Публичный доклад 2
материал по английскому языку по теме

Вареникова Тамара Викторовна

Доклад на тему "Применение информационных технологий на уроках иностранного языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnyy_doklad_2.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад подготовила учитель иностранного языка (англ.) Ольховской ООШ – Т.В. Кривонос

Используемая литература: журнал «Иностранные языки в школе» №8, 2007 год.

«Применение информационных

технологий на уроках иностранного языка»

        Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приёмами.

Основные виды работы с персональным компьтером (ПК) на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.

        Использование обучающих и познавательных программ на СD – наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во внеурочное время. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами: “Triple Play Plus”, “Euro Talk. Elementary”, “Euro Talk. Intermediate”, “Professor Higgins”, “Learn to speak English”.

        Маленькие дети познают свой первый, родной язык через игру – произнося звуки, пытаясь складывать из них новые слова, отгадывая названия предметов на картинках, повторяя за взрослыми стихи и разучивая песенки. Наверное, это самый естественный и приятный путь обучения. Данные программы предоставляют такую возможность.

        Овладение языком через игру – один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

        Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя её в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов.

        Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. В каждую программу заложена задача, желание решить которую создаёт позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо стороннего побуждения.

        Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Захватывающий характер приобретает работа, если вывести изображение с помощью проектора на большой экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер.

        Среди наиболее удачных программ такого типа надо отметить Triple Play Plus, вышедшую ещё в 1997 г. С её помощью можно обучать детей восприятию речи на слух, к тому же они учатся читать, правильно произносить на трёх уровнях, что даёт возможность учителю сравнивать (при наличии микрофона) речь учащихся с эталоном, а также ассимилировать анализируемый голос под особенности говорящего (выбор – мужчина/женщина/ребёнок).

        Наиболее успешно используемая часть программы – это описание внешности. Учащимся предлагается создать фоторобот представленного человека. При помощи мыши и микрофона можно собрать портрет и отработать всю лексику по описанию внешности. С большим успехом учащиеся 5 класса проводят коллективное обсуждение. Для более полной отработки темы в программе имеются и другие интересные варианты задач и игр. Выполняя задание по рисунку, который представляет собой мозаику частей тела человека, отрабатывается обширный словарный запас.

        На данном диске есть материал для описания жилища. С его помощью отрабатываются предлоги. Ребята должны найти карточки или предметы обихода, расположенные в комнате (кухне). На диске имеются следующие темы: Food and Drink; Numbers; Home and Office; Places and Transportation; People; Activities. На каждую тему предусмотрены три уровня.

        Среди наиболее широко известных программ на CD  - рекомендованный Министерством образования РФ компакт-диск «Профессор Хиггинс». Программа рассчитана на индивидуальную работу учащегося по фонетике и грамматике. Использовать эту программу на уроках со всем классом практически невозможно. Данный диск можно применять в следующих видах работ:

  1. Отработка фонетики (с микрофоном) на начальном этапе обучения.
  2. Постановка произношения пословиц и скороговорок (с микрофоном).
  3. Индивидуальный зачёт по изученным грамматическим темам, которые варьируются по уровню сложности, позволяя один и тот же грамматический материал отработать с учащимися разных классов, учитывая их подготовку. Надо отметить, что проведение такого вида зачётов дало довольно большой рост качества знаний, при оценке был исключён фактор субъективности учителя.

Диски Euro Talk имеют, как заявлено три уровня: Elementary, Intermediate, Advanced. Применяются они для индивидуальной отработки материала. Этот диск удобно применять на первых этапах обучения сначала с наиболее сильными учащимися группы. Часто возникает ситуация, когда необходимо отработать определённый материал, а более сильные ученики, уже усвоившие его, явно скучают. В этом случае их можно посадить за компьютер (в наушниках), и они будут работать. Здесь достигается сразу несколько целей:

  1. Разнообразятся виды работ для сильных учащихся;
  2. Большинство учащихся начинает стараться, чтобы выполнять индивидуальное задание в дальнейшем;

На старших этапах для всесторонней отработки лексических тем с успехом использовалась программа Learn to Speak English. Диски, состоящие из 30 тем-уроков, имеют большой набор диалогов, упражнений, игр на эти темы, а также видеоролики о городах США. Причём учитель может демонстрировать видеофрагменты с английскими субтитрами или без них. При использовании данной программы в течение двух-трёх уроков можно всесторонне отработать имеющиеся темы.

Применение в процессе обучения языку обучающих программ на CD – наиболее простое, не требующее больших затрат и серьёзной подготовки. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе Windows, без особых проблем может справиться с ними.

Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала. Эти программы могут являться главным подспорьем по обучению иностранным языкам. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом осуществляется личностно-ориентированное обучение.

Применение презентаций на уроках даёт возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает процесс воздействия. Подобный приём в значительной степени опирается на визуализацию, что ведёт к лучшему усвоению материала.

Однако подготовка такого вида программ требует определённой подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном же опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от одного до трех часов, в зависимости от сложности материала.

Из опыта работы  с презентациями в течение учебного года при введении шести грамматических тем в 5-8 классах можно сделать вывод:

  1. Концентрация внимания учащихся на вводимом материале приближается к 100%;
  2. Скорость и качество усвоения темы увеличиваются. Обычно уже на следующем уроке учащиеся почти безошибочно работают по пройденной теме;
  3. Повышается ответственность в учебе.

Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения материала были выставлены упражнения на закрепление. Эти упражнения учащиеся проделывали коллективом  прямо с экрана. Таким образом, презентация, оформленная звуковыми эффектами (например, аплодисментами при правильном ответе), становилась еще и мощным стимулом для работы. Поделенный на команды класс в режиме соревнования лучше усваивает материал любой сложности.

        Кроме Microsoft Power Point учебные материалы для использования на уроках можно создавать и в Microsoft Word. Успешно в практике обучения использовались документы и шаблоны для проверки запоминания лексики. Наличие спеллера у компьютера в данном случае выступает не облегчающим фактором, а вспомогательным средством обучения правильности написания, так как усиливает процессы запоминания визуального образа лексических единиц.

        Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

  1. Мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
  2. Они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
  3. Улучшают качество усвоения материала;
  4. Позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  5. Дают возможности избежать субъективности оценки.

Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

И всё же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приёмов и технических средств может дать желаемый результат.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад учреждения 2011 г.

Программа внеурочной деятельности основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопреде...

приложения к Публичному докладу 2011г.

протоколы заседания Управляющего совета, приказы о переходе на ФГОС, отзывы потребителей образовательных услуг...

Публичный доклад образовательного учреждения

публичный доклад образовательного учреждения...

Публичный доклад директора школы

О работе школы за 2011 год....

публичный доклад директора школы

Сведения об образовательном учреждении КГКСКОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ КШИ: сведения обособенностях образовательного процесса; цели и задачи деятельности; условия осуществления образовательного процесса; результ...

публичный доклад за 2010-2011 учебный год

Публичный доклад как директора школы представляет собой презентацию с кратким анализом результатов за 2010-2011 учебный год. Для презентации не случайно выбран фон с Алыми парусами - это символ испол...

Публичный доклад о работе за последних 3 года

Отчет о работе Елисеевой Елены Викторовны...