимо выполнить  следующие задачи:

  • внедрить на уроках разнообразные приёмы работы с текстом, способствующие развитию текстовой компетенции, используя сервисы Web 2.0
  •  подбор тематического текстового материала, а также приемов 
    практической работы с текстом, направленной на развитие навыков 
    работы с информацией (анализа, синтеза, обобщения);
  • использовать задания, способствующие развитию творческих способностей учащихся, а также повышению мотивации к работе с большими и сложными текстами.

Преимущество использования таких сервисов заключается в возможности совместной работы нескольких пользователей. Педагог и учащиеся могут визуально следить не только за результатами своей работы, но и видеть деятельность других участников процесса, что позволяет организовать анализ, обобщение или коррекцию в любое удобное время.

Мне бы хотелось остановиться на одной практической работе (приложение 1).

Перед выполнением работы предлагается разделить ребят на 3 группы: оптимисты, скептики и прогнозисты.

1 этап. Точка отсчёта

Задание 1. Используя информацию из текста

Чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в фактах, событиях, описанных в тексте, проконтролировать своё понимание, ему предлагаются различные творческие задания, включающие воображение ребёнка.

На данном этапе используется сервис https://learningapps.org 

Задание 2. Работа с текстом

Приёмы понимания - диалог с текстом, диалог учащихся друг с другом.

Текст один на 3 группы, документ размещен с помощью Google документа, все учащиеся видят, что делают участники других групп, т.е. все работают одновременно.

В процессе работы с текстом, ребята должны отметить ключевые фразы, с той позиции, которая была обозначена им в момент деления на группы.

1 группа «Оптимисты» отмечает в тексте ключевые фразы желтым маркером, которые являются положительными моментами, вызывают положительные эмоции, или то, что является достоинствами использования компьютера. Кроме этого необходимо озаглавить текст.

2 группа «Скептики» отмечает в тексте фрагменты красным маркером, что вызывает сомнение, остается непонятным, или то, что является недостатками использования компьютера. Кроме этого необходимо озаглавить текст.

3 группа «Прогнозисты» отмечает в тексте фрагменты зеленым маркером, то, что вызвало любопытство и интерес, о чем хотелось бы узнать побольше, что было бы интересно проверить. Кроме этого необходимо озаглавить текст.

Данная работа направлена на формирование таких коммуникативных умений, как умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться о совместной деятельности, понимать точку зрения собеседника, излагать, аргументировать, отстаивать свое мнение, озаглавливать текст, выделять главное и существенное.

Задание 3. Прием «Перекрёстная дискуссия».

  • 1 группа «Оптимисты» приводят аргументы за (заполняют 1 столбец таблицы).
  •  2 группа «Скептики» приводят аргументы против (заполняют 3 столбец таблицы).
  •  3 группа «Прогнозисты» задают еще 1-2 вопроса для дискуссии (заполняют 2 столбец таблицы) под примером.

Аналогично первому заданию, все работают в 1 документе одновременно.

Осмысление (разных образов, разных точек зрения, практические действия)

В процессе коллективной работы в группах ребятам предлагается привести аргументы относительно одного и того же вопроса, в результате которого должны высказываться противоположные мнения. Научиться отыскивать, отстаивать истину, которую они, как правило, интуитивно чувствуют, не менее интересно и важно, чем читать.

2 этап. Рефлексия

Учащимся предлагаются различные творческие задания. Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. 

Задания с использованием сервисов http://linoit.com и Google–документа позволяют в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями. 

В результате проведения данной практической работы:

  • у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к работе с большими и сложными по содержанию текстами; 
  • более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач;
  • совершенствуется речевое развитие; 
  • повысился уровень коммуникативной компетенции.

Заключение.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает успешно учиться, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.

Школа необходима, чтобы развивать способность школьника реализовать себя в новых условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. А так как мы живем еще и в мире информационных технологий, организовать учебный процесс легче и интереснее, используя инструменты Интернета, то есть сервисы Web 2.0, тем самым раскрывая ребятам положительную сторону применения компьютеров и направляя их желание его использовать исключительно для развития своих интеллектуальных способностей.

Приложение

Практическая работа

1 этап. Точка отсчёта

Начало есть половина всего. Пифагор

Задание 1.

Выполните задания на тему «Компьютер - вред или польза?»

2 этап. Работа в группе 

Главное не эффект, а эффективность в действиях.

Задание 2. Работа с текстом

Пройдите по ссылке (удерживая на клавиатуре клавишу CTRL, щелкайте мышью по ссылке), прочитайте текст и выполните задания:

Короткая ссылка https://clck.ru/FYYnU  

Полная ссылка  

https://docs.google.com/document/d/1zuf-rj81SC_O-GKPy8JdS6extSB86RpahBzHY6ksamQ/edit 

1 группа «Оптимисты» отметьте в тексте ключевые фразы желтым маркером, которые являются положительными моментами, вызвали положительные эмоции, или то, что является достоинствами использования компьютера. Озаглавьте текст и напишите в начале документа.

2 группа «Скептики» отметьте в тексте фрагменты красным маркером, вызвало сомнение, осталось непонятным, или то, что является недостатками использования компьютера. Озаглавьте текст и напишите в начале документа.

3 группа «Прогнозисты» отметьте в тексте фрагменты зеленым маркером, то, что вызвало любопытство и интерес, о чем хотелось бы узнать побольше, что было бы интересно проверить. Озаглавьте текст и напишите в начале документа.

Пояснение: маркер с цветом нужно выбрать на панели инструментов.

Задание 3. Прием «Перекрёстная дискуссия».

 Откройте документ, пройдя по ссылке, заполните нужный столбец таблицы

https://docs.google.com/document/d/1s7CY3vjFNE705Y1C_tRTUqrRppdOh6L9nVlHddQpZ_E/edit   

короткая ссылка https://clck.ru/FYZN2 

  • 1 группа «Оптимисты» приводят аргументы за (заполняют 1 столбец таблицы).
  •  2 группа «Скептики» приводят аргументы против (заполняют 3 столбец таблицы).
  •  3 группа «Прогнозисты» задают еще 1-2 вопроса для дискуссии (заполняют 2 столбец таблицы) под примером.

Пояснение. «Перекрёстная дискуссия» даёт возможность работать с текстом в целом — на уровне его идеи и проблематики. Само слово «перекрёстная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Вопрос для дискуссии может быть предложен и самими учащимися. Заполняя таблицу, они работают в парах или группах, приводят несколько аргументов за и против [2]

Аргументы за

Вопросы для дискуссии

Аргументы против

 

 

2 этап. Рефлексия

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

 тот и получит преимущества в движении вперёд.

 Евгений Доманский,

научный сотрудник лаборатории методологии образования ИСМО РАО

4.1. Рефлексия эмоционального состояния

https://docs.google.com/drawings/d/1t1ahj4PdeY3eRYCMlfwnWX0l7O0ju6Wah8dYzv8ozkk/edit?usp=sharing 

Желтый– оптимисты (выделяют плюсы урока, что понравилось)

Красный – скептики (выделяют, что можно усовершенствовать)

Зеленый – прогнозисты (выделяют, что захотели еще узнать)

4.2.  Добрые пожелания

Не бойся дарить согревающих слов,

И добрые делать дела.

Чем больше в огонь вы положите дров,

Тем больше вернётся тепла

Омар Хайям

Перейдите по указанной ссылке на страницу «Добрые пожелания» и оставьте друг другу послание.

http://linoit.com/users/Margar_Anatol/canvases/master-klass%20IRO_05%2F04%2F2018 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».

Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа...

Развитие текстовой компетенции старших подростков через информационную обработку текстов

Материал представляет презентацию обощения опыта по русскому языку....

Доклад "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования прикладного характера информатики в формировании и развитии ИКТ-компетенции учащихся и учителя"

Доклад был подготовлен в рамках диссеминации опыта учителя ИИКТ Коваленко Е.Г. в работе школьного МО естествено-математического цикла по проблеме "Методическая компетентность в условиях реализации ста...

Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...

«РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕКСТОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЭТАПЕ НОВЫХ ФГОС»

В условиях перегруженности современного содержания образования, с введением новых образовательных стандартов в образовательный процесс , метапредметных компетенций одной из ключевых проблем является о...

Использование различных видов деятельности в формировании и развитии метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы

Выступление на Республиканском семинаре в рамках действия инновационной площадки "Формирование и развитие метапредметных копметенций обучающихся в условиях реализации ФГОС" об опыте работы п...

Использование сервисов WEB 2.0 для формирования базовых компетентностей учащихся

Использование сервисов WEB 2.0  для формирования базовых компетентностей учащихся...