Игровое обучение лексике иностранного языка
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме

Теоретическое обоснование применения игр на уроке на этапах введения и закрепления лексических единиц на примере тем "Farm animals" и "Travelling"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курильчик Татьяна Викторовна

Учитель английского языка

Средняя школа №2 г. Могилева

Игровое обучение лексике иностранного языка

(на примере тем “Travelling” и “Farm animals”

Лексика является одним из важнейших аспектов в изучении иностранного языка, так как лежит в основе обучения другим сторонам и видам речевой деятельности. Объем вводимой лексики постепенно увеличивается и усвоение новых слов нередко становится скучным и потому трудным занятием для ребенка. Широко используемый в настоящее время метод “введение     проверка лексики” нередко бывает малоэффективен и усугубляет проблему заучивания лексических единиц. Таким образом, в связи с интенсификацией учебного процесса возникает потребность поиска средств и методов поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении урока. Среди наиболее эффективных методов обучения иностранной лексике можно выделить игру. Игра обеспечивает активное участие каждого ученика, стимулирует речевое общение, способствует формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Что же касается детей, то игра для них прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны, она доступна слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, что благотворно сказывается на результате обучения.

В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание. Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но развивает познавательную активность школьников. Известно, что применение игр на уроках иностранного языка в младших классах способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает более устойчивое внимание и лучшее восприятие языкового материала. Игровые формы актуальны и на старшей ступени, что связано с особенностями их развития и восприятия. Учащиеся проявляют интерес и запоминают ту информацию, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личностное значение. Следовательно, у школьников среднего и старшего звена возникает желание играть согласно потребности компенсировать ограниченность учебной деятельности в положительных эмоциональных переживаниях, в возможности проявить свою активность. Из выше сказанного следует, сто учащихся необходимо заинтересовать, сделать любое сложное задание интересным, а значит, простым. При игровой подаче материала изучение новых слов не вызывает, как правило, у учащихся серьезных трудностей.

 Таким образом, игры можно проводить с детьми любого возраста, помня о следующих правилах:

- Игра должна соответствовать имеющимися у детей знаниям.  Соответственно, чтобы игра носила развивающий характер,  важно создать возрастной подход и принцип от простого к сложному.

- Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение.

           Игра рассматривается как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а также как один из способов формирования способности к обучению и воспитания чувства ответственности за свои поступки и за свою группу.

Игровые формы и приемы очень разнообразны и могут быть использованы типичные игровые упражнения, которые делают процесс запоминания слов интересным занятием. Существует несколько групп игр, каждая из которых служит определенной цели, имеет собственную специфику.

- Предметные игры. В эту группу входят манипуляции с игрушками и предметами. С их помощью учащиеся познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

- Творческие игры, сюжетно-ролевые игры.

-  Интеллектуальные игры. Способствуют активизации познавательной деятельности школьников, имеют проблемный характер.

- Технические, конструкторские.

- Дидактические игры. Игры с готовыми правилами, которые служат для решения учебных задач. В эту группу входят лингвистические игры. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются  на индивидуальные, парные, групповые. К индивидуальным относят кроссворды, анаграммы; к парным и групповым – игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок, диктант в картинках. Для создания игровых ситуаций широко используются рисунки, ТСО, тексты художественных произведений.

Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся на лексическом материале имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения. Лексические игры преследуют следующие цели:

- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию учащихся

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Работа с лексикой на занятиях включает в себя: введение лексики, ее закрепление (первичное и повторное), тренировку употребления (перевод из пассивного словаря в активный) и повторение. Игры можно использовать на любом из этапов работы над лексикой иностранного языка.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение.

Я хотела бы представить разработки игр, примененных мною на уроках английского языка в 5 классах. Дидактические игры были адаптированы к темам “Farm animals”,“Cotswold Farm Park” и “Travelling”. Лексический  материал по темам был введен на предыдущих этапах обучения.

