Сущность метода проектов в обучении иностранным языкам
статья по теме

Яковлева Юлия Александровна

Статья посвящена выяснению сущности метода проектов, его структуры, типологии и этапов проектирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущность метода проектов в обучении иностранным языкам

Тименова Ю.А.,

учитель английского языка

МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьска ЯНАО

Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции.

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося.

Метод проектов в последнее время приобретает огромную   популярность.   Каждый   же   учебный   предмет   имеет    свою    специфику   и соответственно   специфику   использования    тех    или    иных    методов, технологий  обучения.  Целью  обучения  иностранным   языкам   является   не система  языка,  а  иноязычная  речевая  деятельность,  причем   не   сама по   себе,   а   как   средство   межкультурного    взаимодействия.    Метод проектов  позволяет  творчески  применить  языковой   материал,  превратить уроки  иностранного  языка  в  дискуссию,  исследование.

Метод – это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического и теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (Полат, 2000:4).

Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск журнала и т.д.) (Зимняя, 1999:23).

В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы (Полат, 2000:4).

Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. американским психологом и педагогом Вильямом Килпатриком, хотя его и начали использовать значительно раньше. В. Килпатрик под методом проектов понимал «от души выполняемый замысел». Его типология проектов относилась практически к любой области: от построения механизмов до решения математических задач, изучения французских слов, наблюдений за солнечным закатом  или прослушивания сонаты Бетховена. По его мнению, проект имел 4 фазы: замысел, планирование, исполнение и оценку. В идеале все части проекта ученики должны были выполнять без участия учителя. Однако очень скоро она вызвала критику как со стороны «консерваторов», так и «прогрессистов». Дж. Дьюи, учитель и друг В. Килпатрика, подверг его концепцию резкой критике. Он считал, что проект должен быть совместной деятельностью учителя и учащихся.  Метод проектов, по его мнению, - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации (Полат, 2006:43-44).

        Проблемному  методу  много  внимания  уделялось  и  в   отечественной дидактике  (М.И.  Махмутов,  И.Я.   Лернер).   Однако   у   нас   проблемный метод  не  связывался  с  методом  проектов.  А  главное,  как   это   часто бывает  в   дидактике,   он   не   был   технологически   проработан.   Если метод  -  это  совокупность  операций  и  действий  при  выполнении  какого- то  вида  деятельности,  то  технологии  (имеются  в   виду   педагогические технологии)  -   это   четкая   проработка   этих   операций   и   действий, определенная  логика   их   выполнения.   Если   метод   технологически   не проработан,   он   редко   находит   широкое    и,    главное,    правильное применение    на    практике.    Педагогические    технологии    вовсе    не предполагают   жесткой   алгоритмизации   действий.   Они    не    исключают творческого    подхода,    развития    и    совершенствования    применяемых технологий,   но   при   условии    правильного    следования    логике    и принципам,   заложенным   в   том   или   ином   методе.   Метод    проектов предполагает    по    сути    своей    использование    широкого     спектра проблемных,   исследовательских,    поисковых    методов,  ориентированных четко  на  реальный  практический  результат,  значимый   для   ученика,   с одной  стороны,  а  с  другой,  разработку  проблемы   целостно   с   учетом различных  факторов  и  условий  ее  решения  и  реализации  результатов.

       Метод  проектов  нашел   широкое   применение   во   многих   странах мира    главным    образом    потому,    что    он    позволяет    органично интегрировать  знания  учащихся  из  разных  областей  при   решении   одной проблемы,  дает  возможность  применить  полученные  знания   на   практике, генерируя  при  этом  новые  идеи (Полат, 2000:6).

Для чего нужен метод проектов в системе образования? Прежде всего, для того, чтобы:

- выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией;

- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли (Полат, 2000:46-47).

Метод проектов, по мнению Е.С. Полат, - это комплексный метод, поскольку его реализация предполагает использование совокупности других проблемных методов: обучения в малых группах сотрудничества, «мозговой атаки», дискуссий, ролевой игры проблемной направленности, рефлексии (схема №6) (Полат, 2000:46-47).

Схема №6

Комплексный характер метода проектов

Е.С. Полат выделила основные требования к использованию метода проектов (Полат, 2000:6):

1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (организация путешествий в разные страны, проблема отношений между поколения, проблема обустройства дома и т.п.);

2) практическая, теоретическая значимость предлагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, программа туристического маршрута, план обустройства дома и т.п.);

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5) использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;  выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.).

