Роль проектной деятельности в деле формирования метапредметных знаний и умений
план-конспект урока (английский язык, 5 класс) по теме

Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важнейшей задачей школы является вооружить ребенка общекультурными знаниями и умениями, особенно  умением учиться. Именно поэтому в Федеральном  образовательном стандарте заложено требование к метапредметным  результатам обучения. Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

В качестве основных ориентиров для построения содержания образования ФОГС выделяет обобщенные способы познавательной и практической деятельн

Проектная деятельность, на мой взгляд,  является наиболее эффективным способом обучения по следующим причинам:

  • работа ученика мотивирована на 100%, так как проект имеет смысл выполнять только на тему, действительно серьезно заинтересовавшую ученика. Интересен  учащемуся должен быть сам предмет изучения. Тема проекта может быть подсказана учителем, родителями, кем угодно, но обязательно интересна исполнителю. Интерес должен поддерживаться «со стороны», т.е. учителями, родителями, друзьями. Работа может быть мотивирована необходимостью предъявить портфолио при поступлении в колледж или вуз,  или своей актуальностью для кого-либо или чего-либо (например, дополнение  учебного кабинета географии палеонтологической коллекцией). Последний аспект очень важен для поощрения ребенка, но не должен быть первостепенным.
  • Проектная работа выполняется в удобное для ребенка время, в основном в домашней обстановке, без «принуждения и понукания».  Ребенок чувствует себя более комфортно.
  • Взрослые (в том числе учителя и научные консультанты, а это могут быть научные работники достаточно высокой компетентности) воспринимаются учеником в качестве единомышленников, советчиков, помощников. Поучение сменяется сотворчеством. Резко возрастает самооценка учащегося.
  • Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки.
  • Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка т.к. работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми людьми, в т.ч. специалистами.
  • В ходе работы ученик приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины.
  • Ученику предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими, перенять опыт.
  • Расширяется круг интересов и общения ученика.
  • Идет всестороннее, интегрированное с другими учебными предметами и с самой жизнью обучение.
  • Работа над проектом обучает «по-настоящему, по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям». Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной  жизненной ситуации, а не в этом ли главная задача школы?
  • Создание проекта – это  настоящее обучение с увлечением.

   Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, финансов, но и эффект дает очень весомый.

ости, подчеркивая особую роль исследовательской и проектной работы.

Именно учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Он требует определения проектировщиков в ценностях проектирования, умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчинять личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлектировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда.Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день видов обучающих технологий - проектная деятельность учащихся, позволяющая реализовать большой творческий потенциал и ученика, и учителя. Особо хочется здесь подчеркнуть роль учителя, которую в данном случае переоценить невозможно: руководитель, консультант, советчик, критик, спонсор, воспитатель, помощник, друг ...  Ведь смысл профессиональной творческой деятельности учителя лежит  в потребности  помочь созидательным силам своих учеников

   В  ходе работы над проектом формируются следующие   метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление,  творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей,  формулирование гипотез и т.д.,  качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.).

   Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что проектная деятельность отвечает всем  требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок английского языка в 5 классе  по учебнику М.З. Биболетовой          « Enjoy English» по теме «LERNING MORE ABOUT EACH OTHER» («Узнаем больше друг о друге»).

Место и роль данного урока  в курсе предмета «Английский язык» определяется тем, что урок ориентирует учащихся на закрепление полученных лексико-грамматических знаний  в рамках изученной темы с помощью одного из активных методов обучения – проектной технологии. Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ученика т.к. работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками. В ходе работы ученик приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины.

Цель урока: закрепить  применение лексических компетенций по теме « Летние каникулы» и грамматических компетенций «Употребление в устной речи временных форм глагола в Present Simple (простое настоящее), Present Continuous (настоящее продолженное) Future Simple (простое будущее)».

Планируемый результат

Метапредметные  умения

Познавательные

  1. Умение объяснять различие временных форм глагола группы «Simple»
  2. Умение находить информацию, используя справочную литературу, словари.
  3. Приобретение опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности в процессе работы над учебным проектом.

Регулятивные

  1. Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
  2. Умение соотносить учебные действия с известным правилом.
  3. Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

  1. Умение строить логически завершенное монологическое высказывание в рамках заданной темы
  2. Умение согласовывать позиции и находить общее решение.
  3. Умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Личностные

  1. Формирование уважительного отношения к мнению участников группы.
  2. Привитие навыков культурного общения в мини-группах.
  3. Умение организовывать  собственную деятельность.
  4. Воспитание самодисциплины.
  5. Формировать потребность и способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.

Предметные

  1. Развитие умений и навыков устной речи.
  2. Развития  умения  отбирать  и анализировать необходимый материал по заданной теме.
  3. Расширение лексического  запаса у учащихся.
  4. Развитие умений сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
  5. Развитие языковой догадки учащихся.
  6. Умение строить предложения, используя временные формы глагола в  Present Simple (простое настоящее), Present Continuous (настоящее продолженное) Future Simple (простое будущее)».

Практические задачи:

  1. Закрепление лексических и грамматических навыков учащихся.
  2. Совершенствовать навыки и умение делать монологическое сообщение.
  3. Развивать навыки аудирования с извлечением необходимой информации.
  4. Развивать умение чтения с извлечением заданной информации.
  5. Учить учащихся отбирать информацию из разных источников: видеоматериалов, текстов, таблиц, аудиосообщений и т.д.

Средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Презентация
  4. СД
  5. Раздаточный дидактический материал
  6. Грамматический справочник
  7. Русско-английские словари
  8. Постеры, фотографии, картинки
  9. Листы ватмана, фломастеры, клей

Ход урока

1.Оргмомент.

Good morning, dear friends!

How are you?

I’m glad to see you,too.

Who is absent today?

Thanks. Sit down, please!

1 этап. Самоопределение к деятельности.

2.Целеполагание и мотивация:

1. Учитель: I want to show you some pictures. Look at the screen, please. Say what do these pictures tell you about?

It’s correctly. About summer holidays.

Why do you like summer? – ( I like summer because it’s…. ).

2. Super! Look at the blackboard   and say me please, what do these words mean?

usually

now

next year

3. It’s  right. And what do you think what will we speak with you at our lesson today about? – (Pupils: We’ll speak about summer vacations.)

4. It’s true. And what we need to tell about summer vacations?

(We need some words and phrases about summer activities.)

5. I suggest to name these words in Russian. We’ll construct the associative diagram   about activities of children in summer. Name these words, please!

2  этап. Учебно-познавательная деятельность.

6. Now you should make the story about summer vacations using the time form of verb that you have become. It is on your table. You must do the project using your pictures, make story about your summer holidays and present the ready project with your story about activities of children during summer vacations to your classmates. Have you understood me?

7. Independent work of pupils in groups over the projects.

Каждая группа имеет «Карточку – инструкцию технологии работы в группе»:

1.Найдите и изучи нужное правило.

2.Выберите для своего рассказа нужные слова и выражения, предложенные в ассоциограмме «Летние каникулы» и переведи их на английский язык.

3.Составьте предложения с этими словами и выражениями.

4.Составьте из предложений логически взаимосвязанный рассказ по теме «Как я провожу свои летние каникулы» в нужной грамматической форме.

5.Оформите на ватмане свой проект в виде коллажа.

6.Подготовте защиту своего проекта перед классом.

7.Представьте свой проект классу.

 3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

8. Representation of projects of each group.

Каждая группа имеет оценочные листы для ответов  других групп, которые она должна заполнить во время прослушивания рассказов каждой группы.

Использовали в рассказе                                                                Группа №1.

1

Лексика

15-13 слов

12-10 слов

9-7 слов

Мене 6 слов

2

Грамматика

Все правильно

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 и более ошибок

3

Сообщение

10-9 предложений

8-7 предложений

6-5 предложений

Менее 5 предложений

4

Содержание

Очень интересное

Интересное

Среднее

Не очень интересное

5

Темп речи

Быстрый

Средний

Медленный

Очень медленный

6

Оценка

5

4

3

2

Поставьте плюсики в выбранную вами графу по всем видам деятельности.

Внизу напишите какая группа оценивала ответы.

Задания для оценки выступлений других групп.

1.Слушайте внимательно ответы другой группы.

2.Объективно оцените ее ответ по предложенным в карточке критериям.

3.Напишите внизу номер своей группы, которая оценивала ответ.

4.Сдайте оценочные листы учителю в конце урока для подведения итогов работы в группах и выставления оценок.

4 этап. Рефлексивная деятельность.

9. Рефлексия.

Ответьте на вопросы по ходу урока.

1.Чему ты научился на уроке?

2.Что получилось хорошо? И почему?

3.Что не получилось? И почему?

4.Твое отношение к уроку.

10.Самоанализ урока учителем.

  1. Соотнести полученный результат с поставленной целью.
  2. Оценить результат своей деятельности.

11. Подведение итогов урока.

12.Домашнее задание.

    Летние каникулы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии

В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...

Проектная деятельность как эффективный способ формирования метапредметных знаний и умений

     Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодн...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Практический опыт применения метапредметной технологии в реализации проектной деятельности по географии....