Основные показатели и характеристики эффективности труда учителя иностранного языка
статья по английскому языку по теме

Педагогический процесс есть деятельность учителя, поэтому эффективность учебно - воспитательной работы зависит от того, как он управляет учебно - познавательной деятельностью учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_pokazateli_effektivnosti_truda.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

 Основные характеристики и показатели эффективности труда учителя иностранного языка

                                                     

Положение о важной, определяющей роли учителя в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках.

Ещё в начале двадцатого века П.Ф.Каптерёв подчёркивал, «что личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» 3, С.595. Любая профессия предъявляет человеку определённые требования. П.Ф.Каптерёв сформулировал следующие требования к претендующему быть учителем. Прежде всего у учителя должны быть «специальные  учительские свойства» и «личный учительский талант». Ученый-педагог отмечает: «Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство - субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве» Там же.        

Педагогический процесс есть деятельность учителя, поэтому эффективность учебно-воспитательной работы зависит от того, как он управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся. В этом понимании педагогическая деятельность есть средство управления педагогическим процессом, совокупность способов управления, упорядоченная в способе обучения и реализуемая в приёмах преподавания.

Согласно современным теоретическим представлениям в структуру педагогической деятельности входят три основных компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Конструктивная (гностическая) деятельность распадается на конструктивно-оперативную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-организационную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную  (проектирование учебно-познавательной базы педагогического процесса).

        1

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами  школы, общественностью, родителями.

Роль учителя в педагогическом процессе огромна, его авторитет, профессиональные, личностные и индивидуальные качества имеют прямое отношение к результатам обучения. Рассмотрим эти качества учителя также и с позиции требований, которые предъявляет сегодня школа к учителю иностранного языка. Учитель иностранного языка должен отвечать трём группам требований, предъявляемых к этой профессии.

Требования первой группы предъявляются к учителю вообще как носителю профессии и к учителю иностранного языка, в частности. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий учитель вне зависимости от того, работает ли он в сельской или городской школе, преподаёт ли историю, язык, физкультуру.

Требования второй группы предъявляются к передовому учителю вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподаёт.

Третья группа требований - это требования к учителю иностранного языка.

Профессионализм учителя характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков.

 К таким умениям дидактика относит следующие: гностические, проектировочные, конструктивные, процессуальные и наличие обратной связи.

Гностические умения - умения получать, анализировать и обобщать информацию, необходимую для осуществления педагогической деятельности;

а) умение осуществлять диагностику и анализ      педагогической деятельности;

б) умение производить анализ итогов собственной методической работы;

в) умение определять перспективы развития учебно-материальной базы (анализировать эффективность использования учебно-методического комплекса);

г) умение изучать передовой опыт, достижения науки и техники;

д) умение осуществлять самообразование.

        2

Проектировочные умения - умения ставить цели обучения и воспитания, определять возможности их достижения в конкретных социально-педагогических условиях  и проектировать комплекс соответствующих им учебно-воспитательных задач;

а) умение проектировать педагогические цели и задачи;

б) умение проектировать ход учебно-воспитательного процесса в соответствии с возможностью реализации поставленных целей и предвидеть конечные результаты работы на каждом уроке и в целом по учебному предмету;

в) проектировать место и способы учёта эффективности обучения и воспитания на уроках;

г) умение планировать учебно-воспитательный процесс.

Конструктивные умения - умения осуществлять оптимальный отбор и композиционное построение учебно-воспитательной информации и средств педагогической коммуникации;

а) уметь отбирать учебный материал в соответствии с целями урока, уровнем подготовленности учащихся;

б) умение осуществлять связь учебного материала с жизнью и производством;

в) умение выбирать методы обучения в соответствии с целями урока, содержанием учебного материала и подготовкой учащихся;

г) умение использовать средства обучения соответственно методам;

д) умение устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.

