Творческая работа «Игровая технология, как основная форма проведения урока английского языка в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)
материал по английскому языку по теме

 

В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение иностранному языку со 2-го класса. Обучение языку происходит исходя из часов, из федерального компонента учебного плана (2 часа в неделю). Предполагается деление класса на группы.

Сегодня существует немало интересных методик обучения английскому языку не как в системе знаний, а как альтернативному способу выражения мысли. Ребенок должен думать не о том, как сказать, а о том, что сказать. В нашей школе при обучении английскому языку используется УМК М.З.Биболетовой.

Программой предусмотрены множество игр, которые помогают детям избежать языкового барьера, снимают проблему запоминания лексического материала. Музыкальные аудиопостановки с интересной сюжетной линией и несложными заданиями захватывают детей так, что они забывают, что слушают не родную речь. Таким образом,  аудирование превращается из скучной обязаловки в увлекательное занятие.

Основной вид деятельности  у детей младшего школьного возраста – игра. Поэтому так важно использовать эту педагогическую технологию при обучении иностранному языку в начальной школе.

Игра – не просто важнейший вид деятельности детей этого возраста. Это еще и единственный способ создания в искусственной языковой среде ситуаций для естественного выражения мысли. Курс обучения, фактически, состоит из огромного количества различных игр, стимулирующих речевую активность детей.

Наверное,  поэтому, игровая технология или, как  еще называют дидактическая игра, наиболее распространенная педагогическая технология при обучении английскому языку в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_tvorcheskaya_rabota.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Творческая работа

 «Игровая технология,

 как основная форма проведения урока английского языка

 в начальной школе»

(Обобщение педагогического опыта)

Работы выполнила:

Учитель английского языка

Муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы  №10

Сергеева Светлана Владимировна

Арзамас

 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава I. Современные педагогические технологии……………………………………….. 4

     1.1.Виды технологий………………………………………………………………………7

     1.2.Дидактическая игра…………………………………………………………………….8

Глава II. Дидактические игры на уроках английского языка……………………………….13

  1. Фонетические  игры…………………………………………………………………13

1.2. Лексические игры…………………………………………………………………….16

1.3. Грамматические игровые упражнения……………………………………………..18

     1.4. Орфографические игры-упражнения……………………………………………….19

  1.  Игры для организации динамических пауз…………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………………………………………….22

Приложения……………………………………………………………………………………….23

Введение

     В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение иностранному языку со 2-го класса. Обучение языку происходит исходя из часов, из федерального компонента учебного плана (2 часа в неделю). Предполагается деление класса на группы.

В 2011 году переходим на стандарты второго поколения, и именно начальная школа будет переходить одной из первых.

Сегодня существует немало интересных методик обучения английскому языку не как в системе знаний, а как альтернативному способу выражения мысли. Ребенок должен думать не о том, как сказать, а о том, что сказать. В нашей школе при обучении английскому языку используется УМК М.З.Биболетовой.

Программой предусмотрены множество игр, которые помогают детям избежать языкового барьера, снимают проблему запоминания лексического материала. Музыкальные аудиопостановки с интересной сюжетной линией и несложными заданиями захватывают детей так, что они забывают, что слушают не родную речь. Таким образом,  аудирование превращается из скучной обязаловки в увлекательное занятие.

Основной вид деятельности  у детей младшего школьного возраста – игра. Поэтому так важно использовать эту педагогическую технологию при обучении иностранному языку в начальной школе.

Игра – не просто важнейший вид деятельности детей этого возраста. Это еще и единственный способ создания в искусственной языковой среде ситуаций для естественного выражения мысли. Курс обучения, фактически, состоит из огромного количества различных игр, стимулирующих речевую активность детей.

Наверное,  поэтому, игровая технология или, как  еще называют дидактическая игра, наиболее распространенная педагогическая технология при обучении английскому языку в начальной школе.

Рассмотрим подробнее, что же такое педагогические технологии и какие  их виды существуют.

Глава I. Современные педагогические технологии

Современная педагогическая технология — это профессионально-педагогический уровень преподавателей, обеспеченных в достаточном количестве качественными информационно-предметными средствами, и свободно владеющих ими.  

Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Ориентация на технологический подход с творческим поиском преподавателей базируется на аксиоматических подходах, суть которых сводится к тому, что строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и проектированию содержания (что?), организации и управлению учебным процессом (как ?), методах и средствах обучения (при помощи чего?), с учетом необходимого уровня квалификации преподавателей (кто?), методов оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). Приведенные критерии в их комплексном применении определяют сущность учебного процесса — его технологии.

Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Особого внимания заслуживают коррекция учебного процесса и диагностика качества.

Слово "технология" произошло от греческих «techne» — мастерство, искусство и "1оgоs" — понятие, учение. В широкоаспектном определении под технологией понимают совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. Базируясь на имеющихся в педагогической науке понятиях системного подхода к обучению, педагогическими технологиями уместно считать инструментарий достижения целей.

Педагогическую технологию отличает ряд принципиальных моментов таких как:

  1. Организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс.
  2. Содержательная техника реализации учебного процесса.
  3. Описание процесса достижения планируемых результатов обучения, т.е. достижения целей обучения.
  4. Процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы.

5.        Методологическая основа методики, поскольку методика,
как данность, находит в технологии свое обоснование и процесс

  1. Процессуальный, динамичный характер процесса обучения в отличие от методики, дающей вполне определенные конкретные рекомендации.
  2. Ориентация не на один предмет и на достижение одной цели, а на универсализацию подходов к изучению учебного материала.

8.        Ориентация на обучающихся, в то время как методика ориентирована на преподавателя.

Обратим внимание на таблицу сравнительной характеристики сущности "методики " и "технологии ".

Таким образом, представляется, что понятие "технология обучения" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей обучения, при котором достижение этих целей обусловлено управлением.

Педагогическая технология это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс  строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательную реализацию этих принципов в их объективной взаимосвязи и позволяющих полно проявляться личности педагога.

В этом и состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» отражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к осуществляющему их деятелю, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В.В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

– технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в ее основе лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологию процесса передачи знаний и технологии развития личности;

–технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

–технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

  1. элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой, гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
  2. органичной частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Рассмотрим следующее определение термина, предложенного Дмитрием Владимировичем Чернилевским : «Педагогическая технология — это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.» Иными словами, современные технологии обучения представляют собой системный подход проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения. Системный и широкоплановый подход определяет технологию обучения как педагогическую категорию, ориентированную на совершенствование дидактической практики, которая является решающим свидетельством в пользу ее эффективности.

Структурными составляющими такой системы являются:

  1. цели обучения;
  2. содержание обучения;
  3. средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства;
  4. организация учебного процесса;
  5. ученик;
  6. преподаватель;
  7. результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).

Таким образом, технология обучения предполагает управление дидактическим процессом, включающим в себя организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих действий, т.е. изменяет дальнейшую организацию деятельности в интересах достижения целей, определенных на основе образовательных стандартов.

Очевидно и другое: добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на некоего среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации.

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования — такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель—учебник—ученик была со всей решительностью заменена на новую:  ученик—учебник—учитель.

1.1. Виды технологий

  1. Технология трансформирования знаний, умений и навыков, или традиционная технология обучения, ориентирована на их передачу.
  2. Технология поэтапного формирования умственных действий была разработана на основе соответствующей теории П.Я.Гальперина.
  3. Технология коллективного взаимообучения (организованный диалог, сочетательный диалог, талгенизм – таланты и гении, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А.Г.Ривиным, его учениками и последователями (В.К. Дьяченко, М.Д. Брайтермен, А.С. Соколов и др.)
  4. Технология полного усвоения, авторами которой являются Дж. Кэрролл и Б. Блум, предполагает реорганизацию традиционной классно–урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время и содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
  5. Технология разноуровневого обучения позволяет создать педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Разработка этой технологии была вызвана тем, что традиционная классно–урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика.
  6. Технология адаптивного обучения – разновидность технологии разноуровневого обучения. Теоретические и практические аспекты этой технологии содержатся в работах А.С. Границкой
  7. Технология программированного обучения (Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.). Основное средство реализации технологии программированного обучения – обучающая программа. Она состоит из последовательных шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения учащимся определенной единицы знаний или действий. Каждый шаг программы обычно включает три кадра: информационный, в котором даются необходимые сведения об изучаемом знании или действии; контрольный – в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющий, в котором учащийся проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к следующему шагу. В зависимости от характера шагов программы различают следующие технологические системы программированного обучения: линейная, разветвленная, смешанная.)
  8. Технология проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего творческого мышления, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.
  9. Технология модульного обучения основана на парадигме, суть которой состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать (Т.И. Шамова).
  10. Технология гарантированного обучения, известная как педагогическая технология профессора Монахова, представляет собой модель совместной педагогической деятельности по проектированию и осуществлению учебного процесса
  11. Технологии активного обучения
  12. Дидактическая игра
  13. Технология дистанционного обучения
  14. Метод проектов
  15. «Портфель ученика»

1.2. Дидактическая игра

Среди педагогических средств активизации процесса обучения особое место принадлежит учебной дидактической игре, представляющей собой целенаправленную организацию учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими какой-либо деятельности.

Передовой опыт зарубежных педагогов, многочисленные исследования и публикации советских и российских педагогов (Ю.С.Арутюнов, Н.В.Борисова, ААВербицкий, САГабрусевич, Э.М.Мартузина, А.А.Соловьева и др.) подтверждают, что императивная педагогика* должна быть заменена педагогикой сотрудничества и развития, в основе которой лежит понимание того, что обучение выступает как средство развития индивидуальных качеств субъекта с помощью знаний, умений, навыков.

Такая педагогика кардинально меняет технологию обучения. Суть ее состоит в том, чтобы пробудить познавательную активность ученика, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Для этого школьник должен подходить к учебе как к творческому процессу, самостоятельно овладевать знаниями. А это, в свою очередь, требует такой технологии обучения, при которой учебные занятия сопровождаются, направляются, поддерживаются способами, активизирующими самостоятельную познавательную деятельность обучающегося.

Активные методы обучения (дискуссии, дидактические игры, моделирование жизненных ситуаций и др.) являются своеобразным полигоном, на котором ученики могут отрабатывать навыки в условиях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок школьников, проводимых при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной действительности.

Такая способность и обуславливает применение игровых методов обучения, в процессе которого обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в реальности. Отличие состоит в том, что ответы на вопросы, к каким последствиям приведут предпринятые действия, в игровых ситуациях дает модель действительности, а не сама действительность. Эта особенность и является основным достоинством игровых методов обучения, так как она позволяет: во-первых, не бояться отрицательных последствий для общества каких-либо неправильных действий обучаемых, а, наоборот, обращать это в пользу, так как приобретается опыт; во-вторых, значительно ускорять время протекания реальных процессов (например, то, что происходит в жизни в течение нескольких лет, можно сжать до нескольких часов); в-третьих, многократно повторять те или иные действия для закрепления навыков их выполнения; в-четвертых, поскольку действия выполняются в обстановке "условной" (модельной) реальности, раскрепостить поведение обучаемых и стимулировать их на поиск наиболее эффективного решения.

Учебная дидактическая игра с позиции игровой деятельности — это познание и реальное освоение обучаемыми социальной и предметной деятельности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов поведения по определенным, заложенным в условиях игры правилам, и на модели какой-либо деятельности в условных ситуациях.

Рассматриваемая с позиций учебной деятельности как сложная педагогическая технология, учебная игра представляет собой специфический способ управления учебно-познавательной деятельностью ученика.

Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также том, что она переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

Игра как метод обучения является нормативной моделью процессов деятельности. В частности, такой моделью является роль, содержащая в себе набор правил, определяющих как содержание, так и направленность, характер действий играющих. Игровой метод — это, прежде всего, исполнение роли по определенным, заложенным в ней правилам, а сами игры, используемые в обучении и воспитании, представляют собой ролевые игры.

Особое регулятивное значение в данном виде обучения принадлежит игровой проблеме: именно она составляет ядро игровой роли и обуславливает воспитательную и обучающую ценности той или иной конкретной игры. В игре именно проблема выступает источником развития, "приводит в движение" роль, она же создает проблемные ситуации игры.

Учебная дидактическая игра вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия всех ее участников при педагогическом руководстве со стороны преподавателя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения ими жизненных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.

Игра раскрывает личностный потенциал школьника: каждый участник может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Ученики становятся творцами не только конкретных ситуаций, но и "создателями" собственной личности. Они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению. В этом им помогает ученик.

