Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
методическая разработка по английскому языку (5,6,7 класс) по теме

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британских мореплавателей, аукцион знаний о происхождении английской нации, туристический проспект о жизни Генриха VIII , оформление альбомов «Резиденции Королевы Великобритании», план экскурсии для русских школьников в старейшую школу Англии Итон, оформление коллажа по мотивам английской кухни, телепередача «Прогноз погоды», письма английских школьников русским ребятам об особенностях правил дорожного движения в Британии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_tehnologiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология – технология мотивации

к изучению иностранного языка, технология развития

креативности учащихся

     Обучение иностранным языкам осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте, имеет чётко выраженную культуроведческую направленность.

     Внедрение современных технологий обучения позволяет ещё в большей степени задействовать воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.

     В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся.

     Проектная технология в области иностранного языка и культуры – это личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

   

    Основной целью образования в широком смысле становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

     Содержание данной технологии ставит целью развития у учащихся не только практических речевых умений: аудирования, говорения, чтения и письма, но и помочь раскрыться различным сторонам личности ученика, освободить его от психологических барьеров, таких как скованность, застенчивость, неуверенность в себе, то есть способствовать воспитанию личности в целом.

    Основная цель этой технологии – дать возможность учащимся реализоваться в том, что у него лучше получается, способствовать усилению мотивации учения, создать комфортную среду для каждого, облегчить формирование коммуникативных умений и стимулировать речевое творчество, способствовать стремлению личности к самообразованию, к реализации собственного потенциала.

   

   Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

   Основные задачи проектной технологии: развивать познавательные навыки учеников, научить самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, научить ориентироваться в этой информации, уметь обобщать её, а также уметь представлять свою страну  и осуществлять диалог культур, развивая автономию, креативность.

Актуальность

Возможность использования современных информационных технологий позволяет изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве (книги – художественные, учебные, справочная и научно-популярная литература; периодическая печать; радио и телевещание; мультимедийные средства; глобальные и локальные сети).

Проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Предполагаемая проектной методикой самостоятельность школьников как при поиске информации, в том числе иноязычной, так и при её обработке, представлении и обсуждении, когда есть возможность увидеть результаты своего труда, а затем представить их более широкой аудиторией (учителям, родителям, гостям из других классов, школ), вызывают чувство удовлетворения, расширяет знания в одной или нескольких предметных областях, убеждает в практической, реальной значимости владения иностранным языком.

     Таким образом, обучение иностранному языку с использованием метода проектов приобретает личностный смысл, приводя в действие воспитательную стратегию становления индивидуальности, формирования «Я-концепции»

     В моём понимании, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под мудрым, гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получения конкретного результата. Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть страноведческий коллаж, альбом, дневник на иностранном языке, письмо, газета, эссе, и тд

     Метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах, в коллективе. При обучении иностранным языкам это в основном работа с разнообразными источниками информации, с использованием поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, а также сформировать свою точку зрения, обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной , эстетически  значимой форме.

     В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учеников, умение самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, уметь обобщать её, а также уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая самостоятельность, креативность

     Особенности использования метода проектов при обучении иностранному языку заключаются в следующем:

  1. проект чаще всего бывает межтематическим и требует актуальных знаний из различных образовательных областей, способствуя тем самым интеграции учебных предметов;
  2. включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую;
  3. работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы, что требует умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше представить и, наконец, выступить на самой презентации.

     Я три года использую метод проектов в обучении учащихся, опираясь на темы и рекомендации, предложенные авторами учебников Михеева, Афанасьева. Пытаюсь реализовать индивидуальный подход к обучению и воспитанию учащихся.

     Популярность и перспективность проектной технологии объясняется тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этих знаний. Надо отметить, что проектная работа носит комплексный, интегрированный характер.

     Разработана серия уроков с использованием этой методики

     Несколько примеров выполнения учащимися проектных заданий.

5 класс. Мы работаем над следующими темами: «Национальный состав населения Великобритании. Растения – символы», «Британские Королевы», «Герои популярных английских детских книг», « Города Великобритании», « Биг Бен – символ Великобритании», « Футбольная форма игроков сборной Англии, Уэльса, Шотландии», «История происхождения английских названий дней недели», « Иллюстрированный английский алфавит».

6 класс На мой взгляд, темы ещё интереснее. « Британцы – нация мореплавателей», « Откуда пошла английская нация?», « Генрих VIII», « Официальная резиденция королевы Великобритании», « Старейшие школы Англии. Итон», « Традиционный британский пудинг. Рецепты приготовления пудинга», « Погода в Англии в разные времена года», « Особенности уличного движения в Англии»

7 класс Темы проектов 7-й параллели тесно связаны с городом, в котором мы живём. Судите сами – «Город в котором мы живём», « Твои любимые места в городе, в котором ты живёшь», « Знаменитости нашего города», « Традиции города в котором мы живём». « Лобня в различные времена года», « Как одеваются люди нашего города», « Самая интересная традиция нашей школы».