Процессуальные умения - умения организовать взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса, создать необходимую психологическую основу и адекватно реализовать процесс учебно-информационного обмена;

а) уметь обеспечить психологическую подготовку учащихся к изучению нового материала;

б) уметь формировать социально и профессионально значимые качества;

в) уметь обеспечить активизацию познавательной деятельности обучаемых;

г) уметь организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы на уроке;

д) уметь создать благоприятный психологический микроклимат на занятии;

        3

ж) уметь осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучаемым;

з) уметь правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации;

и) уметь соблюдать требования педагогического такта;

к) уметь осуществлять подготовку учащихся к профессиональному самообразованию;

л) уметь оценить знания учащихся, предусматривая стимулирующее значение оценки;

м) уметь привлечь учащихся к использованию дополнительных источников информации, жизненного и производственного опыта.

Наличие обратной связи - умение практически использовать информацию обратной связи, необходимую для оптимальной регуляции учебно-воспитательного процесса;

а) уметь корректировать педагогические цели и методику обучения и воспитания  в соответствии с требованиями времени;

б) уметь оценить результативность проведённого занятия и внести необходимые коррективы;

в) уметь оперативно реагировать на ситуации и вносить изменения в методику проводимого занятия.

Ранее мы рассматривали три группы требований, предъявляемые к профессии учителя. Передовой учитель должен соответствовать требованиям второй группы. Под понятием «передовой» учитель мы понимаем педагога, добивающегося хороших результатов в обучении, творчески работающего, методически грамотного, использующего в своей работе элементы педагогического мастерства.

В понятие «педагогическое мастерство» В.П.Симонов вкладывает следующее содержание:

- умение учителя решать задачи обучения, воспитания и    развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;

- умение привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;

- умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;

        4

- умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

- умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

-  умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;

- умение грамотно использовать в своей работе навыки передовой педагогической науки и практики;

-  умение в совершенстве владеть своим «орудием» труда – речью, словом;

- умение критически мыслить и иметь чёткую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов  и дела;

- умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации 5, С.7.

Г.В.Рогова 6,  подчёркивает особое значение для учителя иностранного языка следующих профессионально-значимых умений:

-  умение вести урок на иностранном языке;

- умение вызывать и формировать у учащихся потребность пользования иностранным языком в устной и письменной форме общения.

Совокупность педагогических умений лежит в основе педагогической деятельности учителя и обеспечивает её эффективность. Педагогические умения мы будем рассматривать через комплекс педагогических способностей. Педагогические способности проявляются в умении учителя прогнозировать поведение учащихся на основе постоянно получаемой информации о нём, в умении анализировать воспринимаемую школьниками информацию, а также видеть способы продвижения учеников к заданному уровню обучения.

Набор педагогических способностей у разных авторов варьируется. Совокупность всех вышеназванных умений составляет основу профессиональной культуры, профессиональной  деятельности через систему ценностей личности. Профессиональная культура учителя включает в себя четыре компонента:

Первое -  знания о сферах приложения деятельности.

Второе -  опыт осуществления известных способов деятельности.

Третье -  умение подойти творчески к решению новой, профессиональной задачи;

Четвертое -  опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности через призму ценностей личности.

        5

Эти четыре компонента составляют содержание профессиональной культуры учителя в каждой из дисциплин. Учитывая специфику учебного предмета «Иностранный язык», Е.И.Пассов в понятие «профессиональная культура учителя иностранного языка» вкладывает следующее значение:

Во-первых, учитель иностранного языка – знаток не только в области методического преподавания иностранного языка, но и в области культуры одной или нескольких зарубежных стран, народы которых говорят на том или ином иностранном языке, изучаемом учениками.

Во-вторых, учитель иностранного языка в учебном процессе выполняет функции носителя не только отечественной, но и зарубежной культуры, показывает учащимся различные аспекты культуры других стран, содействует их осмыслению и приобщению к ценным сторонам этой культуры.

В-третьих, являясь носителем культуры страны изучаемого языка, учитель этого предмета, в частности, владеет принятыми в стране нормами поведения, то есть он не только знает язык, но и владеет культурой речи на этом языке, выражающейся в культуре речевого поведения, в богатстве, точности, выразительности речи, в соблюдении речевого этикета 5.

Современная наука предлагает оценить следующие семь основных педагогических способностей (компетентностей), необходимых учителю на уроке:

- способность контролировать уровень знаний учащихся;

- способность устно и письменно предъявлять учащимся материал;

- способность организовать учебную работу на уроке;

- способность вести диалог с учащимися;

- способность использовать различные методы обучения;

- способность насыщать общение с учащимися положительными эмоциями и чувствами;

- способность поддерживать дисциплину на уроке.

Педагогическая работа предъявляет высокие требования к личности учителя и, в частности, к его педагогическим способностям. При этом специфика «иностранного языка» как учебного предмета сама оказывает влияние на значимость тех или иных педагогических способностей.

6

Практическое владение иностранным языком предполагает возможность осуществления устной и письменной коммуникации. Владение языком как педагогической специальностью, то есть профессионально-направленное владение, предполагает, кроме того, потенциальную возможность педагога научить иноязычной речевой деятельности учащихся.

Знание предмета очень важно для учителя иностранного языка, так как обязывает учителя каждый день работать над языком, для того, чтобы обеспечить требуемый уровень владения им. Необходимо, чтобы у учителя был требуемый уровень владения им. Глубокое знание иностранного языка есть одно из важнейших условий, которое позволит педагогу выполнять ведущую роль на всех этапах педагогического процесса, а также поддерживать у учащихся высокий интерес к знаниям.

Учащиеся, оценивая работу педагога, расширяют понятие профессионализма, то есть не ограничивают его знанием предмета. Это показал контент-анализ, проведённый А.А.Крашенинниковым на статистической выборке анкет субъективных оценок работы педагога 4. В понятие профессионализма педагога учащимися были включены такие свойства его личности, как высокая профессиональная культура, психологизм (трактуется, как умение преподавателя понимать психологию, настроение, пожелание каждого и группы в целом), талантливость, самозабвенность, самоотдача, высокий уровень знания предмета, доброжелательный настрой в сочетании с высокой требовательностью, умение применять щадящий самолюбие способ учёта знаний, артистичность, находчивость.

Одним из основных элементов эффективности образовательной деятельности учителя является его речь. В профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Профессию учителя называют коммуникативной. Хорошо говорить - трудная задача. Учитывая специфику учебного предмета «Иностранный язык», необходимо подчеркнуть, что именно общение есть цель обучения этой дисциплины. Иностранный язык, как и родной, выполняет две важнейшие функции - познания и общения. Одно различие состоит в том, что иностранный язык служит средством не только межличностного, но и межнационального, межгосударственного, международного общения.

   При изучении иностранного языка учащиеся овладевают новым средством общения.

        7

         Учитель должен их познакомить с ценностями мировой культуры страны изучаемого языка: её историей, географией, наукой, литературой, искусством. При обучении общению учитель должен строить свои уроки таким образом, чтобы учебные и внеучебные интересы, склонности учащихся были учтены. Педагог должен изучать с учениками не только учебные темы, готовые тексты, а большую часть времени урока посвящать обсуждению актуальных жизненных проблем. Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что им трудно овладеть в одиночку. Путь к овладению иностранным языком лежит через общение с товарищами по группе, с учителем. От того, насколько правильно учитель научит учеников общаться, зависит их успех в овладении иностранным языком.

Обучение общению на уроках иностранного языка будет успешным, если преподаватель будет учитывать личностные свойства учащихся, которые достаточно хорошо поддаются учёту и побуждают учеников к общению. Е.И.Пассов выделяет шесть методически наиболее значимых свойств ученика как личности:

- контекст деятельности;

- личный опыт;

- сфера желаний;

- интересы, склонности;

- эмоционально-чувственная сфера;

- мировоззрение, статус личности ученика в группе . 5, С.104.

