Использование электронных таблиц для решения задач типа 23 КЕГЭ
статья по информатике и икт (11 класс)

Пушкина Марина Николаевна

Экзамен по информатике в компьютерной форме проводится с 2020 года. Актуальной на сегодня остается проблема качественной подготовки школьников к такому экзамену. На уроках информатики базового уровня недостаточно времени отводится для глубокой систематизации и общения знаний по предмету. Поэтому актуальным становиться поиск таких форм работы, которые позволят оптимально подготовить учащихся к ЕГЭ, а учителям дадут возможность качественно подготовить учеников к экзамену.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пушкина Марина Николаевна, учитель информатики

МОУ СОШ №4 г.Котлас

Использование электронных таблиц для решения задач типа 23 КЕГЭ

Экзамен по информатике в компьютерной форме проводится с 2020 года. Актуальной на сегодня остается проблема качественной подготовки школьников к такому экзамену. На уроках информатики базового уровня недостаточно времени отводится для глубокой систематизации и общения знаний по предмету. Поэтому актуальным становиться поиск таких форм работы, которые позволят оптимально подготовить учащихся к ЕГЭ, а учителям дадут возможность качественно подготовить учеников к экзамену.

Не все задания КЕГЭ напрямую указывают на возможность использования программного обеспечения (ПО) при их решении, но у учащихся нет ограничений по использованию компьютера, значит современный и удобный инструмент может ими использоваться при поисе реения любыхзданий экзамена. Электронные таблицы удобны при изучении в условиях базового преподавания предмета, так как информатика изучается в объеме одного часа в неделю. Анализ Демо-версии показал, что электронные таблицы могут быть использованы для решения практически всех задач КЕГЭ. Рассмотрим пример решения задачи типа КЕГЭ 23.

Задание 23 (№222).

Исполнитель Июнь15 преобразует число на экране. У исполнителя есть две команды, которым присвоены номера:

Прибавить 2

Умножить на 3

Первая команда увеличивает число на экране на 2, вторая умножает его на 3. Программа для исполнителя Июнь15 -это последовательность команд.

Сколько существует программ, для которых при исходном числе 1 результатом является число 63 и при этом траектория вычислений содержит число 25 и не содержит число 6?

Решение данной задачи можно автоматизировать используя функцию электронных таблиц ВПР (ГПР). Данная функция актуальна для нахождения данных по строкам (столбцам) в таблице или диапазоне. Например, можно найти цену автомобильной детали по ее номеру или найти имя сотрудника по его идентификатору.

Самая простая функция ВПР означает следующее:

=ВПР(искомое значение; место для его поиска; номер столбца в диапазоне с возвращаемым значением; возврат приблизительного или точного совпадения — указывается как 1/ИСТИНА или 0/ЛОЖЬ).

Разберем алгоритм решения задачи в электронных таблицах.

  1. По условию задачи необходимо из исходного числа 1 получить 63. Создадим все числа от одного до 63 включительно.
  2. Во второй строке под каждым числом от 1 до 63 будем подсчитывать количество программ для исполнителя, которыми получается данное число. Под исходным числом пишем 1.

Под вторым числом запишем сумму функций ВПР. Первая функция будет отвечать за поиск предыдущего числа, из которого могло получиться данное число командой Прибавь два. Например, число 3 можно было получить из единицы командой Прибавь два. Вторая функция будет отвечать за поиск предыдущего числа, из которого могло получиться данное число командой «Умножь на три». Например, число 3 можно было получить из единицы командой «Умножь на три». Для следующего расположения исходного и промежуточных чисел

получаем следующую формулу:

  1. Проблема в том, что в случае отсутствия найденного результата функция вернет
    значение Н/Д .

Данное исключение можно обработать с помощью функции
                
ЕСЛИОШИБКА().
ЕСЛИОШИБКА(значение;значение_если_ошибка) – если аргумент значение возвращает ошибку, то функция возвращает значение второго аргумента, иначе функция возвращает значение первого аргумента.
Таким   образом,   наша   формула   превращается   в   следующую

4.        Остается обработать траекторию вычислений. По условию в число "6"
заходить нельзя, значит количество программ, которые идут по данной
траектории равно 0. Меняем значение в ячейке С7 на 0.

  1. Число "25" обязательно для траектории вычислений, его можно получить 8 способами. Необходимо заменить формулу на это число. Вводим в ячейку С27 число 8 с клавиатуры. Все формулы из диапазона С2:С25 удаляем. Потому что мы уже получили количество программ для получения числа 25, и теперь нас интересуют количество программ из этого числа в 63.
  2. Ответ на нашу задачу будет количество программ у числа 63.

Пример задачи из демоверсии:

Задание 23 (№4709).

Исполнитель преобразует число на экране.

У исполнителя есть две команды, которым присвоены номера:

  1. Прибавить 1
  2. Умножить на 2

Программа для исполнителя - это последовательность команд.

Сколько существует программ, для которых при исходном числе 1 результатом является число 35, при этом траектория вычислений содержит число 10 и не содержит 17?

Траектория вычислений программы - это последовательность результатов выполнения всех команд программы. Например, для программы 121 при исходном числе 7 траектория будет состоять из чисел 8,16,17.

Выводы:

Данная задача решается без автоматизации по похожему алгоритму. Автоматизация помогает показать учащимся актуальность изучения раздела информатики, по которому проверяются знания данным заданием. Учащимся необходимо объяснять когда оптимально использовать автоматизацию и когда можно обойтись без нее. Автоматизацию можно использовать как дополнительный инструмент проверки своих ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение таблиц в текстовом редакторе. Использование таблиц для решения задач.

Вашему вниманию представляю интегрированный урок информатики и математики. Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметные связи, где информатика выступает...

Интегрированный урок «Моделирование решения задач по термодинамике с использованием электронных таблиц»

Интегрированный урок «Моделирование решения задач по термодинамике с использованием электронных таблиц»...

Решение задач с использованием электронных таблиц Excel (9 класс к учебнику Л. Л. Босова)

Решение задач с использованием электронных таблиц Excel (9 класс к учебнику Л. Л. Босова)Цели урока:образовательные — обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка числовой информации»Задачи:1....

Конспект урока "Решение задач с использованием электронных таблиц Excel"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Структура урока:1.      Организационный момент.2.      Актуализация, обобщение и систематизация зна...

Использование электронных таблиц Еxcel для решения задач по физике

использование программного пакета MS Excel, освоение которого на первоначальном этапе не вызывает сложностей,  может помочь в решении некоторых классов задач по физике...