Учебник: Английский язык. 5 класс: учеб. Пособие: в 2 ч. Ч.1, 2/ Л.М. Лапицкая [и др.]. Минск: Вышэйшая школа, 2009

Тема: “Farm animals”

  1. Игра-кроссворд по теме

Описание: игра в виде поля из сетки 9 на 9, в каждой из которых написаны буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по теме домашние животные. Перед началом игры учащиеся вместе с учителем читают и переводят слова из активного словаря. Задача учащихся – самостоятельно отыскать среди букв данные слова, опираясь на список слов. Учащиеся играют в парах. (см. Приложение №1)

 Цель: ознакомление учащихся с лексикой по теме “Домашние животные”, запоминание графического образа слов. 

  1. Игра-упражнение “Вставьте букву”.

Описание: преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропуская одну или несколько букв. Задача учащихся – вставить пропущенные буквы.

Цель: повторение графического образа слова.

Например: p_g, sh__p, h_n, m_use, go_se, du_k, co_, h_rs_.

  1. Игра-упражнение “Guess the farm animal”

Цель: повторение графического образа слова

Описание: на заранее заготовленных карточках написаны слова из активной лексики, но буквы написаны в разнобой. Учитель просит учеников: “Choose a sheet of paper and try to guess the farm animal. Go to the blackboard and put down your word”. Побеждает тот, кто раньше всех расшифрует и запишет слово на доску”.

Например: ehsor ________, wco ______, usoem _______, nhe ______, udkc _______, ogsoe ________, igp ______, sehpe ________.

  1. Игра-упражнение “Snowball”

Цель: повторение лексических единиц, развитие памяти.

Описание: на доске прикреплены карточки с изображением домашних животных. Первый ученик называет первую карточку, второй ученик – первую и вторую, третий – первую, вторую и третью и т.д.

Например: P1 – mouse, P2 – mouse, sheep, P3 - mouse, sheep, goose и т.д.

  1. Игра-упражнение “What is missing?”

Цель: повторение лексических единиц, развитие памяти.

Описание: на доске прикреплены карточки со словами из активного словаря по теме домашние животные, дети их называют. Учитель дает команду: “Close your eyes” и убирает несколько карточек. Затем учитель дает команду: “Open your eyes” и задает вопрос: “What is missing?”. Дети воспроизводят пропавшие слова.

  1. “ The Box of Difficult Words”

После проведения игр следует попросить ребят подумать, какое слово остается для них трудным или просто не нравится )трудное произношение, плохо запоминается).Ребенок записывает нелюбимое для него, но «секретное» для других слово на листке бумаги и кладет его в коробку. В течение нескольких следующих уроков следует работать с новой лексикой, не открывая коробки. Входя в класс и видя яркую коробку, внутри которой лежит секретное слово, дети начинают думать о нем. Опосредованно внимание учащегося сконцентрировано на трудном для него слове, что помогает запомнить показавшееся вначале таким сложным слово или несколько слов. Через несколько дней открыть коробку и выбрать слово-чемпион.

Тема: “Cotswold Farm Park”

Так как данная тема является логическим продолжением предыдущей темы, то целесообразно проводить игры на повторение и закрепление активного словаря по теме “Farm animals”.

  1. Игра-упражнение “Snake”

Цель: повторение лексических единиц, развитие памяти.

Описание: первый ученик- голова змейки-  называет слово название животного на русском языке, второй ученик переводит его на английский язык и называет другое слово название животного на русском, третий ученик так же должен его перевести на английский и т.д. до последнего ученика – хвостика змейки. Если ученик ошибается в переводе слова либо долго думает над переводом, то змейка прерывается и игра начинается заново.

Например: P1 – мышка, P2 – a mouse, корова, P3 – a  cow, овечка, P4 – a sheep, утка и т.д.

  1. Игры-загадки по теме “Farm animals”

It is a domestic animal. It likes fish. What is it?  (a cat)

This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. What is   it? (a cow)

It is pink and dirty. It is very fat. It has a nose-button. What is it? (a pig)

My long legs are good and fast. I like to gallop and run. I think it is great fun. What am I? (a horse)

  1. Игра-упражнение “Let’s compare the animals”

Цель: повторение активного словаря и сравнительной степени прилагательных.