Межличностные отношения в учебной группе на уроке иностранного языка имеют особое значение. В результате общения между учащимися и учителем на иностранном языке происходит систематическая тренировка учащихся в двустороннем устном иноязычном общении.

Учитель иностранного языка должен быть заинтересован в процессе общения, так как оптимальное общение создаёт наилучшие условия для развития мотивации и способствует снятию психологических и коммуникативных барьеров, что является одним из важнейших условий при обучении иностранному языку.

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчётам учёных, приходится приблизительно 1/4-1/2 части учебного времени. Следовательно, процесс правильного восприятия

        8

учащимися учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Эмоциональная речь учителя положительно действует на учащихся. Речь учителя на уроке всегда должна быть обращена к школьникам и отличаться убеждённостью и заинтересованностью в том, что он говорит. Учитель должен иметь хорошую дикцию. Под хорошей дикцией понимают чёткое и ясное произношение, что особенно важно для учителя иностранного языка, для него это профессиональная необходимость. Интонация является одним из средств выразительности речи. Хорошая речь предполагает умение держать паузу. Пауза позволяет обдумать мысль, подчеркнуть и выделить её. Для речи учителя важен её темп. Темп речи учителя должен быть 120-130 слов в минуту, то есть средний темп.

Деятельность учителя будет эффективной, если его речь будет соответствовать определённым требованиям, или, как говорят учёные, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Коммуникативные качества речи учителя определяют культуру его речи. Культура речи учителя влияет на эффективность труда школьников. Грамотная речь исключает ненужные повторения, что влияет на рациональное использование времени. Учёные, исследовавшие коммуникативные качества педагогической речи, предлагают модель речи педагога. Это речь, соответствующая нормам литературного языка, правильная, богатая лексически, разнообразная, логичная, выразительная, убедительная, с правильной интонацией, средним темпом.

Эффективность учебной деятельности учителя иностранного языка во многом зависит от атмосферы, в которой проходит общение. Общение учителя с учащимися должно быть доброжелательным. Педагог должен при необходимости не только воздействовать на личность через коллектив, но и создавать, поддерживать и перестраивать, когда это требуется, психологический климат в учебном коллективе. Учитель иностранного языка должен быть лидером учебной группы с последующей функцией члена группы, наделённого особым авторитетом: модель будущей речевой деятельности обучаемых, организатор психологического климата в группе, руководитель межличностных отношений.

Организация равнопартнёрского активного взаимодействия педагога и учащихся всегда характеризовала эффективность учебной деятельности учителя иностранного языка. Ученик должен всегда чувствовать личную заинтересованность преподавателя в

        9

 результатах обучения. Учитель может широко использовать словесные поощрения, особенно большую роль похвала играет на начальном этапе обучения иностранному языку, это способствует возникновению благоприятного психологического климата в группе.

Можно выделить специальные умения для учителя иностранного языка:

- правильно интерпретировать ошибки учащихся;

- создавать благоприятный эмоциональный климат на уроке;

- управлять динамикой речевой деятельности (общения).

 Оптимальное педагогическое общение создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности обучаемого; обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, способствующий снятию психологических и коммуникативных барьеров, а также эффективность учебной деятельности учителя иностранного языка.

Одно из умений, определённое спецификой учебного предмета «Иностранный язык»,  есть умение распределять внимание, умение активизировать деятельность школьников, умение фиксировать и идентифицировать ошибки учащихся. Умение учителя иностранного языка слышать ошибки в устной речи учащихся является одним из важных показателей эффективности его деятельности и условием формирования нормативно правильной речи учащихся. Значение умения фиксировать и идентифицировать ошибки в устной речи учащихся трудно переоценить. От уровня его сформированности  во многом зависит успешность выполнения учителем контрольно-корректирующей деятельности и, как следствие, эффективность процесса усвоения учащимися знаний и формирования на их основе коммуникативных умений.

Для деятельности учителя иностранного языка характерно не прерывать ответ монологического характера исправлением ошибок, а фиксировать их с последующим обсуждением. Большое значение для эффективности труда учителя иностранного языка отводится распределённому вниманию. Как известно, на функционирование внимания влияет специфика преподаваемого предмета. На основании этого можно предположить, что функционирование распределённого внимания в деятельности учителя иностранного языка будет иметь специфические особенности в виду того, что предмет «Иностранный язык» обладает ярко выраженной спецификой - устноречевой направленностью.

        10

Для учителя иностранного языка необходимость умения распределённого внимания обусловлена тем, что овладение неродным языком - сложный процесс. Овладеть им можно только путём обширной речевой практики на уроке. Поэтому у учителя иностранного языка остро стоит проблема активизации речевой деятельности учащихся на уроке. В его задачу входит максимально вовлечь учащихся в речевую деятельность с целью повышения количества тренировок каждого ученика.  

Специфические особенности функционирования распределённого внимания в деятельности учителя иностранного языка обусловлены  большим количеством объектов внимания учителя по сравнению с деятельностью учителей других специальностей, так как количество объектов наблюдения зависит от вида речевой деятельности учителя иностранного языка.

Преподавание иностранного языка, как ничто другое предполагает дифференциацию обучения. Под дифференциацией  понимается учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются, на основании каких-либо особенностей, для отдельного обучения. Индивидуально-психологические особенности обучаемых являются основным фактором, который обуславливает дифференцированный подход к обучению иностранному языку.  Достаточно полно были выделены особенности школьников, определяющие их учебную деятельность сотрудниками лаборатории НИИ школы под руководством   Ю.К.Бабанского:

1. Биологические особенности (зрение, слух, общее состояние здоровья и др.).

2. Интеллектуальные особенности (внимание, память, мышление и др.).

3. Навыки учебного труда (соблюдение режима дня, темп чтения, письма, вычисления и др.).

4. Основные отношения к учению, к учителю, к коллективу и др.

5. Бытовые явления (материально-бытовые условия, влияние семьи и др.)

6. Образовательная подготовленность учащихся.

7. Некоторые морально-волевые качества 2.

Преподаватель должен организовать учебный процесс с учётом психофизиологических особенностей обучаемых, создавать условия для эффективности их учебной деятельности типами, видами, объёмами заданий, которые они должны выполнить. При дифференцированном подходе учитель иностранного языка должен использовать

        11

различные упражнения в зависимости от вида речевой деятельности, характера языкового материала, в зависимости от этапа обучения. Работая с целой группой, он должен следить за тем, как усваивает материал каждый ученик на том или ином этапе урока, чтобы каждая единица была воспринята и воспроизведена каждым учеником в группе. Подобный дифференцированный подход к обучению иностранного языка даёт хорошие результаты, но требует от учителя интенсивного распределения внимания в течение всего урока. Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных упражнений в зависимости от способностей учеников. Учителю иностранного языка необходимо учитывать индивидуальный «языковой» рост учащихся, для чего он должен дифференцировать домашние задания ученикам в зависимости от уровня их обученности. Для  более успешного овладения учащихся иностранным языком учитель может предусмотреть систему средств (памяток и специальных упражнений) для формирования у учащихся умений учиться, разработанных с учётом специфики всех видов заданий на каждой ступени обучения. Используя дифференцированный подход, учитель иностранного языка может направить его на выявление слабых и сильных сторон в знаниях учащихся, так как каждый ученик характеризуется как индивидуальными особенностями, способствующими успеху в изучении иностранного языка, так и особенностями, противодействующими этому (особенности внимания, восприятия, памяти и т.д.). Дифференцированный подход позволяет снизить трудности усвоения иностранного языка и повысить эффективность учебной деятельности учителя иностранного языка.

Таким образом, всё, вышеизложенное в данном докладе, влияет на успешность учения и является основными показателями оценки эффективности труда учителя иностранного языка.

Выводы:

1. Высокий уровень предметного профессионализма: требуемый уровень владения языком, знания в области лингвистики, страноведения, методики, педагогики, психологии - один из показателей эффективности учебной деятельности преподавателя иностранного языка.

2. Эффективность труда преподавателя иностранного языка проявляется в умении научить учащихся общаться на иностранном языке,  так как  общение - главная цель обучения этой дисциплине. Общение активизирует познавательную деятельность учащихся,

        12

создаёт условия для применения учащимися знаний, умений и навыков и творческого характера их деятельности. У учителя иностранного языка должна быть хорошая дикция и нормальный темп речи. Он должен управлять своей мимикой и жестами.

3. Профессиональные качества, индивидуально-психологические особенности  личности преподавателя иностранного языка оказывают большое влияние на эффективность его труда, на результат образовательного процесса.

4. Дифференцированный подход к школьникам делает учебную деятельность преподавателя иностранного языка эффективнее, так как при дифференцированном подходе учитываются индивидуально-психологические особенности обучаемых (особенности памяти, воображения, мышления, состояния здоровья, черты характера, возраст, пол и др.), на основании которых учитель подбирает типы, виды, объемы заданий для учеников.

        13

        Литература

Айзенк  Дж. Проверьте свои способности. Перевод с английского. СПб.: Лань Союз, 1996, 156 с.

Бабанский  Ю.Л. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989, 560 с.

Каптерёв П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под редакцией А. М. Арсеньева /. М.: Педагогика, 1982, 704 с.

Крашенинников А.А. Оценка  метода интенсивного обучения взрослым контингентом обучаемых. М., 1981.

Пассов Е.И. Учитель иностранного языка. Мастерство и  личность. М.: Просвещение, 1993, 159 с.

Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: просвещение, 1991, 287 с.

Симонов В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ – ХАУ в области управления образовательным  процессом. М., 1995.

        14

        12

Не брать – оставить для следующего раза

Эффективность учебной деятельности преподавателя и учащихся зависит от профессиональных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности педагога. В.П.Симонов с сотрудниками разработал структуру и примерное содержание основных профессионально-значимых показателей (характеристик) личности и эффективности профессиональной деятельности преподавателя, представленных в таблице 4 .

        Таблица 4

Карта

профессионально-значимых личностных качеств учителя

(в диагностируемых показателях)

(По В.П.Симонову)


п/п

    Оптимальные

       Значения

     Допустимые

        значения

     Критические

        Значения

1

2

3

4

1

Психологические черты личности как индивидуальности

1.1

Сильный уравновешенный тип нервной системы

Сильный неуравновешенный тип нервной системы

Слабый инертный тип нервной системы

1.2

Тенденция к лидерству

Властность

Деспотизм

1.3

Уверенность в себе

Самоуверенность

Самовлюбленность

1.4

Требовательность

Непримиримость

Жестокость

1.5

Добросердие

Недостаточная самостоятельность

Чрезмерный комформизм

1.6

Гипертимность

Педантичность

Возбудимость и демонстративность

2

Учитель в структуре межличностных отношений

2.1

Преобладание демократического стиля общения

Преобладание авторитарного стиля

Преобладание либерального стиля общения

2.2

Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам

Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами

Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов

2.3

Стремление к сотрудничеству с коллегами

Стремление к соперничеству с коллегами

Постоянные приспособления и компромиссы

2.4

Нормальная самооценка

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

2.5

Уровень изоляции в коллективе, равный нулю

Уровень изоляции в коллективе в пределах 10%

Уровень изоляции в коллективе более 10%

3

Профессиональные черты личности учителя

3.1

Широкая эрудиция и свободное изложение материала

Знание только своего предмета

Работа только по конспекту

3.2

Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся

Знание возрастной и педагогической психологии

Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии

3.3

Темп речи учителя 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность

Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос, отдельные оговорки с последующим исправлением

Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.п.

3.4

Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты

Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов

Неряшливый внешний вид. Чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика

3.5

Обращение к учащимся по именам

Обращение к учащимся по фамилиям

Постоянное безадресное или оскорбительное обращение к обучаемым

3.6

Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость

Чуть замедленная реакция и находчивость

Отсутствие находчивости. Слабая реакция

3.7

Умение четко формулировать конкретные цели

Умение определять общие цели

Отсутствие умений  чёткого целеполагания

3.8

Умение организовать всех учащихся сразу

Умение организовать работу большинства учащихся

Работа только с отдельными учащимися, при пассивности большинства

3.9

Проверяет степень понимания учебного материала всегда

Проверяет степень понимания учебного материала периодически

Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения

3.10

Объясняет новый материал до 25-й минуты урока

Объясняет новый материал до 35-й минуты урока

Объясняет новый материал перед звонком с урока

4

Эффективность профессиональной деятельности

4.1

Эффективность учебных занятий 85% и выше

Эффективность учебных занятий 65-84%

Эффективность урока 45-64%

4.2

Работа на высшем уровне требований, фактический уровень обученности 64-100%

Работа на среднем уровне требований, фактический уровень обученности 36-64%

Работа на низшем уровне требований, фактический уровень обученности 36%

4.3

Рейтинг 4,4 балла и выше

Рейтинг 3,8-4,3 балла

Рейтинг учителя менее 3,8 балла

4.4

Оценка за каждое качество по данной колонке 4 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 100 баллов

Оценка за каждое качество по данной колонке 3 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 75 баллов

Оценка за каждое качество по данной колонке 2 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 50 баллов

Все результаты диагностирования оцениваются по трём уровням: оптимальный, допустимый и критический. Первая колонка - это модель идеального учителя, вторая - нормального, а третья - аномального

По всей карте:

-общий оптимальный уровень 85 - 100 баллов;

- общий допустимый уровень 65 - 84 балла;

- общий критический уровень 50 - 64 балла.

Всего в карте четыре группы методик.

Первая группа позволяет определить психологические черты личности учителя как индивидуальности. Вначале используется тест Дж.Айзенка, который диагностирует темперамент, даёт количественные характеристики эмоциональной стабильности или нестабильности, а также имеет шкалу социальной желательности (шкала лжи). Результаты характеризуют направленность основных притязаний личности.

Затем идёт методика диагностики основных акцентуаций характера (по К.Леонгарду), которая выявляет, какие черты характера у данной личности относятся к явной акцентуации (проявляются при общении с другими людьми), а какие - к скрытой (никак не проявляются при общении).

Вторая группа методик характеризует учителя в структуре межличностных отношений. Вначале используется методика, которая позволяет диагностировать степень автократизма, демократизма, либерализма у него, а также определить доминирующую из этих составляющих (разработка В.П.Симонова).

Проводится оценка способов реагирования на конфликтные ситуации (разработка В.П.Симонова), что позволяет диагностировать, в какой степени опрашиваемый склонен к сотрудничеству или соперничеству в группе, избегает конфликтов или наоборот, старается обострить их, а также его склонность либо к конструктивным, либо к деструктивным конфликтам. Определение статуса личности в коллективе проводится по методике Я.Л.Коломинского.

        15

Третья группа методик характеризует преподавателя с позиций уровня его профессионализма, то есть с позиций его педагогических и управленческих умений и навыков, так как каждый учитель на занятиях выполняет целый ряд функций. Он управляет, планирует, организует и контролирует учебно-познавательную деятельность учащихся. Профессионализм учителя выявляется при наблюдении, анализе и оценке эффективности учебно-воспитательной деятельности в ходе урока.

Четвёртая группа методик позволяет диагностировать эффективность профессиональной деятельности учителя в конкретных математических показателях. Вначале следует оригинальная методика В.П.Симонова, которая оценивает уровень требований учителя и фактическую эффективность его учебной деятельности.

Данная методика даёт адекватную оценку профессиональной пригодности и моральных качеств преподавателя. Профессиональные качества, качества личности учителя (учителя иностранного языка в частности) влияют на ученика. От них зависит то, как учитель иностранного языка организует учебную деятельность, воспринимает личность ученика, помогает преодолеть отставания в учёбе, создаёт благоприятные условия для изучения иностранного языка, стимулирует активность учащихся на уроке и интерес к изучению предмета, эмоционально реагирует в конфликтных ситуациях.

Таким образом, всё, вышеизложенное в данном докладе, влияет на успешность учения и является основными показателями оценки эффективности труда учителя иностранного языка.

Выводы:

1. Высокий уровень предметного профессионализма: требуемый уровень владения языком, знания в области лингвистики, страноведения, методики, педагогики, психологии - один из показателей эффективности учебной деятельности преподавателя иностранного языка.

2. Эффективность труда преподавателя иностранного языка проявляется в умении научить учащихся общаться на иностранном языке,  так как  общение - главная цель обучения этой дисциплине. Общение активизирует познавательную деятельность учащихся, создаёт условия для применения учащимися знаний, умений и навыков и творческого характера их деятельности. У учителя иностранного языка должна быть хорошая дикция и нормальный темп речи. Он должен управлять своей мимикой и жестами.

        16

3. Профессиональные качества, индивидуально-психологические особен-ности  личности преподавателя иностранного языка оказывают большое влияние на эффективность его труда, на результат образовательного процесса.

4. Дифференцированный подход к школьникам делает учебную деятельность преподавателя иностранного языка эффективнее, так как при дифференцированном подходе учитываются индивидуально-психологические особенности обучаемых (особенности памяти, воображения, мышления, состояния здоровья, черты характера, возраст, пол и др.), на основании которых учитель подбирает типы, виды, объемы заданий для учеников.

        Литература

Айзенк  Дж. Проверьте свои способности. Перевод с английского. СПб.: Лань Союз, 1996, 156 с.

Бабанский  Ю.Л. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989, 560 с.

Каптерёв П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под редакцией А. М. Арсеньева /. М.: Педагогика, 1982, 704 с.

Крашенинников А.А. Оценка  метода интенсивного обучения взрослым контингентом обучаемых. М., 1981.

Пассов Е.И. Учитель иностранного языка. Мастерство и  личность. М.: Просвещение, 1993, 159 с.

Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: просвещение, 1991, 287 с.

Симонов В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ – ХАУ в области управления образовательным  процессом. М., 1995.

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Электронный портфель учителя иностранного языка как показатель профессиональной компетентности"

Выступление на теоретико-методологическом семинаре в педагогическом колледже....

«Повышение эффективности работы МО учителей иностранных языков как средство управления качеством образования обучающихся»

Описание системы работы МО учителей иностранных языков Гимназии № 2 г. Георгиевска...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. Устная часть.Английский язык Учитель иностранного языка МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 12 о.Муром"

ОГЭ по английскому языку в 2016 году. Изменения. Содержание устной части ОГЭ по английскому языку. Обобщенный план демонстрационного варианта экзаменационной работы по английскому языку. Образцы Задан...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Эффективные приемы в работе учителя иностранного языка при подготовке обучающихся к ГИА в разделе «Чтение».

Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:- понимать тему в полном объёме;- извлекать необхо...

Общие сведения по качеству знаний уч-ся по английскому языку в МБОУ "Основная школа № 12 о.Муром" Учитель иностранного языка Сухова Т.Л.2019-2020

Общие сведения по качеству знаний по английскому языку в МБОУ "Основная школа № 12 о.Муром" Учитель иностранного языка Сухова Т.Л....

Эффективные средства для экономии времени и ресурсов учителя иностранного языка

Быстрые темпы современного мира, касающиеся не только нашей повседневной жизни, но и всех рабочих процессов, затрагивают и требуют постоянных изменений и корректировок также норм, систем изучения, и п...