8 класс  «Знаменитые города Америки», « Самые знаменитые словари», « Эмблемы российских городов, на которых изображены животные или растения», « Вопросы экологии города», «Различные олимпийские символы», « Театры мира. Театры России»

11 класс  « Идеальное государство. Как я это представляю», « Эволюция молодёжного движения в России. Молодёжные группы в России», « Суд подростков. На сколько он справедлив?», « Что есть идеальное государство в вашем понимании», « Я мечтаю быть критиком», « Чтобы ты хотел изобрести?»

«Рекламные ролики на спортивный инвентарь»

    Мною разработана факультативная программа, на занятиях данного факультатива мы с учащимися 6 «а» класса учились создавать проекты. Из рекомендуемых материалов и нашего опыта мы выработали план-алгоритм работы над проектами.

     Это выглядит примерно так:

  1. выбор темы;
  2. обсуждение формата проекта и его структуры;
  3. распределение обязанностей;
  4. сбор информации и подходящего иллюстративного материала;
  5. обработка информации и способа его подачи или презентации;
  6. презентация;
  7. обсуждение представленной работы с замечаниями;
  8. оценка работы- проекта.

Результатом проектной работы стали составленные схемы маршрутов британских мореплавателей, аукцион знаний о происхождении английской нации, туристический проспект о жизни Генриха VIII , оформление альбомов «Резиденции Королевы Великобритании», план экскурсии для русских школьников в старейшую школу Англии Итон, оформление коллажа по мотивам английской кухни, телепередача «Прогноз погоды», письма английских школьников русским ребятам об особенностях правил дорожного движения в Британии.

     Проектные работы проводятся регулярно по завершению учебной темы.

     Анализируя этот интересный вид работы, беседуя с учащимися, я узнала, что ребятам нравится работать над современными, интересными для их возраста проектами, когда темы и проблемы отвечают на насущные вопросы, являются исследовательскими или практико-ориентированными. Совместная разработка проекта позволяет им лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет

     Из бесед со старшеклассниками на вопрос «Формированию каких личностных качеств способствует работа над проектом в особой степени (любознательность, трудолюбие, общительность, развитие творчества, ответственность, терпимость, целеустремлённость)?» К предложенному перечню качеств личности, развитию которых способствует работа над проектом, они добавили умение преодолевать комплексы, коммуникативность, умение найти общий язык с представителями разных социальных групп.

     Учащиеся также отмечают, что работа над проектом сближает их с учителями, которые раскрываются с новой для учеников стороны, становятся ближе и роднее.

     Школьники отмечали, что за это время они научились работать с информацией, узнали о большом количестве библиотек, Интернет-сайтов, словарей, справочников, познакомились со спецификой некоторых профессий.

     Но самым большим достижением было конечно же познание себя, того, что каждый сумел сделать, смог достичь.

               Анализируя практический опыт разработки проектов, я прихожу к выводу, что использование       проектной технологии дало возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную     компетенцию во всех видах речевой деятельности, использовать более интенсивно иностранный язык как средство общения. Ученики включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата, они имеют возможность использовать современные информационные технологии, в том числе работать с информацией на иностранном языке. Совместная работа в группе способствовала развитию партнёрских отношений, стимулировала умение планировать совместную работу, развивала способности, интересы и склонности учащихся.

             Что вызывало затруднения? Не все ученики умеют планировать свою работу на длительный период. Многим представляется сложным анализировать полученные результаты (Мне приходилось вмешиваться в процесс и значительно, когда кто-то из учащихся подводил группу).

     Обобщая весь материал, прихожу к выводу, что данная технология имеет далеко идущие перспективы и при правильной постановке проблем и правильной организации работы она (технология) во многом формирует мировоззрение личности ученика, развивает его общую культуру и культуру речи, способствует развитию мышления, памяти, чувств и эмоций, воображения, а также таких черт характера, как воля, целеустремлённость, креативность, трудолюбие, дисциплинированность, толерантность, потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании.

      Я была бы признательна Вам, если Вы смогли бы поделиться вашими наработками по данной проблеме

Литература

  1. Асмолова АГ «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М «Просвещение» 2010
  2. Воскресенская НМ «Гражданское образование и социальное проектирование» М, Издательский дом «Новый учебник» 2003
  3. Копылова ВВ «Методика проектной работы на уроках английского языка» М «Дрофа» 2006
  4. Л.П.Корнева Применение методов проектов на уроках английского языка, Иняз № 5, 2006, с 43
  5. Р.Г.Борисов Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе, Иняз № 8, 2007, с 31
  6. И.А,Сокол Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, Иняз № 1 2008, с 16
  7. О.А.Шатько Метод проектов на уроках английского языка, Иняз № 1, 2010, с 32

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль раннего изучения иностранного языка для развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

В статье описаны основные функции иностранного языка как учебного предмета, отмечено положительное влияние раннего изучения иностранного языка на психические функции ребенка, показана важность роли уч...

Зависимость успешности изучения иностранного языка от ведущего полушария учащихся

Данная статья может пригодиться для специалистов в области педагогики, психологии....

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...