Формы записи алгоритмов. 6 класс.
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Урок "Формы записи алгоритмов" в 6 классе по программе Л.Л.Босовой. К уроку прилагается  презентация из 20 слайдов и дидактические материалы. Практическая работа проводится в среде "ЛогоМиры" и рассчитана, что учащиеся с этой программой уже знакомы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация1.49 МБ
Microsoft Office document icon Разработка урока53.5 КБ
Файл Приложения к уроку87.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок по теме:  «Формы записи алгоритмов. 6 класс»

Тип урока:  комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Цели урока: 
- повторить темы «Что такое алгоритм» и «Исполнители алгоритмов»;
- повысить ИКТ-компетентности учащихся путем освоения и практического использования навыков работы в среде «ЛогоМиры» ;

- научить использовать полученные знания на практике.

  1.      Задачи урока:
    образовательная: продолжить формирование терминологического словаря учащихся по предмету, познакомить с  формами записи алгоритмов, изучить способы описания алгоритмов.
    воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;формирование информационной  культуры, чувство товарищества, ответственности за совместно выполняемую работу.
    развивающая: развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы, развитие познавательных умений; развивать логическое мышление, память, внимание; умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; умение выполнять алгоритм по известным шагам.

Оборудование:

компьютерная презентация (Приложение 1);

мультимедиа проектор;

персональные компьютеры;

программа “ЛогоМиры 3.0”;

раздаточный материал с заданиями для учащихся по теме урока (Приложение 2, Приложение 3);

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: (слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и полезным для вас. Мы с вами продолжаем изучение темы «Алгоритмы и исполнители». А девизом сегодняшнего урока я выбрала изречение древнего философа Конфуция «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем». Но прежде чем приступить к изучению нового, давайте повторим старое, следуя словам Конфуция.

3.Повторение изученного материала:

Учитель: Напомните мне, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Ответ учащихся: об алгоритмах, об исполнителях алгоритмов, о системе команд исполнителя.

Учитель: Правильно! Давайте вспомним более подробно.

(слайд 2)

Вопрос: Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется…

Ответ: алгоритмом.

(слайд 3)

Вопрос:  Кто может разрабатывать алгоритмы?

  1. Человек
  2.   Компьютер
  3.  Человек и компьютер

Ответ:  человек.

(слайд 4)

Вопрос:  Кто может исполнять алгоритмы?

  1. Технические устройства
  2.  Человек и технические устройства
  3.  Человек

Ответ: человек и технические устройства.

(слайд 5)

Вопрос:  Как называется человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды?
Ответ: исполнитель.
(слайд 6)
Вопрос: Все команды, которые исполнитель может выполнять, образуют…
Ответ: систему команд исполнителя (СКИ).
(слайд 7)
Вопрос:  Кого можно назвать формальным исполнителем?

  1. Человека
  2.  Робота
  3.  Человека и робота

Ответ:  робота.

(слайд 8)

Вопрос: Для чего нужны алгоритмы?

Ответ:  чтобы выполнять разнообразные задачи.

Учитель: Хорошо! На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы! 

4. Изучение нового материала:

Если алгоритмы помогают нам выполнять разнообразные задачи, то можно сделать вывод, что и алгоритмы бывают разными, и записать их можно по-разному.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Формы записи алгоритмов» (слайд 9)

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока.

У вас на столе лежат четыре карточки. На каждой из них разными способами записаны алгоритмы. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга?  (Приложение 2).

Ответ учащихся: Один записан словами, другой в таблице, третий с помощью геометрических фигур, а четвертый на языке ЛОГО/в виде программы.

Учитель: Правильно! Значит, какой вывод можно сделать?

Ответ учащихся: алгоритмы можно записать по-разному.

Учитель: Верно! Разберем подробнее как же записываются алгоритмы.

(слайд 10) Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений.
(слайд 11) Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений.
(слайд 12) Табличная форма записи алгоритма.
(слайд 13) Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования.

Скажите пожалуйста, а с какой формой записи алгоритмов нам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Приведите примеры.

Ответ учащихся: в словесной форме - список покупок, список дел, распорядок дня…

Учитель: Да, все правильно!

Запишите себе в тетрадь: (слайд 14, первая часть)
Для записи алгоритма в блок-схеме используются следующие геометрические фигуры: (слайд 14, вторая часть)

1. овал – начало и конец алгоритма

2. параллелограмм  - ввод и вывод данных

3. ромб – логическое условие

4. прямоугольник – выполнение действия

Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют  фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

Давайте разберем как записывается алгоритм «Подготовка к уроку» в блок-схеме. (слайд 15).  (объяснение учителя).

А теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать с алгоритмами. У вас на столе лежит карточка с двумя заданиями: первое задание на выполнение алгоритма, записанного в словесной форме. Второе – составление блок-схемы того же алгоритма. Ответ запишите в правой колонке. (Приложение 3).

После выполнения задания учащимися, к доске вызываются два ученика и на доске пишут ответы. Краткое обсуждение правильности выполнения задания.

4. Практическая работа.

Молодцы! Переходим к практической работе. Вам предстоит написать программу для исполнителя Черепашка по заданному алгоритму. Переходим к компьютерам, открываем «ЛогоМиры» и выполняем алгоритм (карточки с заданиями лежат на рабочем месте). Результат сохранить у себя в папке под именем «Звезда». (слайды 16, 17)

5. Итог урока.

Визуальная оценка работ за компьютером.

Запись домашнего задания (слайд 18), выставление оценок.

Спасибо за урок! (слайд 19)



Предварительный просмотр:

                   Карточка 2


  1. Переправить козу
  2. Возвратиться самому
  3. Переправить волка
  4. Возвратиться вместе с волком
  5. Переправить капусту
  6. Возвратиться самому
  7. Переправить капусту 



   Алгоритм «Соберись в школу»

         



                  Карточка 1                        


       Алгоритм «Переправа»

       

№ действия

Действие

Результат

1

*2

6

2

-6

0

3

+5

5


                  Карточка 3  

 
Задача: Вычислить: 2а-6+5  при а=3 

 

    Задача:


Написать программу рисования квадрата для исполнителя «Черепашка» на языке программирования Logo

        по

        вп 100

        пр 90

        вп 100

        пр 90

        вп 100

        пр 90

        вп 100





















               
Карточка 4

начало

собери портфель

позавтракай

конец

оденься

умойся

встань

сделай зарядку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: Формы записи алгоритма.

План-конспект урока по теме: Формы записи алгоритма. 1.                  Предмет: Информатика и ИКТ2....

Технологическая карта урока по информатике на тему " Форма записи алгоритмов"( 6 класс)

Технологическая карта к уроку №25 по информатике в 6 классе по теме " Форма записи алгоритмов " по ФГОС....

Формы записи алгоритмов

Технологическая карта урока...

Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов

Конспект урока по информатике "Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов" для 6 класса....

Практическая работа "Словесная и графическая формы записи алгоритма"

В данной работе представлен образец выполнения практической работы по теме "Формы записи алгоритмов"...

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.

Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема»,  «алг...

Конспект к уроку "Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов."

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов....