«Проектные формы работы на уроках английского языка»
статья по английскому языку по теме

Полукеева Ирина Владимировна

Обучение проектной деятельности — это процесс целенаправленного взаимодействия между учителем и учеником, стимулирования и организа­ции активной познавательной деятельности ребенка. Совместная деятель­ность решает несколько взаимосвязанных задач: прогнозирование, созда­ние благоприятных условий, помощь в продвижении учащихся от элемен­тарных к более сложным формам деятельности. Учитель осуществляет при этом рефлексивное управление, стремится постичь внутренний мир ученика, понять его желания, интересы, цели и планы. В процессе совмест­ной проектной деятельности педагог дает учащимся профессиональную консультацию, помогает им осознать свои творческие возможности, найти наиболее рациональный способ выполнения и оформления проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabotaya_nad_temoy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Работая над темой «Проектные формы работы на уроках английского языка», я пришла к выводу, что проблема повышения интереса и эффективности обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, развития умения учащихся работать самостоятельно, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся.

При обучении школьников иностранному языку указанные положения представляются наиболее актуальными, так как для того, чтобы овладеть этим предметом, недостаточно быть объектом обучения. Изучение иностранного языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику, наконец, предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.

А позитивная мотивация — это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языка подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора. Проектная технология соответствует целям и задачам современного образования — познанию объективных законов природы и общества путем самостоятельного конструирования и решения проблем в виде проектов. Ученик при этом становится субъектом образовательного процесса: сам отбирает необходимую информацию, определяет ее значимость, исходя из замысла проекта. Специфика этой технологии обучения в том, что для работы над проектом нет готовых систематизированных знаний. Их поиск, систематизация — дело самого ученика. Из множества фактов, впечатлений, знаний и понятий он строит проект, отражая в нем свое представление о мире (см. Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2003. — №5).

Обучение проектной деятельности — это процесс целенаправленного взаимодействия между учителем и учеником, стимулирования и организации активной познавательной деятельности ребенка. Совместная деятельность решает несколько взаимосвязанных задач: прогнозирование, создание благоприятных условий, помощь в продвижении учащихся от элементарных к более сложным формам деятельности. Учитель осуществляет при этом рефлексивное управление, стремится постичь внутренний мир ученика, понять его желания, интересы, цели и планы. В процессе совместной проектной деятельности педагог дает учащимся профессиональную консультацию, помогает им осознать свои творческие возможности, найти наиболее рациональный способ выполнения и оформления проекта.

Педагог перестает быть основным источником и контролером знаний, он становится консультантом, организатором деятельности класса и каждого школьника. Это кардинально меняет дидактическую сущность учебного процесса.

Преподавание английского языка в нашей школе (ФГКОУ СОШ №162)         в 5-11 классах осуществляется по учебно-методическому комплексу «ENGLISH», составленному группой авторов под руководством В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа. Согласно концепции коммуникативного обучения интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения иностранному языку. Интеллектуальная загруженность достигается за счет информативной насыщенности уроков. Авторы стремились к тому, чтобы каждый раздел цикла был познавательным и сталкивал альтернативные мнения, создавая тем самым условия для взаимообогащения.

Процесс обучения становится развивающим для учащихся и организован как речемыслительный поиск. Для этого создаются условия для активного «добывания» информации. С этой целью в учебниках предусмотрены задания, связанные с разработкой проектов, например:

6 класс

Цикл I. «Как ты выглядишь?» — «Одежда, о которой я мечтаю»;

Цикл II. «Какой ты?» — «Мой любимый герой», «Мое любимое животное»;

Цикл V. «Поговорим о погоде» — «Сезонный путеводитель»;

Цикл VII. «Дом, любимый дом» — «Жизнь в нашей стране через 50 лет».

7        класс

Цикл I. «Ты счастлив в школе?» — «В какой школе ты бы хотел учиться?»; Цикл II. «В чем ты хорош?» — «Доска почета в вашем классе»; Цикл IV. «Как ты относишься к планете Земля?» — «Ты друг планеты Земля?».

8        класс

Цикл III. «Традиции, манеры поведения» — «Ваш любимый праздник»; Цикл IV. «Спорт в нашей жизни» — «Будущие Олимпийские игры»; Цикл V. «Меняются времена, меняется мода»— «Мода в вашем классе».

9        класс

Цикл I. «Чтение...? Почему нет...?» — «Мой любимый писатель»; Цикл IV. «Здоровый образ жизни» — «За здоровый образ жизни»; Цикл V. «Кем ты будешь?» — «Система образования в России и странах изучаемого языка»;

Цикл VI. «Роль Британии в мире» — «Страны и народы».

10        класс

Цикл III. «Что популярно среди молодежи?» — «Идеальная субкультура»: Цикл IV. «Легко ли быть молодым?» — «Что волнует подростков?».

11        класс

Цикл VII. «Изобретения, которые потрясти мир» — «Что бы вы хотели изобрести?».

Работа над проектами развивает воображение, фантазию. Творческое проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но, в большей мере, сам процесс. В полной форме работа над проектом проходит несколько стадий, в ходе которых учитель:

  1. помогает ученикам в поиске источников,
  2. является источником информации,
  3. координирует весь процесс,
  4. поддерживает и поощряет учеников,
  5. поддерживает непрерывную обратную связь.

Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, потому что оно:

  1. личностно ориентированно,
  2. использует множество дидактических подходов,
  3. самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения,
  4. поддерживает педагогические цели на всех уровнях,
  1. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле,
  2. приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Возможные проблемы

При проведении проектной работы перед нами возникает ряд проблем, назовем их.

1.        Организация. Проекты, конечно же, создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т. д. Советы и пожелания в организации учебного процесса:

а)        тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить еще до начала работы над проектом;

б)        не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать;

в)        терпимо относитесь к шуму. Учащимся потребуется иногда встать, чтобы взять ножницы или заглянуть в справочник. Такой вид шума — это естественная составляющая продуктивной работы, но пресекайте любой другой шум, не связанный с выполнением задания;

    г)        внимательно наблюдайте за тем, что делают ребята. Если они не поняли свое задание, не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чем проблемы. Разберитесь в каждой из них.

2. Мониторинг. Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса. Но, с другой стороны, проект — это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы не было слишком строгого контроля.

3.Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, сложности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом дает ребятам возможность проявить таланты, например, оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски, и т. д.

4.Трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть «сильный» ученик, «средний», «слабый». Состав групп можно поменять только тогда, когда начинается работа над новым проектом. Успех группы, рассчитанной на длительное действие, зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе 3- Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.

Этапы проектной работы

Главное отличие между традиционной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса.

Полномасштабный проект включает несколько стадий.

Ι этап — подготовка и планирование в классе.

Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, просматривают «копилки», анализируют информацию, читают задания к проекту, распределяют роли, способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т. д.).

ΙΙ этап - выполнение проекта.

Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью, делают аудио- и видеозаписи, собирают печатный и иллюстративный материал. Важно помнить, что ребята будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе — сбор информации. Чтобы помочь детям в организации данного процесса, посоветуйте им определиться, что они хотят узнать; решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе; проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материал как проект группы.

Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроках. На обычных уроках учитель определяет язык, его содержание. В условиях проекта учащийся определяет содержание проекта и соответственно языковое содержание.

ΙΙΙ этап — возвращение в класс.

На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей, картинки, фломастеры и т. д. Ребятам предстоит ярко преподнести весь собранный материал, чтобы вызвать интерес у других школьников. В процессе работы возникает соревновательный момент.

ΙV этап — презентация проекта.

Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видеопоказ  или устная презентация. Польза для учащегося очевидна. Он (или она) работает над интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. Учителю рекомендуется доброжелательно принимать все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

Устная презентация всегда включает определенную долю риска для учащихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь им исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.

Приведем пример защиты проекта на уроке в 9 классе, цикл IV «Кем ты будешь?» Защита проекта на тему: «Система образования в России и странах изучаемого языка».

Organizer: Dear boys and girls! I'm pleased to welcome you in our Round-Table Meeting. We'll speak about the education system in the USA, GB and Russia. My name is... I'm the organizer of our meeting. Represent yourself.

Group 1

Pupil 1 — Nice to meet you. My name is... I represent Kensington Grammar School. I'm from London, Great Britain.

Group 2

Pupil 1 — Nice to meet you. My name is... I represent Washington High School. I'm from the USA.

Group 3

Pupil 1 — Nice to meet you, too. My name is... I represent Khabarovsk school №162. I'm from Russia.

Group 4

We are the group of correspondents from the newspaper «MOSCOW NEWS». Organizer: The aim of education is to develop children's talents to the fullest. The traditions of education differ in these countries. Could you tell us about school system in your countries?

GROUP 1 — Education in GB is compulsory and free for all children between 5-16. Nine-tenths of all children are educated in state schools. Compulsory education begins at 5, although some provision is made for children under school age and many pupils remain at school beyond the minimum leaving age.

GROUP 3 — Education in Russia is compulsory and lasts 11 years. Everyone in our country has the right to education. Every boy and girl in Russia must go to school, that is they must get a full secondary education. So, when they are 6 or 7 years old they begin to go to school.