        Исходя  из  этого,  можно  определить  этапы   разработки   структуры

проекта  и  проведения  его:

       1)   постановка учебной проблемы, требующей решения;

       2)  выдвижение  гипотез  решения  поставленной  проблемы,  обсуждение и  обоснование  каждой  из  гипотез;

       3)   обсуждение   методов   проверки   принятых   гипотез   в   малых группах  (в  каждой  группе  по  одной   гипотезе),   возможных   источников информации  для  проверки  выдвинутой  гипотезы;  оформление  результатов;

       4)   работа   в   группах    над    поиском    фактов,    аргументов, подтверждающих  или  опровергающих  гипотезу;

       5)  защита  проектов  (гипотез  решения  проблемы)  каждой  из  групп  с  оппонированием  со  стороны  всех  присутствующих;

       6)  выявление  новых  проблем.

М.Е. Брейгина считает, что главными целями введения в школьную практику метода проектов являются (Брейгина, 2004:28):

  1. показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
  2. реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножать знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;
  3. продемонстрировать уровень обученности ИЯ; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
  4. подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

В настоящее время учеными-методистами предлагаются различные варианты структуры проектирования и путей реализации метода проектов.

Рассмотрим типологию проектов, которая получила наибольшее распространение в практике обучения иностранному языку (схема №7) (Брейгина, 2004:28).

Схема №7

                              Типология проектов

                                 

 

       

        Для    нас    также представляет    интерес  типология,    представленная Е.С. Полат. Она выделила типы проектов в  соответствии  с   признаком   доминирующего   в   проекте   метода:

       1.  Исследовательские проекты.

       Такие проекты  требуют  хорошо  продуманной  структуры,  обозначенных целей,   обоснования   актуальности   предмета   исследования    для всех участников,  обозначения   источников   информации, продуманных   методов, результатов.  Они  полностью  подчинены   логике   небольшого   исследования и имеют  структуру,  приближенную  к  подлинно  научному  исследованию.

       2.  Творческие проекты.

       Творческие   проекты    предполагают    соответствующее    оформление результатов.   Они,   как   правило,   не   имеют   детально   проработанной структуры  совместной  деятельности  участников.   Она   только   намечается и  далее  развивается,  подчиняясь   принятой  группой   логике   совместной деятельности,   интересам    участников    проекта.    В    данном    случае следует   договориться   о    планируемых    результатах    и    форме    их представления.

       Следует   оговориться,   что   любой   проект   требует   творческого подхода,  и  в  этом  смысле  любой  проект  можно  назвать  творческим.

       Данный  тип  проекта  выделялся  исходя  из  доминирующего  принципа.

       3.  Ролево-игровые проекты.

       В  таких  проектах  структура  также  только  намечается  и  остается открытой   до   окончания   проекта.   Участники   принимают    на    себя определенные  роли,  обусловленные   характером   и   содержанием  проекта,

особенностью  решаемой  проблемы.

       Степень  творчества  здесь  очень  высокая,  но  доминирующим   видом деятельности  все-таки  является  ролево-игровая.

       4.  Информационные проекты.

       Этот   тип  проектов  изначально  направлен  на  сбор  информации   о каком-либо  объекте,  явлении;  ознакомление  участников  проекта   с   этой информацией,   ее   анализ   и   обобщение   фактов,   предназначенных   для широкой  аудитории.  Такие  проекты,  так  же   как   и   исследовательские, требуют   хорошо   продуманной   структуры,   возможности систематической корректировки  по  ходу  работы  над  проектом.

       Такие  проекты  часто  интегрируются  в   исследовательские   проекты и  становятся  их  органичной  частью,  модулем.

       5.  Практико-ориентированные  проекты.

       Эти   проекты   отличает   четко   обозначенный   с   самого   начала результат   деятельности    участников    проекта,    который    обязательно ориентирован  на  социальные  интересы  самих  участников.

       Такой   проект   требует   хорошо   продуманной    структуры,    даже сценария  всей  деятельности   его   участников   с   определением   функций каждого  из  них,  четкие  результаты  совместной  деятельности  и   участие каждого  в  оформлении  конечного  продукта.

       6.  Монопроекты.

       Как  правило,  такие  проекты  проводятся  в  рамках  одного учебного предмета.  При  этом  выбираются  наиболее   сложные   разделы   или   темы программы,   например,   в    курсе    ИЯ    это    темы,    связанные    со страноведческой,    социальной,    исторической     тематикой     и     т.п.

