Статья «Использование эффективных педагогических технологий для формирования образовательного информационного пространства ОУ»
статья по информатике и икт

Гажина Татьяна Петровна

Принципиальные изменения, произошедшие в экономике и обществе, вызвали необходимость приведения российского образования в соответствие новым реалиям. Для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, принципиально изменить позицию педагога и обучающегося, значительно повысить познавательную мотивацию школьников. Перед школой и каждым педагогом теперь стоят цели не только обучения, но в равной мере воспитания, развития и социализации личности обучающего. Одной из педагогических технологий, позволяющих реализовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности это является технология модерации, использование АМО(активных методов обучения) совместно с сетевыми информационными технологиями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Использование эффективных педагогических технологий для

формирования образовательного информационного пространства ОУ»

Принципиальные изменения, произошедшие в экономике и обществе, вызвали необходимость приведения российского образования в соответствие новым реалиям. Для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, принципиально изменить позицию педагога и обучающегося, значительно повысить познавательную мотивацию школьников. Перед школой и каждым педагогом теперь стоят цели не только обучения, но в равной мере воспитания, развития и социализации личности обучающего. Одной из педагогических технологий, позволяющих реализовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности это является технология модерации, использование АМО(активных методов обучения) совместно с сетевыми информационными технологиями.

Что такое модерация?

Moderare (лат.) - приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Как образовательная технология впервые разработана в 60-е- 70-е годы прошлого века в Германии

Используемые приёмы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на

  •  активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся,
  • развитие исследовательских и проектировочных умений,
  • развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде

Ученик – активный субъект образовательного процесса

  • Самостоятельность  в выработке и принятии решений,
  • Готовность нести ответсвенность за свои действия,
  • Уверенность в себе, целеустремлённость

Учитель – консультант, наставник, партнёр

Активные методы обучения

  • Система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников в процессе освоения учебного материала.
  • Строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этапа.

В ходе игры «Большая Регата», проводимой «Океанариумом» г.Санкт-Петербург командам уч-ся было предложено создать эмблему/логотип для заповедника Ингерманландский, который создается на островах Финского залива на территории Ленинградской области.

Рассмотрим внеклассное мероприятие, подготовленное и реализованное с учащимися 5 касса по технологии модерации и АМО совместно с сетевыми технологиями.

АМ начала образовательного мероприятия – Комплименты

 помогают динамично начать урок,

 задать нужный ритм,

 обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе

- Необходимые материалы Рисунки в электронном виде различного цвета, соответствующие тесту Люшера.

- Предварительная подготовка Создать cетевой информационный объект на Google.com (рисунок). - Технология проведения

Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их вставить рисунок в совместный документ, цвет которого соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде, например: orange– happy, glad (довольный, радостный) и т.д. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент и показывает через проектор совместный документ.

АМ вхождение или погружение в тему - Ассоциации

Позволяют задействовать образное мышление, память:

- Необходимые материалы

Карточка с записанным ключевым словом.

- Технология проведения

Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову «Логотип/эмблема», которое написано на карточке. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.

Результат – логотипом /эмблемой должен стать символ одного из островов. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений - Дерево ожиданий

 позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений

 организовать постановку целей обучения

Материал: маркер, рисунок яблони для проецирования.

К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д

После того, как все ученики заполнят свои фрукты ожиданиями на доске, учитель озвучивает их.

Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. АМ интерактивная лекция - Круиз

 позволяют сориентировать обучающихся в теме

 представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом,

 является альтернативой устному рассказу учителя

 - Предварительная подготовка

 Создать cетевой информационный объект на Google.com (таблица).

- Технология проведения

Участники разбиваются на группы по числу вопросов

Группы распределяются по круизным лайнерам. На каждой пристани(компьютере) расположена сетевая таблица для совместного заполнения с вопросами. Материал для изучения об стровах берется из Википедии. На каждом компьютере открыт материал об 1 острове. Уч-ся изучают Северный Виргин, Южный Виргин, Большой Тютерс, Долгий Камень. Учитель ставит задачу группам – записать в совместной таблице Основные достопримечательности каждого острова. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке на следующий круизный лайнер. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Когда группа возвращается на свой круизный лайнер, она в течение 2 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги.

Результат – эмблемой должен статья МАЯК, так как он присутствует практически на каждом острове.

АМ организации самостоятельной работы над темой - Кластер

 помогают обучающимся при организации самостоятельной работы над новой темой всесторонне и глубоко проработать новый материал, поддерживая познавательный интерес формой игры

 развить презентационные умения

 развить умения публичного выступления

 развить умения ведения дискуссии

Необходимые материалы Программа Hot potatoes. - Предварительная подготовка

Разбить учащихся на пары и выделить определенное количество букв алфавита для поиска информации о птицах Ленинградской области на сайте http://www.apus.ru( 1 группа буква «г», 2-«ч», 3-«к», 4-«п», 5-«с,в,л»). Спроецировать на доску кроссворд в виде маяка.

- Технология проведения

На доске в центре кроссворд в виде маяка. Каждая группа представляет результаты своих исследований, заполняя кластер- элемент кроссворда примерами названий птиц. Остальные группы должны доказать справедливость или ошибочность результатов исследования. АМ Релаксации - Воздух, вода, земля

 позволяют снять усталость, напряжение,

 восстановить энергию

- Технология проведения Учащимся предлагается встать в центр класса и по команде учителя дружно изобразить движения птиц:

Команда «Воздух» - учащиеся имитируют полет птиц косяком ( у первого руки вверх, у второго вниз и так далее).

Команда «Земля» - учащиеся ходят гуськом. Команда «Вода» - учащиеся имитируют взлет птиц с поверхности воды прыжком вверх. АМ подведения итогов образовательного мероприятия

 позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу ,

 выявить степень участия каждого в данном проекте .

 Необходимые материалы

 Рисунки различного цвета, соответствующие тесту Люшера.

- Предварительная подготовка

 Создать cетевой информационный объект на Google.com (рисунок).

- Технология проведения

Учащимся предлагается по команде учителя оценить свою деятельность во время проведения проекта, определить цветом степень своего участия в основных этапах мероприятия.

Эффекты применения технологии модерации Данная технология позволяет:

 стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;

 согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;

 обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;

 воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу .

Литература «Активные методы обучения в образовательном процессе»

(сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» Международный институт Развития «ЭкоПРО» Образовательный портал «мой уни верситет» www.moi-universitet.ru Факультет интерактивного обучения http://moi-amour.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.

Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....

Статья «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий на логопедических занятиях в детском саду»

В данной работе изложен практический опыт использования здоровьесберегающих технологий....

Использование эффективных педагогических технологий в преподавании географии в профильных классах.

Использование современных форм и методов обучения положительно сказываются на результатах олимпиад  и  при сдаче ЕГЭ .Методы проектов, дебаты, дискуссии,  экскурсия, групповые и...

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"

В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...