Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальной школе
статья (5 класс) на тему

Крячко Ольга Анварьевна

Практика применения данной технологии на уроках английского языка показывает, что вместе учиться не только легче, но и интереснее и значительно эффективнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

(МБОУ г. Иркутска СОШ №6)

                

664058, г. Иркутск, м-н Первомайский, 10 тел: 36-38-32

Применение технологии

обучения в сотрудничестве

на уроках английского языка

в начальной школе.

Учитель английского языка

Крячко Ольга Анварьевна

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Практика применения данной технологии на уроках английского языка показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Главная идея  обучения  в  сотрудничестве  -  учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить эти варианты применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии - при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:

•      группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый;

• группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;

•      оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); При этом,  можно предоставить учащимся самим оценивать результаты своего труда;

•      учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это бывает слабый ученик. Если он в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит,  цель достигнута и группа справилась с заданием.

Теперь представим себе фрагмент урока, на котором используется данная технология. Каждой группе дается одно задание на закрепление нового материала. Причем это задание дифференцируется по этапам: сначала дается задание только на проверку понимания, осмысления нового правила. При выполнении этого задания сразу выясняется, кто из слабых учеников, а может быть, и средних не понял новый материал. Он обязательно обратится к сильному ученику группы, так как знает, что далее последует ряд упражнений, один комплект на группу. Это упражнения на формирование грамматического навыка. Они могут выполняться в группе разными способами. В одних случаях каждый ученик может выполнять свое, определенное лидером группы для него задание, и затем все задания проверяются и обсуждаются всей группой. В других случаях группа может поделиться  на пары, и упражнение будет выполняться в парах (в этом случае возможно использование специальных упражнений для работы в парах с ключом, т.е. правильным вариантом ответа в карточке контролирующего ученика), но все равно в рамках базовой группы. После работы в парах также можно вернуться к работе  в базовой группе и дать возможность  еще раз обсудить успешность работы каждого. Когда работа закончена, учитель просит любого ученика из любой группы показать результаты работы и обязательно пояснить, почему выполнено именно так, а не иначе. Таким образом, любой ученик группы должен быть всегда готов отвечать грамотно и аргументировано по результатам совместной деятельности группы. Задания, разумеется, могут быть не только грамматического характера. Это могут быть задания на проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, подготовка к  тесту или контрольной работе, совместная работа по  проекту, по отработке орфографических навыков, работа над лексикой, пр.

 Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Но совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку  в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с  другом, обязательно на иностранном языке; учащихся с учителем,  в результате которого и возникает столь  необходимый  контакт.  Это  социальное  общение, поскольку  в  ходе  общения  учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли -  лидера,  исполнителя,  организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. В результате систематической и целенаправленной  работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики для каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ученику сформировать в своем сознании систему изучаемого языка.

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль  -  роль  организатора  самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой   деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования  речевых умений.

После первого опыта использования метода обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальной школе, становится, очевидно, что  учащиеся  ведут себя более  активно. Слабые ученики почувствовали уверенность в собственных силах. Они осознают  свою значимость: и от их усилий зависит успех всей группы. Полученная в итоге положительная оценка стала результатом усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к совместному труду и к учению вообще.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.

Применение данной технологии на уроках английского языка в начальной школе полезно и уместно в силу того, что в этом возрасте у детей еще недостаточно хорошо сформированы навыки общения, коммуникативная компетентность. Обучение в сотрудничестве способствует развитию умения общаться и конструктивно взаимодействовать со сверстниками, развитию чувства уверенности в межличностных отношениях, повышению уровня сплоченности, взаимности, удовлетворенности межличностными отношениями в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Игровая технология, как основная форма проведения урока английского языка в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)

В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение инос...

Обобщение опыта по теме:"Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка"

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения побудили меня использовать технологию обучения в сотрудничестве на своих занятиях. В своей пр...

Обучение речевому этикету на уроках английского языка в начальной школе

Одно из самых больших достояний человечества и удовольствий человека это общаться с людьми. Достичь целей в общении человеку помогает речевой этикет.  Любой изучаемый язык является источником вос...

Реализация передовой технологии обучения «Перевернутый класс» на уроках английского языка в средней школе

Практическое применение передовой технологии "Перевернутый класс" спримерамим видео уроков английского языка....

Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка

Материал содержит краткое описание технологии и показывает как на практике использовать разновидности технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка....

Исследовательская работа (форсайт-центр) Средства интенсификации обучения устной речи на уроках английского языка в начальной школе на примере темы “Мой питомец”.

Материал содержит микс средств, техник, направленных на повышение качества обучения и мотивации учеников начальных классов в разделе "говорение"....