        Разумеется,   работа   над    монопроектами    предусматривает    применение знаний из  других  областей  решения  той  или  иной  проблемы.  Но сама проблема лежит в русле собственно филологического,   лингвистического, культурологического  знания.  Подобный  проект  также   требует   тщательной структуризации  по  урокам  с  четким  обозначением  не   только   целей   и задач   проекта,   но   и    тех    знаний,    умений,    которые    ученики предположительно  должны  в  результате  приобрести.   Заранее   планируется логика   работы   на   каждом   уроке   по   группам   (роли    в    группах распределяются   учащимися),    форма    презентации,    которую    выбирают участники  проекта  самостоятельно.  Часто  работа  над   такими   проектами имеет  свое  продолжение  в  виде  индивидуальных  или  групповых   проектов во  внеурочное  время.

       7.  Межпредметные  проекты.

       Межпредметные  проекты,  как   правило,   выполняют   во   внеурочное время.   Это   могут   быть   небольшие   проекты,   затрагивающие   два-три предмета,  а  также  достаточно  объемные,  продолжительные, общешкольные, планирующие   решить   ту   или   иную   достаточно сложную    проблему, значимую  для  всех  участников  проекта.

       Такие  проекты  требуют  очень   квалифицированной   координации   со стороны   специалистов,   слаженной   работы   многих   творческих    групп, имеющих    четко    определенные    исследовательские    задания,     хорошо проработанные  формы  промежуточных  и  итоговых  презентаций.        

        Разумеется,  в  реальной  практике  чаще   всего   приходится   иметь дело  со  смешанными   типами   проектов,   в   которых   имеются   признаки исследовательских   и   творческих   проектов,    например,    одновременно, практико-ориентированные  и  исследовательские.

        Всемирная сеть, электронные образовательные ресурсы могут стать хорошим помощником для учителя предметника, желающего расширить горизонты своих учеников, да и свои собственные. Умение включить международные Интернет-проекты в свой учебный план помогает педагогу сделать любую тему более увлекательной. Необходимость придерживаться определенного графика при выполнении проектных заданий, возможность коммуникации с реальными коллегами и сверстниками из разных стран мира дисциплинирует детей и взрослых. Нелюбимые прежде письменные задания становятся важным элементом мотивации учащихся.

        Проект «Круги обучения» - лишь один из многих, предлагаемых IEARN . Координатор проекта Барри Крамер (США) после регистрации на сайте «Круги обучения» согласно заявленным учителями уровням. Задания выполнялись в течение полугодия, по окончании работы ребят были помещены на международном сайте, и все получили Сертификаты участия.  

        Первый этап предполагает заполнение Опросов (Survey), цель которых – не только познакомить участников друг с другом, но и обучить их такому важному умению, как заполнение анкеты.

        Учителя и ученики выделяют темы, о которых им хотелось бы написать, проблемы, которые стоит обсудить. Основная работа над проектом заключается в написании нескольких эссе, как индивидуальных, так и групповых. После того, как все школы-участницы отослали друг другу заполненные анкеты, учителю не сложно выделить сходство и различие во вкусах и интересах учащихся. Регулярный обмен мнениями, информацией укрепляет навыки межкультурного общения, развивает коммуникативные навыки, расширяет междисциплинарные связи.

         Завершая обмен, старшеклассники самостоятельно форматируют электронную книжечку – итог своих трудов. Эта работа помещается на сайте. В течение всего полугодия ребята сохраняют устойчивый интерес к работе. Участие в проекте стабильно, письменные задания выполняют все школьники, независимо от уровня их знаний (Коптюг, 2008:29).

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:

  1. связь идеи проекта с реальной жизнью;
  2. наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;
  3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя.

Проект может быть как долговременным, полномасштабным, так и кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие. Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет три основный этапа (Таблица №3) (Сокол, 2008:17-18):

Таблица №3

Этапы проектирования

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовитель-

ный:

- мотивация;

- целеполагание;

- планирование.

- определение темы;

- выявление и анализ проблемы;

- уточнение целей конечного результата;

- выбор рабочих групп, распределение ролей в команде;

- определение источников инфор-мации, способов ее сбора и анализа.  

Уточняют инфо-рмацию; обсуж-дают задание; выявляют проб-лемы; выдвигают пути решения проблем; форми-руют задачи; рас-пределяют роли; определяют ис-точники инфор-мации.

Мотивирует уча-щихся; помогает в постановке це-лей проекта, вы-работке стра-тегии; опреде-ляет продолжи-тельность про-екта, масштаб вовлеченности учащихся (групп-па, класс, парал-лель).