GROUP 2 — The American system of school education differs from the systems in other countries. There are state public schools, private elementary

schools and private secondary schools. Public schools are free and the private schools are fee-paying. Each state has its own system of public schools. Most American children start their school at the age of 6 or 7. The period of compulsory education is 12 years.

В ходе урока учащиеся обмениваются информацией о системе образования в России и странах изучаемого языка, типах школ.

CORRESPONDENT: I want to tell you about Eton school as my friend has finished it (information about Eton school).

Eton

Eton is one of the oldest and best-known public schools for boys at the town of Eton, near Windsor, on the river Thames. Its students are largely from aristocratic and upper-class families. The school was founded in 1440.

Many outstanding people of Britain studied at Eton. Such as Percy Bysshe Shelley and Henry Fielding. Twenty of Britain's Prime Ministers were educated at Eton. Boys usually stay at Eton for five years (between the ages of 13— 18). Eton provides exceptionally fine teaching facilities, for example in science, languages, computing and design. There are two major libraries, College Library and School Library. The tutorial system allows pupils to choose their own academic tutors to supervise their work. The principal games are rugby and football, cricket and rowing. Athletics, swimming, golf, tennis, fencing, judo and karate are all very popular.

The boys are offered a very wide range of opportunities for spare time activities: art, sculpture, pottery and print-making, woodwork, mctalwork and silverwork; almost any musical instrument can be learnt.

Eton enjoys its advantages but it retains a friendly atmosphere which is possible when boys live and work in units of small size.

(Презентация на компьютере с показом  Этонской школы).

Ребята могут использовать плакаты, раздать слушателям план своей презентации, использовать музыку и т. д.

Остальные группы делают записи. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.

V этап — контроль.

Оценка проектной работы — нелегкое дело. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика.

Считаю, что есть два принципа оценки проектной работы:

1. Очевидно, что язык — это только составная часть всего проекта. Не стоит оценивать проект только на основе лингвистической правильности.

Оценку следует выставлять за проект в целом: многоплановость характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

2. Советую не исправлять ошибки в конечном варианте проекта. Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий, и, возможно, ученики захотят сохранить ее для себя. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Хотя, с другой стороны, вполне вероятно, что учащиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе, потому что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работа.

Так как же все-таки работать над ошибками?

Рекомендую ученикам делать черновой вариант проектной работы. Проверяю его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет.

Если есть ошибки в конечном варианте проекта записываю замечания на отдельном листе бумаги.

Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Нужно помнить, что любой проект — это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранного языка, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, творческое мышление, воображение, самостоятельность и другие качества личности. Проект — это также реальная возможность использовать знания, полученные по другим предметам, средствами иностранного языка. Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

Литература

1.        Байдурова Л. А., Шапошникова Т. В. Метод проектов при обучении
учащихся двум языкам // Иностранные языки в школе. - 2002. - №1. - С. 5.

2.        Брейгина М. Е. Проектная методика на уроках испанского языка //
Иностранные языки в школе. — 2004. — №2. — С. 28.

  1. Бенедиктова С. Л.  Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - №1. - С. 11.
  2. Гальскова Н. Д., Горчев А. Ю., Никитенко 3. Н., Соловцова Э. И.
    Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. - М.: Просвещение, 2002.
  3. Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - №5. - С. 38.
  4. Зимняя И. А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1999. - №3. - С. 9.
  5. Комаров А. С. Творческий подход к планированию урока английского языка // Иностранные языки в школе. — 2003. — №4. — С. 45.
  6. Ким И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения
    иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - №4. - С- 5.

9.        Матяш Н. Технологическое образование: методический аспект //Народное образование. - 2004. - №8. - С. 106.

10.        Теслина О. В. Проектные формы работы на уроках иностранного
языка // Иностранные языки в школе. — 2002. - №3. - С. 41.

Н. Туркина Н. В. Работа над проектом при обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. - С. 46.

12. Холодков Е. И., Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. -С. 100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые формы работы на уроках английского языка

Использование фонетических, грамматических и речевых игр на уроке...

Проектные формы работы на уроках английского языка

Организация коллективной учебной деятельности при работе УМК В.П. Кузовлева по разделу "Are you Happy at School " ( 7класс). Работа над проектом....

Активные формы работы на уроках английского языка

Современный урок ИЯ - это сложное образование. Проблемы повышения эффективного обучения ИЯ.  Решение многоплановых задач на уроках английского языка....

Статья на тему: "Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка"

Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка...

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка.

Метод проектов приобретает все больше сторонников главным образом потому, что он позволяет развивать активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знани...

Статья «Формы работы на уроках английского языка» (из опыта работы).

В современном мире изменился подход к образованию и воспитанию детей. Заинтересовать ребенка порой бывает очень сложно в условиях глобальной цифровизации и беспрепятственного доступа к использованию р...