Описание: заранее заготавливаются карточки с вопросами (например: Which animal is smaller: the cow or the dog? Which animal is faster: the hen or the horse и т.д.). На доске записаны предложения, например: ____ is smaller than the ____. ____ is faster than the ____. На столе лежат карточки с изображением животных. Учитель предлагает учащимся: “Choose a sheet of paper with the question, read it aloud, choose the cards with the image of your animals and fill the gaps in the sentence”.

Вопросы на карточках: Which animal is smaller: the cow or the dog? Which animal is nosier: the cat or the mouse? Which animal is faster: the hen or the horse? Which animal is taller: the rabbit or the pig? Which animal is bigger: the goose or the sheep? What animal is shorter: the duck or the cow?

Предложения, записанные на доске: ____ is smaller than ____. ____ is nosier than ____. ____ is faster than ____. ____ is taller than ____. ____ is bigger than ____. ____ is shorter than ____.

  1. Игра “Идет бычок, качается”

Цель: повторение лексических единиц, активизация лексических единиц в речи.

Описание игры: учащимся предлагается за определенное время собрать пазл с изображением одного из домашних животными описать его. Побеждает тот, кто быстрее собрал пазл и составил наиболее полное сообщение по картинке.

Тема: “Travelling”

Игра: “Beware of the car”

Цель: повторение лексических единиц, развитие памяти, совершенствование слухо-произносительных навыков (игра может быть использована в качестве фонетической зарядки).

Beware of the car

If you want to be happy and in a good mood

Don’t go by car, go on foot.

If you want to go far, far away

Don’t go by car, go by plane!

But if you want to have a boring trip

Don’t go by car, go by ship.

And if you want some close friends to gain

Don’t go by car, go by train!

При копировании на доску данного стихотворения подчеркнутые слова необходимо заменить картинками с изображением соответствующего вида транспорта. При этом на одной стороне карточки находится изображение, а на обратной – слово). Ребятам необходимо прочитать стихотворение, употребляя слово, соответствующее изображению. В дальнейшем задание можно усложнить: можно стирать по несколько слов и просить ребят восстановить их. [Приложение 2]

Игра: “Меморина”

Описание игры: берется картон и в 5 рядов вырезается по 4 окошечка. На обратной стороне каждого окошечка наклеивается рисунок с изображением транспорта (каждый вид транспорта изображается дважды на разных окошечках). Вызванный ученик называет по-английски любую цифру, изображенную на окошечке, допустим two. Открываем окошечко 2, а там, с обратной стороны, изображение вертолета. Ученик по-английски называет этот вид транспорта, затем называет вторую цифру, под которой по его мнению, может находиться второй вертолет.

Игра: “Рассеянный”

Цель: активизация лексики и развитие навыков употребления отрицательной формы.

Описание игры: учитель, показывая тематическую картинку, называет изображенное на ней, но неправильно. Ученик должен поправить и сказать, что на самом деле изображено на картинке.

Игра: “Пантомима”

Описание игры: по мимике, пантомимическим действиям изображающего ученик догадывается и называет, какой вид транспорта изображается.

Игра: “Помоги слепому”

Цель: активизация лексики и развитие навыка употребления вопросительной формы.

Описание игры: ученики работают в паре. Один из них, притворившись слабовидящим, просит описать вид транспорта, который изображен на картинке, которую показывает  учитель. Можно усложнить задание, расширив его в мини-диалог.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование игр в обучении лексике в значительной степени оптимизирует процесс обучения. Практика в школе показала, что игры оживляют занятия, учащиеся раскрепощаются, у них появляется возможность проявить такие качества, доброжелательность, внимательность, взаимопомощь. Результаты лексико-грамматических тестов стали значительно выше после того, как лексические единицы были закреплены с помощью серии игр по сравнению с результатами тестов, перед проведением которых лексические единицы были закреплена с помощью других методов. Таким образом, результаты тестирования показали рост успеваемости учащихся.

Все приведенные выше игры вызывали интерес у ребят. Так, привитие интереса учащихся к предмету и активация познавательной деятельности благодаря применению нестандартных форм, одной из которой является игра, способствует повышению качества успеваемости.