Игра может быть рассмотрена и как технология групповой психотерапии, потому что на участника игры оказывает эффективное воздействие атмосфера группы, группового сотрудничества и поддержки. Он учится преодолевать психологические барьеры в общении с различными людьми, совершенствовать качества своей личности.

В процессе подготовки и проведения дидактической игры каждый ученик должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Учитель обязан помочь школьнику стать в игре тем, кем он может стать, показать ему самому его лучшие качества, которые могут раскрыться в динамике общения. Успех в имитируемой ролевой деятельности вызывает у исполнителей веру в свои силы и возможности, желание вновь пережить игровые ситуации, чтобы найти в себе нечто новое.

Учебная игра — это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется учителем. Если игра происходит в прогнозируемом режиме, учитель может не вмешиваться в игровые отношения, а лишь наблюдать и оценивать игровую деятельность детей. Но если действия выходят за пределы прогнозируемого результата, превышая границы "допуска", срывая цели занятия, учитель может скорректировать направленность игры, ее эмоциональный режим.

Игра может быть рассмотрена и как саморегулируемая система. Если обычные учебные занятия предусматривают общение учителя и ученика "по вертикали", когда учитель полностью диктует направление и режим работы, выявляя недоинформированность школьников по ряду вопросов, то отношения в дидактической игре между ее участниками складываются "по горизонтали". Она вырабатывает основу свободных, творческих отношений равно информированных партнеров. Учитель исключается из числа непосредственных партнеров, он как бы уходит на второй план, в среду зрителей; это обстоятельство снимает определенный психологический барьер общения, раскрепощает Школьников. Ребенок наполняет роль индивидуальными средствами самовыражения, борется за интеллектуальное признание в группе.

Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета учителя.

Опыт показывает, что любовь школьников к предмету зависит не столько от его содержания, сколько от личности учителя. Поэтому при планировании игровых форм обучения необходимо выяснить отношение учеников к учителю, например, путем анкетирования, которое расценивается ими как акг доверия, формирует их положительную преднастройку, заинтересованное отношение и ответственность за игровую деятельность.

Подготовка модели игры. Подготовка игры является многоступенчатой процедурой и зависит от ряда субъективных или объективных факторов. С целью облегчения процессов конструирования модели дидактической игры и придания ей гибкости используют модульный принцип, состоящий из последовательных блоков и входящих в них операций. Каждый блок характеризуется своими задачами, целями и результатами. Подготовительная операция — это однократные, логически обусловленные действия, направленные на достижение соответствующих данному блоку задач, целей и результатов.

Любая операция блока сопряжена с прогнозированием. Игровые действия участников неизбежно влекут за собой изменения в игровых ситуациях, сложный комплекс реакций играющих. Поэтому игра должна анализироваться учителем с различных позиций, чтобы деятельность учеников не стала непредсказуемой и неуправляемой. Чем больше игровых вариантов, тем более идеальной будет модель. При этом снижается вероятность ошибок самого учителя.

Таким образом, вся подготовительная деятельность должна строиться на прогностической основе. Прогнозирование при подготовке дидактической игры дает учителю возможность представить проблемную ситуацию, провести многовариантный анализ хода и результатов ролевых действий учеников; выявить вероятные типовые ошибки; определить серию приемов, направленных на стабилизацию психологического режима занятия; установить тенденции и закономерности развития игры с учетом состава участников.

В подготовке дидактической игры можно выделить следующие операции:

  1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может быть практически любой раздел учебного курса.
  2. Формирование целей и задач. Цели и задачи формируют с учетом не только темы, но и исходной ситуации. В одной ситуации, но с разными целями можно по-разному построить игру. Для этого надо соответствующим образом расставить акценты и сформулировать цели на каждом этапе или операции.

3.        Определение структуры. Структура определяется с учетом
целей, задач, темы, состава участников.

4.        Диагностика игровых качеств участников дидактической игры. Проведение занятий в игровых формах будет эффективно, если действия учителя обращены не к абстрактному ученику, а к конкретному человеку или глубоко изученной группе людей. Оптимизация обучения интенсивной работе преподавателя на стадии подготовки к занятию, выбора им приемов обучения и их организации.

Ученическая группа — это, как правило, сложившийся коллектив, в котором определены симпатии и антипатии. Поэтому целесообразно перед началом серии игр провести анкетирование школьников, что позволит увидеть и оценить игровой коллектив, как бы изучить, выявить то, что думают о себе сами исполнители ролевых функций, определить уровень претензий каждого участника, найти ему оптимального партнера и т.п.

5.        Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты.

В процессе конструирования любой дидактической игры необходимо реализовать принципы, представленные на рис. 1. Примером структурного построения игры может служить рис. 2

При подготовке к игровой деятельности следует соблюсти следующие методические требования:

  1. игра — логическое продолжение и завершение конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением к теме (разделу) или же завершением изучения дисциплины в целом;
  2. максимальная приближенность к реальным условиям;
  3. создание атмосферы поиска и непринужденности;
  1. тщательная подготовка учебно-методической документации;
  2. четко сформулированные задачи, условия и правила игры;
  1. выявление вариантов возможных решений указанной проблемы;
  1. наличие необходимого оборудования.

Важными параметрами структуры учебной игры являются ее конструктивные свойства, отражающие функциональное единство целей, структуры и содержания игры. В данном исследовании эти параметры выводятся из характеристики игры как развитой формы игровой деятельности и включают: исполнение роли, управление и самоуправление, рациональную организацию труда, принятие нестандартных решений, коллективное творчество, создание работоспособного коллектива, увлекательность, эмоциональность, осознание нехватки знаний, приобретение практических знаний и навыков, лидерство, общение, исполнение ролей, ценность результатов игры.

Увлекательная игра, обучающая принципам рациональной организации труда в профессии и дающая простор для самовыражения, удовлетворяет ее участников, стимулирует их самостоятельность и активность, потребность в приобретении знаний и навыков.

Увлекательность игры облегчает процесс усвоения знаний, делает его менее драматичным. Получение новых знаний, осознание того, что в игре получены искомые результаты, вызывает эмоциональный подъем участников.

Глава II. Дидактические игры на уроках английского языка

2.1 . Фонетические  игры

  1. Звуки и буквы

Цель: Научить детей произносить английские звуки без труда, усвоить алфавит.

Игра «Котята»

Ход игры. Выучить стихотворение.

Lapping Milk

Little Kitty laps her milk.

Lap, lap, lap.

Her tongue goes out

Her tongue goes in

Lap, lap, lap.

Little Kitty liks her milk.

Lap, lap, lap.

Oh? See her tongue

Go out and in

Lap, lap, lap.

Упражнение забавное и полезное для тренировки звука [l]. После слов «Lap, lap, lap» учитель делает паузу, чтобы дать возможность детям изобразить, как котенок пьет молоко.

Игра «Пчелки»

Оборудование: картинка с изображением двух пчел.

Ход игры: Учитель рассказывает детям, что одна пчела английская ( и это видно по ее костюму), другая – русская. Пчела английская жужжит [   ], а русская [  ]. Пчелки встретились на цветке и беседуют друг с другом, делясь с новостями. (Попеременно чередуем   [  ], [  ]).

Подвижная игра «Ниточка  - иголочка»

Ход игры. Учитель – «иголочка» (алфавит). Дети – «ниточка» (разные буквы алфавита). Учащиеся произвольно размещаются в кабинете (лучше на ковре), стоя по одному. Учитель проходит между учащимися, дотрагиваясь по очереди до каждого ученика. Игрок, до которого дотронулись, называет очередную букву (в алфавитном порядке) и присоединяется к «ниточке».

Правила. Если «ниточка» «рвется», учитель останавливается и игрок, повторив название буквы, присоединяется к «ниточке».

Если ученик забыл нужную букву, на помощь приходит «ниточка» (игроки), повторяя буквы с начала и до той, которую ученик не смог назвать.

Если учащихся мало, назвав свою букву, последний участник игры встает за учителем. Остальные игроки размещаются по кабинету. Игра продолжается, пока все буквы алфавита не будут названы.

Подвижная игра «Веселый поезд»

Оборудование: мягкие игрушки; шапочки с номерами.

Ход игры: Учитель присваивает номер каждому игроку соответственно номеру вагона. Играющие выстраиваются в один ряд согласно порядковым номерам, образуя поезд во главе с учителем. По команде учителя поезд начинает движение. Все движения сопровождаются определенными звуками. Каждому звуку подбирается соответствующий образ.

Пример: Поезд едет – [t], остановка – [o], гудок – [w].

Варианты игры:

- «Перекличка» (вагонов). Игроки называют свой номер вагона по-английски.

- «Движение с остановками» (или «Движение по заданному маршруту»). Маршрут задается мягкими игрушками. На разных станциях игроки собирают мягкие игрушки и рассказывают по-английски, что это за игрушки. Учитель руководит, называя номер вагона. Собрав все игрушки и повторив несколько раз звуки, по команде учителя игру можно закончить.

  1. Игры для формирования навыков аудирования

Цели: развить память у детей; тренировать способности к распознаванию отдельных речевых образцов.

Игра «Слушай и узнавай»

Ход игры. Игроки встают около парт. Учитель называет слово, фразу или словосочетание ( любой речевой образец). Учащимся надо обозначить узнавание данного речевого образца каким-либо движением: присесть, хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть и т.д. Остальные слова, словосочетания, предложения дети повторяют за учителем без выполнения каких-либо движений. Дети, допустившие ошибку, садятся за парту. Игру повторяют несколько раз с разными фразами.

Игра «Составь рассказ»

Оборудование: аудиозапись небольшого рассказа (5-6 предложений), в котором намеренно нарушена логическая последовательность.

Ход игры: Прослушав запись два раза, дети должны восстановить рассказ, получив очко за каждую верную перестановку предложений.

Пример:It saved me.

Once I went to the forest, I went alone.

But the dog knew the home very well.

Only my dog was with me.

Suddenly I lost my way.

Примечание. На первых этапах игру-задание можно проводить на материале известного детям текста.

Игра «Покажи мне»

Ход игры: Игроки стоят в кругу (или около парт). Водящий, показывая на себе любую часть тела произносит фразу: Show me your…hands (руки) (head, legs, nose и т.д.)

Дети повторяют ее хором. Водящий обозначает движением, что можно делать с помощью этой части тела (hands), (head, legs, nose и т.д.) и говорит: Clap! Clap! Clap! ( Хлоп! Хлоп! Хлоп!)

Игру можно повторить несколько раз, называя разные части тела:

Пример:

    Nose – smell                                      Hands – clap

    Head – nod                                        Legs – jump

    Mouth – eat                                       Arms – swim

    Fingers – count                                  Lips – kiss

2.2.  Лексические игры

Цель: закрепление и расширение словарного запаса по изучаемой теме.

Игра «Поймай и скажи»

Оборудование: мяч или мягкая игрушка.

Ход игры: Ученики сидят в кругу. Учитель, бросая мяч любому игроку, называет слово по-русски. Поймав мяч, игрок бросает его учителю назад, одновременно называя это слово по-английски.

Пример:

Учитель: кошка

Ученик: a cat

Варианты игры:

- Изменение числа

Пример:

Учитель: a cat

Ученик:  cats

Учитель: кошка

Ученик: a cat

 Игра «Раз - два»

Ход игры: Игроки встают в круг. Водящий (им может быть и учитель) присваивает каждому игроку «имя» (слово из пройденной лексики). Чтобы их запомнили, каждый должен еще раз по кругу назвать себя новым именем. Дальше начинается игра.

Игроки хором: «one – two»

Водящий: свое новое имя и новое имя любого игрока.

Хором: «one – two»

Игрок, чье имя было названо: свое «новое имя» и «новое имя» другого игрока и т.д., пока не будут названы все игроки.

Пример:

Хором: «one – two»        

Игрок: «bear, dog»

Хором: «one – two»

Игрок: «dog, cat»

Игра ведется в быстром темпе на счет 1-2. Если игрок называет себя и другого игрока не сразу или забывает имена игроков, он выходит из игры.

Варианты игры:

  1. Игроки, стоящие в кругу, отворачиваются друг от друга и игра продолжается.
  2. Каждому игроку можно присвоить два имени (два слова из словаря). Этот игрок называет два своих имени и одно из двух имен другого игрока. В этом случае ведется на счет 1 – 2 – 3.

Пример:

Хором: «one – two - three»        

Игрок: «dog, cat (свои имена), bear (одно из имен другого игрока).

Игру можно использовать для проверки домашнего задания или на этапе закрепления в конце урока.

