Развитие творческого и критического мышления и расширение границ образовательного поля путём внедрения ИКТ на уроках английского языка
статья по английскому языку (10 класс) на тему

Соколова Татьяна Германовна

Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ITC_eksperiment.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по экспериментальной работе

Развитие творческого и критического мышления и расширение границ образовательного поля путём внедрения ИКТ на уроках английского языка

В 2010/2011 учебном году (II  этап)

учителя английского языка

Соколовой Т.Г.

Стратегической задачей языкового образования на современном этапе является формирование инновационной среды, позволяющей непрерывно развивать языковую личность учащегося, совершенствовать учебно-воспитательный процесс, исходя из новых социально-экономических и социально-культурных условий и требований новых образовательных стандартов. Важнейшими стратегиями развития инновационной среды являются

  1. Когнитивно-рефлексивные стратегии, направленные на развитие критического мышления и научно-исследовательских умений учащихся
  2. Коммуникативно-деятельные стратегии, направленные на освоение личностно-ориентированных технологий обучения, в том числе ИКТ

Цель нашего эксперимента непосредственно связана с разработкой и внедрением этих стратегий в процесс обучения иностранным языкам, следовательно, проблема, решаемая в ходе эксперимента, является актуальной и отвечает требованиям времени.

Чтобы обосновать целесообразность нашей экспериментальной  деятельности, попробуем ответить на вопрос: Зачем обучать критическому и творческому мышлению? Сегодня развитие рационального критического мышления является одной из общепризнанных в отечественной и зарубежной педагогике образовательных целей. Во-первых, эти навыки необходимы в стремительно меняющемся мире. Современное демократическое общество заинтересовано в гражданах, способных принимать обдуманные, взвешенные решения. Во-вторых, учащиеся не обладают развитыми мыслительными навыками - их можно и нужно развивать. Развитие действенного мышления должно стать таким же важным элементом образования, как два базовых умения формируемых в школе – умения читать и писать. В- третьих, способность критически и творчески мыслить не ограничивается рамками одного предмета, а переносится на другие сферы деятельности человека.

Следует отметить, что обучение иностранному языку обладает большим развивающим потенциалом, интегративностью – возможностью реализации межпредметных связей, способностью  выступать как цель и как средство обучения

На первом этапе были сформулированы две основные цели эксперимента:

  1.  Развитие личностных качеств исследователя и творца

 (Способность к самообучению, адаптация к нестандартной ситуации, использование сложных моделей мышления, способность к самоконтролю и самокоррекции)

2.  Расширение границ образовательного поля                                                        (привлечение Интернет-ресурсов, создание образовательной социальной сети)

Для реализации данных целей были разработаны три направления экспериментальной деятельности:

  1. Развитие КТМ на уроках английского языка
  1. Изучение теоретической основы КТМ
  2. Апробация существующих технологий, направленных на развитие КТМ
  3. Интеграция технологий в учебную программу
  1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий
  1. Создание каталога  учебных сайтов
  2. Привлечение учащихся к изучению образовательных ресурсов
  3. Апробация и описание возможности их применения на уроках
  4. Создание социальной сети для учащихся и работа в ней 
  1. Само-аудит
  1. Обучение методам самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа
  2. Создание языкового портфеля для отслеживания результатов экспериментальной деятельности

Итоги первого этапа экспериментальной деятельности были представлены в презентации на отчётном заседании экспериментальной площадки в конце 2009/2010 учебного года. Вот их краткое изложение:

  1. Подготовка ресурсной базы
  1. изучение теоретических основ развития критического и творческого мышления
  2. изучение образовательных интернет- ресурсов и их адаптация к УМК 10 класса Laser B 2+
  3. подготовка учебно-дидактического материала
  1. Внедрение и апробация
  1. Проблемное обучение
  2. Метод дискуссий
  3. Ролевая игра
  4. Проектная деятельность

  1. Разработаны уроки-презентации
  1. New reality show project
  1. (Тема «СМИ», Laser B1+)
  1. Hotel and holiday destination project
  1. (Тема «Путешествия», Unit 2 Laser B2) 
  1. Invention that will shake the world
  1. (Тема «Наука и техника», Unit3, Laser B2)

В ходе решения задач первого этапа эксперимента вскрылись следующие проблемы: обучение КТМ следует начинать с раннего возраста, осуществляя преемственность методов на всех этапах обучения. Недостаточная материально-техническая база является серьёзным препятствием для реализации поставленных задач – необходим доступ к интернету и наличие компьютера.

Задачей II этапа экспериментальной деятельности в 2010/2011 году явилось осмысление и коррекция продуктов ЭД и ИД и обоснование их эффективности.

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создаёт возможность повышения качества образования, способствует формированию одной из ключевых компетенций – умение работать с информацией, способность к её переосмыслению.

В этом учебном году нам удалось завершить начатую ранее работу по созданию сайта и социальной сети учащихся и учителей “Creative Learners”,  а также продолжить изучение и внедрение в учебный процесс образовательных интернет- ресурсов. Возможность общаться в социальной сети значительно расширила границы образовательного пространства учащихся, позволив им не только обмениваться информацией, но и продолжить в блогах обсуждение тем, начатое на уроке, или обменяться впечатлениями о событиях в жизни класса или школы.  Учащиеся даже придумали on-line игру по теме «Искусство», что ещё более оживило общение в социальной сети.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий обеспечило высокую степень мотивации учащихся, позволило использовать преимущества интерактивного обучения, возможность немедленной обратной связи, гибкость индивидуального режима работы, предоставило учащимся большую свободу действий и самостоятельность.

Использование мультимедийных средств обучения на уроке, а также привлечение  Интернет- ресурсов (English Listening Lesson Library Online, Qwiky, BBC Learning и многие другие) повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, позволяет более рационально организовать учебный процесс, реализовать индивидуальный подход и обеспечить автономию учащихся.

Второй этап экспериментальной деятельности так же выявил ряд проблем и трудностей – в первую очередь – необходимость самообразования и повышения компьютерной грамотности учителя и способности свободно ориентироваться в цифровом пространстве (digital nativity). Эту проблему помогают преодолеть образовательные социальные сети. Участие в on-line семинарах, форумах, обмен опытом с коллегами во всемирной сети, возможно, не альтернатива, но весомое дополнение к курсам повышения квалификации. Приведу лишь некоторые интернет- сообщества, где можно получить бесценный опыт и мудрый совет: EFL Classroom2.0, ELT Russia.

Основной задачей III этапа экспериментальной деятельности будет разработка методов и критериев для самоаудита и оценивания результатов. Также предстоит продолжить работу по созданию языкового портфеля и обучению методам самоконтроля, взаимоконтроля и организации мыслительной деятельности. Возможно, это будет представлено в цифровом формате. С этой целью мы планируем освоить ещё один ресурс – Thoughtboxes –on-line органайзер - инструмент позволяющий планировать события, обмениваться идеями, организовывать и отслеживать собственный мыслительный процесс.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого и критического мышления и расширение границ образовательного поля путём внедрения ИКТ на уроках английского языка

Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка...

Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка

Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения мотивации на уроках немецкого языка

       Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации. Для меня, как  учителя...

Технология критического мышления при внедрении ФГОС на уроках английского языка

Выступление на пед.совете с темой "Технология критического мышления при внедрении ФГОС" (с примерами и пояснениями)....

Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий по теме: «Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письм

Итоговая работапо модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологийпо теме:«Развитие творческого и ...

Внедрение ФГОС на уроках английского языка

Статья посвещена проблемам внедрения Фгос в школе, на уроках английского языка...