Контроль уровня обученности как оценка качества преподавания английского языка в профильном классе.
статья по английскому языку по теме

публикация на тему: Контроль уровня обученности  как оценка качества преподавания английского языка в профильном классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_ufa.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на Республиканской конференции 24 октября   2007 по теме «Система управления качеством образования

 в Республике Башкортостан»

 публикация на тему: Контроль уровня обученности  как оценка качества преподавания английского языка в профильном классе.

В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на старшей ступени полной средней школы вводится двухуровневая подготовка школьников, в том числе и по иностранному языку: общеобразовательная и профильная.  Профильное обучение не может быть приравнено к профильному обучению в школах с углубленным изучением иностранного языка, в которых дети ориентированы на языковой профиль с самого начала изучения языка и соответствующим образом мотивированы.

Общеизвестно, что старшая ступень полной средней школы крайне неоднородна по составу учащихся. У одних уже достаточно развита профессиональная ориентация, другие ещё не очень уверены, сомневаются, третьи совсем не знают, на чём остановить свой выбор. Здесь же, особую проблему составляет отношение учащихся к иностранному языку. Его востребованность в современном мире сейчас очевидна для всех. Однако часто имеется большой разброс в уровне владения языком. Одним ученикам он дается достаточно легко, и они убеждены в  необходимости совершенствоваться во владении иностранным языком, хотя предметом их профессионального выбора может быть совсем другая область знания. Другие, наоборот, проявляют к иностранному языку профессиональный интерес и хотели бы в будущем заниматься преподавательской, переводческой или исследовательской деятельностью в области лингвистики, филологии. Некоторым язык дается трудно, они значительно отстают по уровню обученности, утратили мотивацию к его изучению, хотя, возможно, и хотели бы владеть им на элементарном, коммуникативном уровне. Только на основе дифференцированного подхода к учащимся, на основе индивидуализации обучения, можно учесть возможности и потребности всех школьников.

При обучении иностранным языкам иноязычная коммуникативная деятельность выступает не только как средство, но и как цель обучения. Отобранный языковой минимум (лексический, грамматический) коммуникативно достаточен, чтобы обеспечить функциональную грамотность во владении языком и достижении планируемого порогового уровня обученности.

Неупорядоченность теории и практики контроля, элемент стихийности в его реализации обуславливает необходимость более пристального внимания к проблеме мониторинга на уроках английского языка в рамках базового уровня образования. Необходимо отметить, что к контролю нужно подходить как измерению достижений, а не как к подсчету ошибок. Контроль оценивания результатов учебной деятельности учащихся выступает не как средство принуждения, не как репрессивная мера, не как источник возникновения противоборства между учителем и учеником, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости учебного труда. Из данного положения вытекают не менее важные положение, а именно необходимость установления объекта для мониторинга и показателей, характеризующих достижения учащихся в изучении иностранного языка. Согласно диагностической функции мониторинга, необходимо своевременно обнаружить успешно или неуспешность учения и в зависимости обнаруженных результатов строить дальнейшею обучающую деятельность. Содержание и приемы контроля должны носить обучающий характер, любое контролирующее задание упражняет учащихся выполнении определенных учебных действий, тем самым способствующих более прочному овладению этих действий.

Мониторинг на уроках английского языка  осуществляется  в четырех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо). Контролируя каждый вид деятельности, учащиеся получают задания, цель которых, выявить уровень усвоения материала. Как правило, такая работа проводится после изучения определенной устной темы, грамматического, лексического  материала. Анализ выполненных работ проводится совместно с учащимися. Результаты заносятся поименно  в сводную таблицу « Наши достижения». Тем самым, можно видеть результат как в целом, так и в отдельном виде деятельности по каждому ученику. Данные позволяют выявить повышение или снижение качества знаний, определить цели и задачи на дальнейшую работу не только с группой в целом, но и индивидуально.  Рассмотрим примеры мониторинга каждого вида речевой деятельности и сводную таблицу результатов.

Проводя мониторинг по чтению, контролируются такие речевые умения, как:

- умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;

- умение найти в тексте необходимую информацию;

- умение точно понять сообщаемую в тексте информацию.

Исходя из этого, задания могут содержать предтекстовые или послетекстовые вопросы по содержанию текста; текст может быть разбит на части, которые необходимо объединить в связной текст; из представленных заголовков выбрать тот, который соответствует прочитанному; после прочтения текста, дается тест по содержанию и другие.

При аудировании контролируются умения:

- умение понять общее содержание аудиотекста;

- умение понять основное содержание (главную мысль) аудиотекста;

 - ответить на вопросы по содержанию.

Письмо:

- умение заполнить анкету, бланк;

- умение написать короткое сообщение, письмо;

- а также, дать ответы на вопросы, соблюдая грамматические правила, сделать перевод с русского на английский.

Говорение:

- умение вести беседу на темы, связанные с повседневной жизнью;

- вести диалог.

Мониторинг позволяет не только учителю, но и ученикам, видеть достижения и то, над чем необходимо поработать.

Хотелось бы сделать акцент на углубленное изучение языка, а именно на элективный курс по английскому языку для 10- 11 классов « Я- переводчик». Данный курс знакомит учащихся с основами и спецификой профессии переводчика по сравнению с другими языковыми профессиями, с требованиями к личности переводчика и уровню его профессиональной подготовки. Позволяет выявить у учащихся способности к переводческой деятельности в целом и их склонности к определенному виду переводческой деятельности – в частности, давая возможность получить раннюю профессиональную ориентацию и обеспечивая в определённой степени  профессионализацию обучения. Старшеклассники знакомятся с основами теории перевода, с видами перевода, с приёмами и методами. У учащихся вырабатывается понимание того, насколько важны не только глубокие знания родного и иностранного языков, но и общая эрудиция и культура.