Игра «Назови шестое»

Ход игры: игроки садятся в круг. Водящий начинает игру, перечисляя слова из изученной лексики, например, 5 видов спорта, 5 профессий, 5 школьных предметов, 5 животных и т.д. Тот, кого попросили продолжить перечень, должен быстро добавить еще одно название, назвать «шестое», не повторяя перечисленного прежде. Если отвечающий сразу называет 6-ое слово, то становится ведущим, если промедлит, то водящий остается прежний.

Пример: Rubber, ruler, chair, board…(pen).

Игра «Домино»

Оборудование: карточки с иллюстрациями (пройденная лексика). Несколько карточек с двойным изображением какого-либо объекта.

Ход игры: Игроки садятся в круг на полу на ковер. Каждому игроку раздается по 5 -7 карточек. Оставшиеся карточки кладут в центр. Начинает игру участник с карточкой, на которой двойное изображение объекта. Игрок кладет эту карточку и называет по-английски, что изображено на ней. Далее игра идет по правилам традиционной игры «Домино». Побеждает тот, у кого не осталось ни одной карточки. Остальные участники игры кладут свои карточки в центр круга, при этом называя по-английски, что изображено на каждой иллюстрации. Важно добиваться четкого проговаривания учащимися слов, изображение которых есть на карточке.

Подвижная игра «Море волнуется»

Ход игры: Сначала оговаривается тема живых картинок. Играть лучше на свободной площадке. Водящий отворачивается от группы детей и произносит: The sea is playing…one… The sea is playing…two…Игроки изображают каждый свой образ. После произнесения фразы: « The sea is playing…three…» Водящий поворачивается к игрокам и отгадывает каждого, задавая вопросы. Игра продолжается дальше. (Водящего можно поменять по выбору учителя).

Правило. Водящий может задать только тир вопроса.

Подвижная игра «Мы Вам скажем и покажем»

Ход игры: Игроки встают вокруг учителя на небольшом расстоянии. Каждой фразе, словосочетанию, слову соответствует какое-либо движение, показанное учителем.

Пример:

(тренируем слова приветствия «Hello», «Good bye»)

Слово «Hello» - дети должны присесть.

Слово «Good bye» - дети идут в одну сторону по кругу.

(тренируем предлоги «оn», «under»)

Слово «оn» - дети поворачиваются вправо.

Слово «under» - дети приседают.

Учитель старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и тоже слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову. Учитель может не стоять на месте, а двигаться вместе с детьми по кругу. Поскольку в этой игре ребята быстро устают, нужно контролировать ее длительность.

Правила:

  1. Ведущий должен называть слова не слишком часто.
  2. Выполняя движения, игроки должны хором проговаривать слова.

Это игра способствует более прочному запоминанию лексических единиц, сочетанию слов и движений.

2.3. Грамматические игровые упражнения

Цели:

  1. Отработка знаний, умений и навыков учащихся по наиболее сложным грамматическим темам.
  2. Формировать умение грамотно употреблять времена: Present Continuous, Present Simple, Past Simpl.

Игра «Что ты можешь?»

Оборудование: любой предмет (книга, мягкая игрушка и т.д.).

Ход игры: Учитель, показывая предмет, задает вопрос с модальным глаголом «can».

Пример:

Для примера возьмем книгу.

  1. What can you do with a book?

Дети по очереди отвечают все, что можно делать с книгой:

- We can read it.

- I can put it on my desk.

- I can take it.

- We can open it.

- We can close it.

Игра «День - ночь»

Ход игры: По команде учителя «night» дети закрывают глаза (можно положить голову на руки) и слушают задание учителя. По команде «day» учащиеся принимают положение «сидя за партой» и идет игра.

Варианты заданий учителя:

  1. Учитель говорит слово по-русски, дети переводят на английский язык.
  2. Учитель говорит предложение на английском языке, дети должны задать вопрос к нему или построить отрицательную форму.
  3. Действовать от простого к  сложному: учитель по-русски, дети, переводя на английский язык, составляют предложения.

Пример:

Учитель говорит: «кошка», дети переводят: «a cat»;

Учитель продолжает: «кошка умеет», дети: «a cat can»:

Учитель заканчивает простое предложение: «Кошка умеет есть», дети: «A cat can eat».

