Роль раннего изучения иностранного языка для развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
статья по английскому языку по теме

В статье описаны основные функции иностранного языка как учебного предмета, отмечено положительное влияние раннего изучения иностранного языка на психические функции ребенка, показана важность роли учителя при обучении детей на начальном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rannegoizucheniya_inostrannogo_yazyka.docx53.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области»

«Роль раннего изучения иностранного языка для развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка»

     

     Учитель иностранного языка:

      Куликова Ирина Александровна

с. Русская Халань

2011 год

                                                                                      “Чем раньше мы начнём преподавать
                                                                                       иностранный язык детям, тем раньше
                                                                                       познакомим их с миром детей,
                                                                                       говорящих на других языках”

                                                                                                                             Р.Фройденштайн

Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования в Белгородской области.

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Существует пословица: “Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек”.

Согласно концепции о переходе на двенадцатилетнее обучение учебный предмет “Иностранный язык” включён в число дисциплин начального цикла образования.

Цели и задачи образования должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего возраста. Начиная общение с детьми очень важно, чтобы процессы воспитания и развития дошкольников шли в русле современных методик.

Основные функции иностранного языка как учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности ребенка в его самом элементарном филологическом образовании, в формировании способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре. Все эти функции учебного предмета реализуются с первых шагов обучения.

Тот факт, что в новой модернизированной школе иностранный язык предлагается изучать в детском саду, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности.

Изучение иностранного языка в раннем возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

  1. бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
  2. стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка;

Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения иностранным языком в начальной школе. Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что от того, как идет обучение на начальном этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих ступенях. Английский методист Г. Пальмер придавал большое значение началу изучения иностранного языка: “Take care of the first two stages and the rest will take care of itself”. Именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку. Еще в 1947 году И.В. Рахманов писал: “Большинство методов существенно отличаются друг от друга только на элементарной ступени обучения”.

В системе непрерывного образования изучение иностранного языка в детском саду позволяет осуществить гуманизацию и гуманитаризацию образования детей, усиливая их развивающую, обучающую, культурную и практическую направленность.

Известно, что младший возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Учитывая сензитивный период для ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность, отсутствие “застывшей” системы ценностей и установок, имитационные способности, отсутствие психологического барьера боязни в использовании иностранного языка как средства общения способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом “Иностранный язык”. Занятия с детьми в детском саду должны проводиться в игровой  форме, что содействует становлению их способностей и создает благоприятный психологический климат. Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение иностранного языка превращается в яркое увлекательное занятие.

Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения, что является основной целью обучения ИЯ в школе. Обучение в детском саду – первая ступень в реализации основной цели учебного предмета “Иностранный язык”, здесь закладываются основы коммуникативной компетенции.

Какова же здесь роль учителя иностранного языка?

– Он должен способствовать более раннему приобщению детей к новому для них пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.

– Учитель должен сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании с учётом речевых возможностей и потребностей малышей.

– Ознакомить детей с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором.

–Формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам детей правах и обычаях стран изучаемого языка.

Приоритетным в детском саду является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения. 

С целью обеспечения методической преемственности от дошкольного обучения к начальной школе, коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру в план работы ДОУ «Березка с.Русская Халань Чернянского района » включены занятия кружка «Английский язык».

При составлении программы кружка я руководствовалась следующими нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, БелРИПКППС:

1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р).

2. Областная целевая программа «Иностранный язык (2007-2009 гг.)», утвержденная постановлением правительства Белгородской области от 7.02.2007 г. № 36-пп и приказом Управления образования и науки Белго-родской области № 461 от 12 марта 2007 г.

3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образова-ния. Приложение к приказу Минобразования России от № 1312  от 09.03. 2004 г. // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. - М.: Астрель, 2004. 

Программа составлена на основе работы по УМК Негневицкой Е.И., Никитенко З.Н.,, которая осуществляется с учётом принципа дифференциации и интеграции обучения иностранному языку.

Программа кружка рассчитана на 72 часов (2 часа в неделю). Обучение ведётся по четырём учебным ситуациям: «Моя семья», «Мои друзья», «Моя школа» и «Мой дом».

В результате изучения английского языка дети должны знать наизусть рифмованные произведения детского фольклора; понимать на слух речь учителя, одноклассников; участвовать в элементарном диалоге, кратко рассказывать о себе, составлять небольшие описательные тексты по образцу. 

Я считаю, что интерес к английскому языку у детей в последние годы постоянно возрастает. На мой взгляд, существует целый ряд причин для преподавания английского языка в детском саду:

          - это самый благоприятный период для лингвистического развития ребёнка (вплоть до 8 лет) и это надо использовать для создания солидной базы по дальнейшему лингвистическому образованию;

           - раннее обучение детей дает возможность иметь максимум учебного времени для изучения английского как иностранного – чем раньше начать, тем больше времени мы имеем для его изучения;

           - с самого раннего возраста, знакомясь с культурой страны изучаемого языка, мы воспитываем в детях толерантность, терпимость, чувство сопричастности к другим людям;

           - изучение иностранного языка в раннем возрасте наряду с практической значимостью, развивает у детей способность лучше постигать и свой родной язык;

           - изучение иностранных языков улучшает память детей, их мышление, восприятие, воображение и т.д.

Существует несколько причин «успешности» в овладении иностранным языком детей в раннем возрасте:

- очень хорошая память (если ребёнок запомнил что-то в детстве, то это – навсегда), даже казалось забытые языковые навыки, приобретённые в раннем детстве, очень быстро восстанавливаются всякий раз, когда появляется необходимость в их использовании;

           - заслуживает внимания и сам механизм запоминания, связанный как с чисто этнологическим фактором, так и психологическим.

Мой личный опыт показывает, что в этом возрасте срабатывает образец речи, которому ребёнок подражает, имитируя произнесённую взрослым фразу на иностранном языке. Эта особая способность к запоминанию слов проявляется не в любых условиях, а только в условиях, специально созданных для изучения языка. И если первые иностранные слова запоминаются только потому, что они новые, то для запоминания последующих слов нужно придумывать и находить особый механизм, обеспечивающий их запоминание.

Малыши впитывают все новое, как губка. Замечено, что дети, которые рано научились какой-либо деятельности (в том числе и иностранному языку), если продолжают эти занятия, любят учиться, легко занимаются сами и никогда не мучаются от безделья и скуки!

         

         Раннее изучение языков положительно влияет на развитие языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, позволяет расширить его кругозор, познавать через язык его страну, народ и культуру. Ребенок узнает, что мир разнообразен, и в нем много интересного и удивительного!

           Бесспорным также является его положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, воображения, а также развитие общих речевых способностей. И все это в игре!  Позже, когда ребенок пойдет в школу, иностранный язык будет восприниматься им, как нечто вполне естественное, то, без чего невозможно представить современную жизнь.

      Театральная, музыкальная, литературная деятельность на занятиях иностранного языка не только вызывает неподдельный интерес и желание к занятиям, но и оказывает положительное воздействие на развитие их личностных особенностей. Т.о., каждый чувствует себя успешным, если не в одном, так в другом.

         Раннее обучение иностранному языку способствует полноценному раз

витию личности ребенка. Очевидно, что в современном мире это не мода,

жизненная необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Преимущества раннего изучения иностранных языков

Доклад о преподавании  французского, немецкого, английского языков на занятиях кружков в 1 классе...

Рабочая программа дополнительного образования "Раннее изучение иностранного языка для детей, обучающихся в первом классе"( немецкий язык)

Рабочая программа дополнительного образования "Раннее изучение иностранного языка для детей, обучающихся в первом классе"( немецкий язык)...

Мотивация и ее роль в изучении иностранного языка

Управление мотивацией в изучение иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания....

«Ду ю спик инглиш?» (о раннем изучении иностранного языка)

Уже сегодня знание английского языка – один из базовых навыков, без которого трудно представить успешное будущее. А в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться.Нельзя отрицать, что...