Рассмотрим пример задания по чтению, результаты мониторинга, а также, проанализируем полученные данные, сделаем выводы.

Мониторинг по чтению проводится один раз в месяц.  При оценивании учитывается, насколько точно был понят текст, даны ответы на   вопросы, найдена детальная информация, выделена главная мысль и аналогичные другие задания.  Процент качества знаний каждого ученика, выводится согласно, полученной оценке: 100 %- «5»; 80 %- «4»; 50 %- «3».

Проанализируем фрагмент сводной таблицы результатов  одного из вида деятельности, а именно, чтения,  за 5 месяцев.

Проведём анализ поимённо. Как видно из таблицы, УЧЕНИК 1 имеет неустойчивые, скачкообразные  результаты. Два месяца подряд качество знаний составляет 50 %, делаю вывод, что необходима индивидуальная работа, дополнительные домашние задания по чтению. На следующем этапе результат положителен 80 %. Но спустя месяц, опять 50 %. Отсюда следует, что ученику необходим постоянный, индивидуальный подход, дополнительная работа, ежедневно заниматься языком.

УЧЕНИК 2 имеет положительные результаты, качество знаний повышается, спад не наблюдается. На протяжение нескольких этапов, качество стабильно составило 80 %. Проанализировав работу ученика, делаем вывод, что есть возможность повысить качество знаний по чтению до 100%, так как ребёнок занимается успешно, старателен, а ошибки допускаются по невнимательности. После индивидуальной работы, дополнительных заданий, результат оправдал ожидания, качество составило 100 %.

Как было сказано выше, не всем легко даётся изучение иностранного языка. Думаю, что результаты мониторинга УЧЕНИКА 3 доказывают это. Систематически результат 50 %, хотя и было повышение до 80 %, но затем опять спад, однако индивидуальная работа велась.

       УЧЕНИК 4 занимается положительно, но в январе виден результат 50 %. После анализа выявленные ошибки корректированы, дальнейшие результаты мониторинга 80 %.                                                           УЧЕНИК 5 всегда имел  хорошие результаты при контроле видов речевой деятельности, 80 %, 100 %, но затем спад. Ученик был  уверен в своих знаниях, не всегда принимал  дополнительную работу, результат – 50 %. После индивидуальной работы, качество повысилось.

Очевидно, что в группе в целом происходило повышение качества знаний по данному виду деятельности. Если проследить результаты отдельных учащихся, то видно, что после анализа работ в начале года, после индивидуальной работы, произошло повышение качества знаний, что и доказывает эффективность постоянного, систематизированного мониторинга по каждому виду деятельности на уроке. 

Как  было сказано выше, контроль выступает не как средство принуждения, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости. Согласно этому утверждению, хотелось бы остановиться на том, как именно влияет на учащихся наглядное представление их достижений (таблица), на что нацеливают эти данные, как учителя, так и учащихся.  

Во- первых, сводная таблица знакомит ученика не только со своими результатами, достижениями, неудачами, но также, и с результатами работы одноклассников. Как известно, каждому из нас хочется быть первым, и детям тоже. Поэтому, анализируя результаты, учащийся задумывается о том, почему у меня результат ниже. Тем самым данная таблица является мотивацией к лучшему учению.

Во-вторых, наглядность результатов мониторинга  в течение определённого промежутка времени, позволяет сделать вывод о том, над  чем необходимо работать больше в конкретном виде деятельности на определённом этапе, кому необходим индивидуальный подход.

В-третьих, сравнивая сводные таблицы по всем видам речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение), становится возможным увидеть и понять, какой вид деятельности для ученика успешнее, на какой необходимо обратить внимание и заняться усерднее.

В-четвёртых, проводя анализ работ вместе с классом, мы вместе планируем, варианты заданий, исходя из результатов мониторинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тестовый контроль как инструмент оценки качества обученности иностранным языкам

Доклад на научно-методической Интернет-коференции "Актуальные проблемы модернизации образования: теория и практика."...

Пути совершенствования и повышения качества преподавания английского языка

Примеры повышения качества преподавания иностранного языка ( из опыта работы) ....

Возможные варианты реализации элективных курсов по английскому языку в профильных классах

Данная работа предлагает вариант элективного курса по английскому языку и представлена в форме презентации  PowerPoint....

«Пути повышения качества преподавания английского языка в условиях проведения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ».

Пути повышения качества преподавания английского языка в условиях проведения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ....

Методическая разработка «Использование УМК «In Company» для элективного курса по английскому языку в профильных классах»

Впервые материал опубликован 13.05.2014 года на интернет-портале Международной фундации педагогических новаций www.mfpn.ruhttps://mfpn.ru/использование-умк-in-company-для-элективног/...

Использование информационных технологий для повышения качества преподавания английского языка в дополнительном образовании детей

Материал анализирует один из самых сложных объектов для изучения и преподавания. Этим объектом является иностранный язык (английский). Поэтому педагог всегда старается применять все возможные новые ме...

«Пути повышения качества преподавания английского языка в условиях проведения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ».

laquo;Пути  повышения качества преподаванияанглийского языка в условиях проведения итоговойаттестации в форме ГИА и ЕГЭ»....