Выступление на РМО "Социокультурное развитие учащихся средствами иностранного языка".
статья по английскому языку по теме

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социокультурное развитие учащихся средствами иностранного языка»

1. Введение

В последние 10 лет происходит активизация сотрудничества нашей страны со странами дальнего зарубежья. Особенно бурно развиваются экономические и политические отношения. Их плодотворное развитие немыслимо без знания культуры иной страны. Готовность жить в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет ему в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса.

Иностранный язык имеет значительное воспитательное значение. Одним из ведущих принципов воспитания становится принцип культуросообразности, который предполагает, «что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, …» Иностранный язык путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры.

Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т.к. научение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес.

Привлечение культуроведческих компонентов при обучении иностранным языкам абсолютно необходимо для достижения основной практической цели – формирования способности к общению на изучаемом языке. Соответственно основная цель обучения иностранному языку может быть достигнута только при адекватном развитии социокультурной компетенции учащихся.

Одной из основных целей обучения языкам является коммуникативное и социокультурное развитие личности. Социокультурное развитие включает развитие культуры восприятия аутентичных текстов (художественных, газетно-журнальных, рекламно-справочных, эпистолярных), формирование у школьников представлений о диалоге культур, ознакомление школьников с культурой стран изучаемого языка.

Цель обучения, как известно, определяет его содержание, которое должно обязательно включать социокультурный компонент. Он играет существенную роль в развитии личности ребёнка, желающего и способного участвовать в межкультурном диалоге. Главной своей задачей считаю выбор соответствующих учебных пособий, совершенствование своих языковых знаний, поиск и использование необходимого дополнительного разнообразного аутентичного языкового и страноведчского материала, без чего невозможен социокультурный подход в обучении английскому языку. Для этого в своей работе, помимо УМК “English” В.П. Кузовлева, применяю журналы “School English”, “English4U”.

Актуальность проблемы развития социокультурной компетенции учащихся очевидна. Какими средствами и методами должна развиваться межкультурная компетенция современного образованного человека?

Социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям. Можно выделить следующие компоненты:

  1. лингвострановедческий – лексические единицы с социально – культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения (например, приветствие, обращение, прощание в устной и письменной речи);
  2. cоциолингвистический компонент – языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов (фоновые знания, реалии, предметные знания);
  3. cоциально–психологический – владение социо и культурно обусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре;
  4. культурологический компонент – социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон (знание традиций, обычаев народа изучаемого языка).

2. Основная часть

Привлечение культуроведческих компонентов при обучении иностранным языкам абсолютно необходимо для достижения основной практической цели – формирование способности к общению на изучаемом языке.

Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны.

Ввиду того, что учащиеся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне языковой среды.

Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста использую тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты бесед с носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации.

Приближённые к реальным условиям иноязычного общения ситуации создаются на уроках посредством парной или групповой работы. Для осуществления такого общения постоянно учу учащихся технике общения - как начать беседу, поддержать её, вступить в неё, в случае необходимости - дополнить, уточнить, запросить информацию, согласиться или не согласиться с высказыванием и т.д. На начальном и среднем этапе провожу для этого ролевые игры, инсценирование и диалогизацию текстов, использую при этом героев учебника, в которых воплощены типичные черты национального характера и которые действуют в типичных обстоятельствах своей родной социокультурной среды.

Включение детей в учебную деятельность с помощью ролевых игр, даёт возможность познакомиться с менталитетом англичан и развивает положительную мотивацию изучения английского языка. Именно во время этих игр учащиеся учатся культуре общения: как сделать покупки, как приветствовать, как поздравить друзей, родных, знакомых, как обратиться с вопросом для получения информации.

Так подготовлен дидактический наглядный материал для выполнения заданий по темам: "В магазине", "На рынке","Экскурсия по городу", "Встреча после летних каникул".