2.4. Орфографические игры-упражнения

Цель: отработать правописание английских слов.

Игра «Продолжи цепочку!»

Ход игры. На доске написано слово. Игроки по очереди (или делятся на команды) придумывают слова, записывают их на доске, произнося каждое слово по буквам.

Правила:

  1. Слова, начинающиеся на эту же букву
  2. Слова, заканчивающиеся на такую же букву
  3. Слова, подходящие по теме к данному слову
  4. Слова, имеющие сочетания букв (диграфы, дифтонги, трифтонги, сочетания согласных) такое же, как в данном слове.

Пример: with

I.                                        II.                                III.                       IV.

Without                             match                          mother                 under

Whit                                  birth                             father                   in

Игра «Гусеница»

Оборудование: Кружки с буквами на магнитах.

   Ход игры: На доске нарисованы гусеницы, состоящие из кружков. В каждом кружке только одна буква. В первой гусенице – короткое слово. Каждая следующая гусеница на 1 кружок больше (кружки пустые). Учащиеся по очереди выходят к доске и вписывают слова по правилам.

Правила: Слова должны начинаться на одну и ту же букву. Каждое последующее слово должно быть длиннее предыдущего на 1 букву.

Пример:

He               Her               Here                        Heart

Чередование различных видов деятельности стимулирует учебный процесс. Снять усталость поможет проведение динамических пауз.

2.5. Игры для организации динамических пауз

Игра «Гусь-утка»

Ход игры. Дети садятся на ковер, образуя круг, водящий идет по внешней стороне круга, дотрагиваясь до головы сидящего, говорит «Гусь» («Goose»), ребенок продолжает сидеть на месте; когда водящий произносит слово «Утка» («Duck»), игрок встает и бежит по кругу вместе с водящим (в разные стороны). Надо успеть сесть на свободное место, опоздавший – водит. Игра продолжается несколько раз.

Игра «Мышки в норке»

Ход игры. Дети размещаются по кабинету. По команде учителя «mice» ученики выполняют произвольные движения («мышки гуляют»).По команде «a cat» игроки должны присесть и прикрыть голову руками («спрятаться в норку»). Игра продолжается несколько раз.

Заключение

   Используя только традиционные методы обучения на уроке нельзя добиться желаемого результата. Игровой вид деятельности должен присутствовать на уроке.

    Еще В.А.Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    Ведь только благодаря применению игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе можно хорошо отработать сложные темы. Для этого мы используем различные виды игр:

  1. фонетические
  2. для формирования навыков аудирования
  3. для отработки лексического материала
  4. для отработки грамматического материала
  5. для отработки навыков правописания английских слов
  6. для проведения динамической паузы (физкультмининуток)  

     Таким образом, зная основной вид деятельности учащихся младшего школьного возраста, учитывая их возрастные и психологические особенности и используя игру, на уроке мы добиваемся  хорошей работоспособности на уроке, высокой активности, и достаточно высоких результатов по усвоению знаний, умений и навыков учащихся.

Список литературы

      1. . Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

2. Биболетова М.З. Программа по английскому языку 2-9 классы. - М. : Титул, 2006.

  1. Биболетова М.З. Книга для учителя. - М. : Титул, 2006.
  2. Биболетова М.З.Английский язык-2класс. - М. : Титу, 2006.
  3. Белогубец Е.Е. Физкультминутки на уроках английского языка в начальной школе // Английский язык.- 2006.  - №7.
  4. Дзюина Е.В. Поурочные разработки по английскому языку. – М.: Вако, 2007.
  5. Иванов Е.В. Дидактическая игра // Первое сентября. -2006. - №7.
  6. Жучкова И.В. Дидактические игры на уроках английского языка // Английский язык. – 2006. - №7.
  7. Мещерякова В. Я люблю английский. – М.: Чистые пруды, 2006.
  8. Шацких Е. Английский язык в стихах и картинках. – М.: Чистые пруды, 2006.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Творческие работы как средство самореализации личности ученика на уроках английского языка»

«Творческие работы как средство самореализации личности ученика на уроках английского языка»...

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Творческие работы как средство самореализации личности учащегося на уроках английского языка.

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития уча...

Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальной школе

Практика применения данной технологии на уроках английского языка показывает, что вместе учиться не только легче, но и интереснее и значительно эффективнее....