Технологическая карта урока "Единицы измерения информации", 7 класс
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Шептура Александра Александровна

Технологическая карта урока по информатике для 7 класса на тему "Единицы измерения информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_edinitsy_izmereniya_informatsii1.docx157.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ГБОУ:         школа № 621 Санкт-Петербурга;

ФИО педагога:         Шептура Александра Александровна;

Предмет:         информатика;

Класс:         7

УМК:         Информатика. 7 класс: в 2 ч. Ч.1 / К.Ю.Поляков, Е.А.Ерёмин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.– 160 с.

         

Тема урока:        «Единицы измерения информации. Решение задач»

Тип урока:         урок открытия нового знания.

Цель урока:        изучение единиц измерения информации, формирование навыков измерения информации и преобразования единиц её измерения.

Задачи урока.        

Образовательные:

  • сформировать понятие «бит», «количество информации».
  • изучить содержательный подход к определению количества информации
  • формировать навык работы с формулой Хартли:  N= 2i
  • изучить другие единицы измерения информации и сформировать навык перевода единиц измерения информации.

Развивающие:

  • содействовать развитию познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать изучаемые факты и понятия;
  • развивать самостоятельное мышление, речь учащихся, формировать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Воспитательные:

  • создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости от преодоления трудностей, получения нового знания;
  • воспитывать информационную культуру, внимательность, аккуратность, дисциплинированность;
  • прививать учащимся навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать бережное отношение к компьютерной технике;
  • способствовать формированию партнерских отношений в классе.

Планируемые результаты

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;

Метапредметные УУД: регулятивные  научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по составленному плану, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозировать результат своей деятельности; оценивать правильность выполнения действий, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; познавательные – научаться анализировать информацию, обобщать, сравнивать изучаемые факты и понятия, делать выводы; коммуникативные – научаться рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Предметные: сформируют понятия «бит», «количество информации»; научатся определять количество информации, используя содержательный подход, сформируют навык перевода единиц измерения информации.

Организационная структура урока

Этапы урока,

хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1

Организационный этап

1 мин

  1. Приветствует учеников.
  2. Проверяет готовность к уроку

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные:

развитие внимательности и воспитание дисциплины.

Регулятивные:

умение организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Коммуникативные:

умение слушать и проявлять тактичность во взаимодействии с учителем.

2

Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

5 мин

- Какие устройства изображены на слайде 1 и для чего они служат?»

- Какие единицы измерения массы (скорости, длины, времени) вы знаете?

- Измерьте длину учебника информатики

- А теперь измерьте количество информации в  учебнике.

- Или количество информации в сообщении, что завтра пойдет дождь.

- Может быть вы знакомы с единицами измерения информации? Кто может перечислить?

Отвечают на вопросы учителя.

Весы – для определения массы

Спидометр - для определения скорости

Часы - для определения времени

Рулетка – для определения длинны

 

Кг (м/с, м, сек) и т.д.

 

- Длина учебника равна (составляет)… см.»

Скорее всего информацию тоже можно измерить.»

???

- гигабайт, мегабайт, терабайт, килобайт

Фронтальная,

Индивидуальная

Познавательные: анализируют информацию, обобщают, сравнивают изучаемые факты и понятия, делают выводы

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя

устные ответы

3.

Целеполагание и постановка задач

3 мин

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

- Что мы должны на уроке узнать, чему научиться?

- Единицы измерения информации.

- как измеряют информацию

- какие существуют единицы измерения информации,

- научиться переводить единицы измерения

Фронтальная

Регулятивные:

 принимают и сохраняют учебную задачу, работают по составленному плану 

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя

устные ответы

4

Этап выхода из создавшейся ситуации

(7 мин)

Подводит учащихся к определению понятия «бит».

- Давайте вспомним, в каком виде хранится информация в компьютере?

- Что было бы логично взять в качестве минимальной единицы измерения информации?

Дает определение понятия бит.

-Что нужно сделать, чтобы измерить количество информации в битах?

- Что можно сообщить с помощью 1 знака (1 бита)

Примеры (см.слайд).

- А всегда ли только два варианта наступления события?

- А как в этом случае определить количество информации?

 Возьмем к примеру шкаф с 8 полками, загадайте номер полки, куда поставили книгу

Уменьшая вопросами неопределенность в 2 раза получаем 3 бита.