Говоря о социокультурном компоненте в содержании обучения английскому языку, важно выделить и культурный компонент. Это знание социальных реалий, основ модели поведения в стандартной ситуации, важных исторических событий, крупнейших деятелей литературы и искусства. Для этого на уроке использую тематические тексты, знакомящие учащихся с реалиями английской жизни. Часть информации представлена в виде картин, книг, методических разработок с иллюстрациями; другая - прагматическими материалами, представляющими собой утилитарные аутентичные материалы (анкеты-опросники, программки, билеты проездные и входные, карты, схемы-планы, чеки, рекламные проспекты по туризму, отдыху, покупкам). По своей доступной обиходности они весьма значимы для приобщения учащихся к чужой среде обитания и языка.

При изучении тем "Город", "Село", "Достопримечательности Великобритании» использую обширный набор иллюстративных материалов (фотографии, слайды с видами ландшафтов, городов), которые способствуют формированию реалистического образа страны изучаемого языка.

Одним из эффективных путей развития социокультурной компетенции учащихся являются аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка. Они представляют учащимся не только звучащую английскую речь в оригинале, но и вводят в традиционные сферы общения представителей другой культуры, дают представление о манере общения, об особенностях языка. Уже со второго класса детям предоставляется возможность услышать голоса носителей изучаемого языка на разном скоростном уровне проговаривания и произношения на фоне различных звуков.

Социокультурный компонент играет существенную роль в развитии личности ребёнка ещё и потому, что даёт возможность сравнить наследие культуры английского народа с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры языка.

Реализация социокультурного подхода осуществляется при проведении традиционных английских праздников: День Благодарения, Рождество, День святого Валентина, Пасха - с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных атрибутов к празднику: венки к Рождеству, Пасхе, рождественские свечи и календарь, валентинки, пасхальное дерево, гнёзда с пасхальными яйцами и зайцем и т.д.

Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, приёме у врача и т.д. В своей видеотеке имею ряд фильмов о городах Великобритании (Лондон, Эдинбург), об английских праздниках ( Рождество, Пасха, день рождения), о блюдах, которые типичны для Великобритании.

3. Заключение

Аудио- и видеоматериалы продолжают быть популярными в настоящее время и являются неотъемлемой составляющей медийных средств современного урока. Но сегодня перед учителями иностранного языка встают новые задачи и открываются новые возможности. Так как телекоммуникация и информационные технологии играют всё возрастающую роль в повседневной и профессиональной жизни современного специалиста, возникает необходимость использования информационных технологий в развитии межкультурной компетенции.

Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Этим виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний - Интернет. Он является безграничным банком информации. Существует множество тематических справочников и каталогов Интернет-ресурсов, в которых можно найти конкретные веб-адреса тех или иных сайтов, посвящённых тем или иным сферам человеческой жизни, в том числе и обучению иностранным языкам.

Социокультурная компетенция формируется на поливариантной основе, где один канал, по которому поступает информация, дополняется другим.

Список литературы

  1. Бим И.Л. Содержание обучения немецкому языку в базовом курсе. Иностранные языки в школе. – 2007, № 2.
  2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. Иностранные языки в школе. – 2008, №2.
  3. Смирнов И.Б. Формирование основ культурно-страноведческой компетенции учащихся старших классов средней школы на уроке иностранного языка. – Спб, - 2002.
  4. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. Иностранные языки в школе. 2007, № 4.
  5. Баранова Н.В., Гусева С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе.2010, №4.
  6. Воробьёв Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей). Иностранные языки в школе. - 2003, № 3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное и эстетическое обогащение внутришкольной среды жизнедеятельности учащихся средствами иностранного языка.

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ...

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"

В докладе отражается опыт работы  по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены  различные виды  работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Основные требования, предъявляемые к выпускнику XXI века, - это умение самостоятельно мыслить, вести диалог над важными проблемами в обществе, культуре, науке. Сегодня кокурентноспособность на рынке т...

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...

Статья "Развитие обучающихся средствами иностранного языка"

Статья "Развитие обучающихся средствами иностранного языка"...

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей иностранного языка "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС"

Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность о...

Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку

Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников &laq...