В мире кодов. Способы кодирования информации
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Салкина Светлана Николаевна

Данная разработка дает общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 5

Тема урока: Кодирование информации. Способы кодирования информации.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты обучения:

Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Предметные: общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

Метапредметные: умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного обучения, групповой работы, информационно-коммуникационные, компьютерного урока.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ):

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  • Презентация «Кодирование информации»;
  • ЭОР видеоролик «Азбука Морзе», интерактивное задание «Разгадай слово»

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1. Органи-зационный

(2 мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

самоопределение

Самоконтроль, организация своей учебной деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Формирование положительной мотивации

Учитель проверяет готовность класса к уроку, самопроверка.

2. Актуализация знаний

(5 мин)

Актуализирует знания о хранении и носителях информации.

Предлагает ответить на следующие вопросы:

  • Что такое информация?
  • Какие действия человек совершает с информацией?
  • Как человек хранит информацию?
  • Какие современные носители информации вам известны?
  • Как человек передает информацию?

Отвечают на вопросы.

оценивание усваиваемого материала

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

анализ объектов с целью выделения признаков

3. Проверка усвоения изученного материала

(3 мин)

Визуально проверяет задания из РТ №76 и обсуждает задания, вызвавшие затруднение.

Отвечают на вопросы учителя, проверяют домашнее задания, при необходимости вносят исправления.

Самоопределение, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Самоконтроль, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

самостоятельное создание способов решения проблем построение логической цепи рассуждений

Взаимопроверка, оценивание учителем

4. Постановка учебной задачи

(5 мин)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Формирование готовности к самообразованию

целеполагания

Постановка вопросов

Формулирование познавательной цели и проблемы

5. Изучение нового материала

(10мин)

Объясняет новый материал в соответствии с §7 учебника, демонстрирует презентацию «Кодирование информации».

Слушают объяснения учителя, записывают в тетрадь основные понятия, смотрят презентацию.

Формирование готовности к самообразованию

Выделение важной информации

Сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать

Умение структурировать знания

Взаимопроверка, контроль учителя, самопроверка

6. Релаксация

(2 мин)

Звучит спокойная музыка и на экране происходит смена слайдов.

Внимательно смотрят и слушают.

самоорганизация

саморегуляция

Умение слушать и слышать

7. Самостоятельная работа

(15 мин)

Наблюдает за обучающимися.

Выполняют контрольную работу.

саморегуляция

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Организация  и планирование своей работы

Структуриро-вание собственных знаний.

Самопроверка

8. Домашнее задание

(2 мин)

Формулирует домашнее задание, инструктирует по его выполнению (§7 (стр. 46 – 49), стр. 53, задание 8, 9 письменно)

Слушают учителя и записывают домашнее задание

самоопределение

Развитие регуляции учебной деятельности

Взаимодействие с учителем

Постановка и решение проблемы

9. Рефлексия

(1 мин)

Предлагает обучающимся оценить урок с помощью смайликов

Оценивают урок

Степень правдивости при рефлексии

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Умение формулировать собственное мнение

рефлексия

Оценка учителя, взаимооценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего? 40-е гг. XIX в. В США начала функционировать первая телеграфная линия 1876 г. В России построена первая телеграфная линия 1895 г. В Америке изобретен телефон 30-е гг. ХХ в. Русский ученый Попов открыл радиосвязь 1969 г. Создан первый телевизор

Слайд 6

Кодирование информации. Способы кодирования информации

Слайд 7

Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

Слайд 8

Код для общения

Слайд 9

Код для оценки знаний в школе

Слайд 10

Код музыкальных произведений

Слайд 11

Код правил дорожного движения

Слайд 12

Код населенного пункта

Слайд 13

Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать. Азбука Брайля

Слайд 14

Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего? А Б В 254 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1100 0000 1100 0001 1100 0010 1111 1110 1 0 1 1 Код информации в памяти компьютера

Слайд 15

Сигнальные коды Азбука Морзе Флажковая азбука

Слайд 16

Код Цезаря А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Юлий Цезарь ( I век до н.э.) Замени каждую букву шифруемого текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов ! Закодируем Б А Й Т – сместим на 2 символа вправо Получим: Г В Л Ф

Слайд 17

Закодированный текст: Б М ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Б А Исходный текст: А Л ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ Декодируйте следующий текст:

Слайд 18

Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 01 15. Как зовут мальчика? А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 К Л М Н О П Р С Т У Ф 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Слайд 19

Основные способы кодирования Графический Числовой Символьный

Слайд 20

Домашнее задание § 7 (стр. 46 – 49) - учить; стр. 54, задание 9 – письменно.

Слайд 21

Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего? Кодирование настроения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

Урок по теме "способы кодирования информации" 5 класс

Открытый урок по информатике, который я разрабатывала будучи учителем информатики в своей родной школе....

Презентация и конспект урока «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова 5 класс.

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

Технологическая карта урока "В мире кодов.Способы кодирования информации"

Представлена разработка урока в виде технологической карты для 5 класса....

5 класс ФГОС. Урок 8. В мире кодов. Способы кодирования информации

Урок 8. В мире кодов. Способы кодирования информацииПредмет: информатика и ИКТКласс:5 Планируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодиров...

Конспект урока в«Способы кодирование информации» 5 класс (ФГОС).

Урок  по информатике в 5 классе «Кодирование информациии»....