- Как же связаны количество вариантов и количество бит?

Слайд 5

Знакомит с единицами измерения информации (слайд 8) и правилами перевода (слайд 9)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют, устанавливают связь.

- в виде набора 0 и 1.

- количество информации, которое можно записать с помощью одного знака

- измерить длину цепочки из 0 и 1.

- выбрать один из двух вариантов, если заранее договориться, что означают «0» и «1» 

 - нет

Выявляют закономерность, заполняют таблицу 1 в раздаточном материале, записывают формулу Хартли.

Записывают единицы измерения в тетрадь.

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к решению задач;

Регулятивные:

работают по составленному плану, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозируют результат своей деятельности; оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: умеют находить необходимую информацию, анализируют информацию, обобщают.

Устные ответы с места,

5

Этап первичного закрепления

(4 минуты)

Предлагает решить примеры на перевод единиц измерения и сравнение.

Задание 1

Работа в парах

Решают примеры на перевод единиц измерения и сравнение

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности;

Регулятивные:

работают по составленному плану, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозируют результат своей деятельности; оценивают правильность выполнения действий

Познавательные:- структурирование знаний.

Устные ответы с места,

ответы у доски

6

Этап самостоятельной работы, решение задач в эл.рабочей тетради

(12 минут)

Организует самостоятельную работу  по решению задач за компьютером (эл.рабочая тетрадь – с 5й карточки)

Выполняют самостоятельную работу за компьютером.

Фронтальная

Познавательные: формирование интереса к теме урока

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Наблюдение

7

Этап информирования учащихся о домашнем задании

(2 мин.)

Переходим к домашнему заданию, открываем дневники и записываем (слайд)

Ученики записывают домашнее задание:

«§2 с.19-22 читать, доделать задания в электронной рабочей тетради на платформе «Яндекс.Учебник»

Фронтальная

Наблюдение

8

Рефлексивно оценочный этап

(3 мин)

Подводит итоги урока, выставляет оценки

- Кто из вас понял материал и сможет объяснить его однокласснику?

-Кто понял , но объяснить не может.

- Кому материал сегодняшнего урока был не понятен?

На следующем уроке работаем в парах: кто не понял, с тем, кто может объяснить…

Оценивают свое состояние во время урока.

Индивидуальная

Фронтальная

Личностные:

 осознание себя в процессе деятельности.

Регулятивные:

саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний;

оценка успешности усвоения.

Наблюдение, Оценивание за работу на уроке

Ресурсный материал к уроку

  1. Презентация

  1. Раздаточный материал

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Количество вариантов, N

Количество бит информации, i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Единицы измерения информации:

1 байт =

1 Кбайт (килобайт) =

1 Мбайт (мегабайт) =

1 Гбайт (гигабайт) =

1 Тбайт (терабайт) =

1 Пбайт (петабайт) =

Задачи

  1. Переведите единицы измерения:

5 Кбайт =                байт

15 байт =                        бит

2048 Кбайт =                        Мбайт

1024 Мбайт =                         Гбайт

3 Мбайта =                         Кбайт

  1. Сравните (поставьте знак  <,  > или = ):

3 байта                24 бита

1000 байт        1 Кбайт

250 байт                0,25 Кбайт

1 Мбайт                1000 Кбайт

8192 бита        1Кбайт

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ 8 КЛАСС " АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА."

Технологическая карта урока по физике "Амперметр. Измерение силы тока" 8 класс уч. Перышкина...

Технологическая карта урока "Измерение массы тела на рычажных весах"

Технологическая карта урока "Измерение массы тела на рычажных весах"...

Технологическая карта урока "Измерение длины отрезка" 5 класс, Козлова

технологическая карта урока для 5 класса по прогрмамме Козловой со всеми этапами по теме "Измерение длины отрезка"...

Технологическая карта урока в 5 классе "Площадь прямоугольника. Единицы измерения площади"

Предмет: математикаКласс: 5Тема урока: Площадь прямоугольника. Единицы измерения  площади. Тип урока: обобщение и систематизация знаний (с использованием игровых  и информационных техно...

Технологическая карта урока "Измерение информации". 8 класс

Данный урок является последующим звеном  в цепи уроков по изучению темы «Информация». По своему  типу – это урок предъявления и усвоения нового учебного материала. На преды...