Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи на уроках иностранного языка
статья по английскому языку по теме

Морозова Любовь Юрьевна

В статье рассмотрены условия реализации систесно-деятельностного подхода в обучении письму на уроках иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении письменной речи на уроках иностранного языка 

Слайд 2. Цель обучения иностранным языкам в конечном счете:         коммуникация или коммуникативная деятельность.

Обучение письму и письменной речи ориентировано на обучение целенаправленной и осмысленной коммуникативной деятельности в письменной форме.

При создании письменного высказывания от ученика требуется использование знаний и умений в области грамматики, стилистики, правил построения и использования тех или иных фраз, средств связи, структуры высказывания, и все это должно опираться на понимание требований языковой культуры носителей языка, творческое начало ученика, и т.д.

Иногда, когда ребенок получает задание, все это встает перед его мысленным взором, он не знает, о чем же думать в первую очередь, как выполнить все эти требования, как же он будет писать.

Письменной речи нужно учить, она не приходит к ребенку естественно.

Слайд 3. Одним из условий реализации  системно-деятельного подхода является направление обучения на понимание учебного материала, а уже потом на его запоминание, т.е. методики, применяемые педагогами,  должны быть направлены на усвоение знаний на основе понимания, а не запоминания.

Это важно для любого предмета. Пример: знание правил грамматики, названия падежей, совсем не означает грамотности того, кто знает эти правила наизусть. Или геометрия, физика – ребенок без запинки протараторит вам правило, но не сможет применить его в решении задачи.

Слайд 4. Понимание:

- установление содержательных связей между отдельными компонентами знания

- Установление значимости каждого структурного компонента связей, мысленное перемещение акцентов с одного отрезка знания на другой. 

- построение целого – целостное знание – концепт – создание общего смысла. Концепт чаще всего формируется в сознании ученика, не всегда получая достаточное речевое выражение.

Слайд 5. Хотя мы говорим об обучении письменной речи, для выполнения этого условия – понимания учебного материала – первоначальная работа должна быть с текстом – речевым образцом.

Выбор текста должен определяться тем, что текст рассматривается как систематизированный образец функционирования языка в рамках темы, ситуации, проблемы, сферы и жанра общения, выражением социальной, профессиональной, личностной позиции.

Упражнения

Разнообразие упражнений по работе с текстом призвано научить ребенка рационально работать с источниками, а кроме того, понять логику построения текста того или иного вида. Такие упражнения должны выполняться еще с начальной школы.

Это такие  упражнения как:

определение ключевых слов, словосочетаний, основных идей, ответы на вопросы по тексту,

упражнения на правильное расположение абзацев в предложенном тексте, на выбор правильного вводного слова в абзаце, клише, подходящему к данному случаю,

задания на установление соответствия (картинок, изображений и др. коротким текстам и диалогам, упорядочение в нужной последовательности в соответствии с содержанием текста разрозненных картинок);

задания на выполнение инструкций, например, заполнить бланк, таблицу, схему, выполнить запись с помощью ключевых слов, отметить основные пункты для обсуждения,

отметить, как говорящий выражает мнения, чувства и т. д.,

перефразировать высказывание и др.

Более сложные задания на средней ступени включают

составление плана-конспекта или графической схемы-опоры текста, составление конспекта в процессе чтения на основе плана, завершение и дополнение текстов с применением связующих средств и.т.д.

В этом блоке упражнений я выделяю слово «план», потому что письменная речь должна быть структурирована по правилам, и работа с составлением плана важна для овладения принципами построения письменного высказывания.

Такой набор приемов, заданий, упражнений способствует развитию навыков поискового чтения, умения выделять главное и аргументировать свой выбор, логически связывать и грамотно оформлять свои мысли.

Только после накапливания понимания учебного материала можно переходить к собственно письменному высказыванию. 

Слайд 6. Здесь важным принципом выступает осознание учеником возникающих противоречий, т.е. затруднений между имеющимися у него возможностями в решении учебной задачи и требованиями, предъявляемыми учебной задачей (противоречие между «могу» и «надо»).

Необходимо учить ученика осознавать суть возникшего затруднения. Данное умение формируется косвенным путем, через неоднократное выполнение одних и тех же действий на различном материале. Выяснение сути противоречия, формулировка его в явном виде помогает в поиске средств для его разрешения.

Что для этого нужно в нашем примере обучения письму?

Во-первых, сама учебная задача должна быть поставлена правильно, с должной мотивацией, требованиями.

Например, недостаточно дать задание: Напишите о своем любимом киноактере. Это совершенно недопустимо в начальной школе, да и в среднем звене задание должно выглядеть примерно так: Школьный журнал объявляет конкурс среди своих читателей на лучшее сочинение о любимом киноактере. Напиши свое сочинение на конкурс. Не забудь написать, чем знаменит этот актер, описать его внешность и черты характера.  

Во-вторых, при получении  задания необходимо учить ребенка внимательно изучить его и понять:

-что я собираюсь писать (статью, отчет, письмо и т.д.) - это определяет структуру письма.

-кому я это пишу (учителю, читателю журнала, работодателю, другу)  это определяет стиль

-зачем я это пишу (проинформировать, развлечь, поделиться, предостеречь, пожаловаться) - это определяет логику, лексику, выбор фактического материала.

Умение изучить задание, которому мы начинаем учить детей в начальной школе, снимает большую долю сложности и затруднения при его выполнении. 

Слайд 7. Следующим принципом или условием для реализации системно-деятельного подхода становится организация диалогового или коллективного общения на уроке, что, как выяснили психологи, тоже способствует запуску механизма процесса понимания.

В нашем случае обучения письменной речи, это использование таких приемов как коллективное обсуждение, а затем составление письма или эссе, когда идеи для написания подает весь класс (например, в случае написания эссе «за и против» класс делится на группы по схожести точек зрения и сообща представляет аргументы для защиты своей точки зрения), это может быть обмен письмами, или так называемое «ролевое письмо» (role-writing), когда текст составляется к определенной ситуации от имени какого-либо персонажа, что тоже возможно и будет интересно ученикам как младших, так и старших классов. (Кстати, такие сочинения я писала по истории, когда училась в школе). Это может быть «издание» собственного журнала или альманаха. При организации такого рода общения на уроке, ученик учится коммуникации: соучастию в гипотезе партнера, обсуждение его точки зрения, выработка совместного решения и т.д.

Все это помогает пониманию материала, и когда принципы построения письменного высказывания усвоены, тогда ребенок будет не бояться писать на любые темы, и это очень важно для воспитания личности, потому что в письменной речи четко  прослеживается тенденция к самовыражению и сотрудничеству (письмо имеет адресата). 

Слайд 8. Как мы знаем, результаты общего образования  должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего,  могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений.

 

При использовании принципов, о которых я говорила:

  1. Усвоение знаний на основе понимания
  2. Осознание противоречий при решении учебной задачи
  3. Организация диалогового общения на уроке

Мы приходим к развитию метапредметных умений: регулятивных, коммуникативных, познавательных. 

Литература

  1. Дьяченко В.К. Два варианта новейшей педагогической технологии // Коллективный способ обучения http://pedlib.ru/Books/5/0307/5_0307-1.shtml
  2.  Асмолов А. Г.   Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
  3.  Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе  http://festival.1september.ru/articles/527236/
  5. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода http://omczo.org/publ/393-1-0-2468


Подписи к слайдам:

Реализация системно-деятельного подхода
при обучении письменной речи на уроках иностранного языка
Морозова Л.Ю. МОУ СОШ № 97 г. Кемерово
Обучение письменной речи:
Обучение целенаправленной и осмысленной коммуникативной деятельности в письменной форме
1. Усвоение знаний на основе понимания
ПониманиеЗапоминание
Понимание:
Установление связейУстановление значимости связейЦелостное знание
Работа с речевым образцом:
Выбор текстаУпражнения по работе с текстомРабота с планом
2. Осознание противоречий (между «могу» и «надо»):
Правильно поставленная учебная задачаСнятие противоречий
3. Диалоговое общение:
СоучастиеОбсуждениеДискуссияВыработка совместного решения
метапредметные результаты:
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Управление своей деятельностью (целеполагание, планирование, прогнозирование);Контроль и коррекция;Инициативность и самостоятельность
Речевая деятельность;Навыки сотрудничества
Работа с информацией;Работа с учебными моделями;Использование общих схем решения;Выполнение логических операций сравнения, анализа …
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка

Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...

Ошибки и исправление ошибок в письменной речи на уроках иностранного языка

В данной работе содержатся различные классификации ошибок, методы исправления и методы оценивания письменных работ по иностранному языку....

Обучение письменной речи на уроках иностранного языка

  Обучение письменной речи на уроках иностранного языка...

Обучение письменной речи при изучении иностранных языков

Методика работы по обучению учащихся иностранным языкам...

Чат, как средство формирования устной и письменной речи на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности классного руководителя.

В статье рассматривается использование Интернет-ресурса как одного из средств формирования иноязычной компетентности учащегося, а так же как средство организации работы с классом....


 

Комментарии

Малахова Алевтина Александровна

Спасибо за интересную и полезную статью!