Использованная литература:

  1. Колесникова, И.Е. Игра на уроках английского языка:5-й класс: пособие для учителя. – Мн.: Нар.асвета, 1990. – 112с.
  2. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения/ А.В. Конышева. – Минск:ТетраСистемс, 2007. – 552с.
  3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/Н.И. Гез, Г.В. Лиховицкий, А.А. Миролюбов и др. – М.: Высш.шк., 1982. – 373с.
  4. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (Из опыта работы). Пособие для учителя./М.Ф. Стронин.  2-е  изд. –М.:Просвещение, 1984. – 112 с.
  5. Богов, М.Г. Игры, в которые мы играем/ Богов М.Г.// Замежныя мовы у рэспублицы Беларусь. – 2010. - №3. – С. 25-33.
  6. Давыдова, Э.М. Игра как метод обучения иностранным языкам/ Давыдова Э.М.// Иностранный язык в школе. – 2010. - №6. – С. 34-38.
  7. Иванцова, Т.Ю. Игры на английском языке/ Иванцова Т.Ю.// Иностранный язык в школе. – 2008. - №4. – С. 52-57.
  8. Корень, Г.Н. Игра как элемент урока иностранного языка/ Корень Г.Н. // Замежныя мовы у рэспублицы Беларусь. – 2009. - №2. – С. 59-64.
  9. Манилова, Н.Я. Игра на уроке английского языка/ Манилова Н.Я.// Иностранный язык в школе. – 1997. – №1. – С.25
  10. Марчан, Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики/ Марчан Н.Б.// Иностранный язык в школе. – 2004. - №5
  11. Черноголовая Н.Н. Дидактические игры кК средство развития у учащихся V-VI классов интереса к изучению английского языка/ Черноголовая Н.Н.// Иностранный язык в школе. – 2006. - №6. – С. 28-33.
  12. Афоризмы о воспитании детей [Электронный ресурс]/- Режим доступа: http://aforism.su/9_10.html . Дата доступа: 12.03.2011
  13. Игра как метод обучения [Электронный ресурс]/И.М. Музыка. – Режим доступа: http://sch9.org/roditelyam/sovety-uchitelya/igra-kak-metod-obucheniya.html . Дата доступа: 12.04.2011
  14. Обучающая игра как средство формирования лексических навыков [Электронный ресурс] /Т.Л. Фнувовна. – Режим доступа: http://www.festival.1september.ru/articles/521073 . - Дата доступа: 10.03.2011



Предварительный просмотр:

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

A

C

K

E

E

K

N

G

S

P

H

O

R

S

E

I

O

O

O

M

S

Y

Z

F

L

O

B

C

U

H

T

C

O

W

S

T

A

E

E

F

R

A

Q

E

B

T

F

E

D

M

O

U

S

E

W

N

P

U

R

F

Z

W

K

D

O

G

C

U

Q

P

I

G

Z

Y

W

K

T

H

E

N

Y



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

BEWARE OF THE CAR

If you want to be happy and in a good mood

Don’t go by, go on.

If you want to go far, far away

Don’t go by , go by!

But if you want to have a boring trip

Don’t go by, go by .

And if you want some close friends to gain

Don’t go by , go by!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое обучение лекcике иностранного языка

В разработке представлены теоретическое обоснование применения игр на уроке иностранного языка и разработки игр для введения и закрепления лексических единиц по темам "Farm animals" и "Travelling"...

Тест в функции упражнения при обучении лексике иностранного языка

В методике преподавания ИЯ большое внимание уделяется проблемам контроля и оценки. Тест- объективный, экономичный приём контроля....

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Современные приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе. Обучение лексике.

В данной статье описываются современые приёмы обучения лексике английского языка на начальном этапе....

Игровая технология в обучении лексике английского языка

В работе даны психологические обоснования использовагния игр в обучении детей лексике на уроках английсколго языка и даны примеры употребления игр....

Игровое обучение лексике на уроках английского языка

Игровое обучение иностранному языку ииноязычному общению,использование игровых упражнений также являютсяодним из современных подходов к формированиюлексических навыков, так как своейненавязчивостью, п...

«ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ.

Согласно ФГОС «Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение разви...