Основной:

- принятие реше-

ний;

- выполнение про-

екта.

- обсуждение путей реализации проекта (brainstorm);

- определение целе-вой аудитории;

- определение способа представле-ния результата;

- сбор информации – интервью, опрос, наблюдение, экспери-мент;

Поиск необходимой информации:

- творческая переработка;

выполнение проекта.

Определяют тактику: обсуж-дают; выбирают оптимальный вариант способа реализации; работают с информацией.

Проводят исследования; синтезируют и анализируют идеи; оформляют проект.

Наблюдает; кон-сультирует; сове-тует (по просьбе учащихся); кос-венно руководит.

Наблюдает; направляет процесс анализа.

Заключительный:

- защита проекта;

- проверка и оцен-

ка результатов.

- подготовка и офор-мление доклада;

обоснование процесса проектирования;

объяснение полу-ченных результатов;

- коллективная защи-та проекта;

- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;

- анализ  достижения поставленной цели;

- оценка результатов, выявление новых проблем.

Защищают (пре-зентуют) проект.

Коллективный самоанализ про-екта и самооцен-ка.

Наблюдает, нап-равляет процесс защиты.

Участвует в кол-лективном анали-зе и оценке ре-зультатов проек-та.

Мы также считаем нужным воспользоваться советами Джейн Майлз, главного редактора журналов «Mary Glasgow Magazines», накопившей богатый опыт в области «activity based learning», которые мы находим чрезвычайно полезными для проведения уроков с использованием метода проектов.

PROJECT WORK: the role of the teacher

  1. You are there to support, advise and ask questions.
  2. Motivation comes from the students’ own interest not from you.
  3. You evaluate together how successful the project has been.
  4. Students follow their own plans and choose what to do.
  5. Students work because they enjoy it.
  6. You are there because they will sometimes use your experience and ideas.
  7. Project work enables pupils to discover things for themselves (Кузовлев, 2003:18).

Таким образом, выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету. Кроме того, работа над проектом разнообразит урок, развивает воображение, фантазию, мышление детей, обеспечивает условия для развития у школьников всех речевых умений.

Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся.  

Грамотное, осознанное применение метода проектов в совместной деятельности учащихся и учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную  по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.

Используемая литература

1.Азимов Э.Г. Материалы Интернета на уроке английского языка//Иностранный язык в школе, 2001. №1, С.96-101;

2.Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса. // Иностранный язык в школе. – 1996. №1. С. 48;

3.Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка // Иностранный язык в школе, 2004. №2. С. 28-32;

4.Вайсбруд М.Л. Методы обучения. Выбор за нами//Иностранный язык в школе, 2000. №2. С. 29-34;

5.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы, №6, 1995;

6.Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранный язык в школе, 1991. №3. С. 23-26;

7.Коптюг Н.М. Интернет-проект – важный элемент мотивации учащихся.// Иностранные языки в школе. -  2008. №5, С. 29-32;

8.Кузовлев В.П. Английский язык: Кн. для учителя к учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений / В.П, Кузовлев, Н.М.Лапа. – 4-е изд. – М.; Просвещение, 2003. – С. 18;

9.Ломакина О.Е. Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: Монография. – Волгоград: Перемена, 2003. – 299 с.;

10.Нинель Ю.П. Освоение учителем технологии проектного обучения // Школьные технологии, 2006. №6. С. 109-114;

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. №7, 2000. С. 151-157;

12.Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии, 2006. №6. С. 43-47;

13.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе, 2000. №2. С. 3-15;

14.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оратора // Директор школы, №3, 1998;

15.Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку //  Иностранный язык в школе, 2008. №1. С. 17-18;

16.Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. 2001. Cambridge: Cambridge University Press;

17.Richards J.C.. Rodgers T.S. 1995. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Метод проектов в обучении иностранному языку"

Использование проектных технологий на уроках иностранного языка...

Метод проектов в обучении иностранным языкам.

Основная идея использования метода проектов в обучении иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений, с простого ...

Статья "Метод проектов в обучении иностранному языку: теория и практика"

Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форм...

Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку

материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...

МАСТЕР -КЛАСС "Метод проектов в обучении иностранному языку"

Для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования...

Метод проекта при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся на основе УМК «Английский в фокусе 5» (“Spotlight 5”)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования проектной технологии при организации самостоятельной работы обучающихся средствами УМК «Английский в фокусе 5», подчеркивается особая роль...

«Младшие школьники – метод проектов в обучении иностранному языку»

   В современном понимании учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия ...