Содержание функций учебника иностранного языка на материале УМК "Spotlight" для 5 класса под ред В.Эванс, Дж.Дули
статья по английскому языку (5 класс) по теме

Антропова Светлана Анатольевна

Статья знакомит с основными функциями учебника иностранного языка и раскрываются отличительные особенности УМК "Английский в фокусе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_antropova_s.a.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА РАДУЖНЫЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6”

ВЫПУСКНОЙ РЕФЕРАТ

СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

« Содержание функций учебника иностранного языка (на материале УМК “Spotlight” для 5 класса под ред. В.Эванс, Д.Дули »

                                               Выполнила:  Антропова Светлана Анатольевна,

учитель английского языка,

первая квалификационная категория

г. Радужный

2013г.

Содержание:

Введение …………………………………………………………………. ..3

Основные функции учебника иностранного языка……………………. ..4

Отличительные особенности УМК «Английский в фокусе»………… .. 7

Заключение ……………………………………………………………      12

Список литературы ……………………………………………………… 13

  Последние десятилетия XX и начало XXI века ознаменовались глубокими изменениями политического, социально-экономического и социокультурного характера в российском обществе. Эти изменения оказали существенное влияние и на развитие образовательной сферы.

Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения.

 В этой связи, внедрение  ФГОС второго поколения преследует несколько ключевых целей. Две из них напрямую связаны с изучением иностранного языка. Во-первых, мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека.

Второй, не менее важный аспект, связанный с изучением иностранного языка, тоже имеет отношение к процессам глобализации. Мы все больше и больше окунаемся в мир, который породила информационная революция, – мир Интернета. И ключевая компетентность человека на сегодня – это не только сбор информации, но и ее анализ на предмет достоверности и идентичности, а также способность эту информацию отобрать и адаптировать для своих условий. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения. По мнению  Александра Кондакова, генерального директора издательства «Просвещение», руководителя группы разработчиков стандартов второго поколения, лозунг «я общаюсь – значит, я учусь» прежде всего, относится к преподаванию иностранных языков. [1]

Основные функции учебника иностранного языка

Учебно-воспитательный процесс в школе невозможен без учебника. С его содержанием учащиеся работают на уроках и самостоятельно. Учебник знакомит  с основными понятиями, категориями, содействует формированию  определённых взглядов, мировоззрения, убеждений и качеств  поведения личности, осуществляя одновременно образовательную, воспитательную и развивающую функции.  С другой стороны, технология обучения должна базироваться на обязательном учете родного языка и осознанном овладении детьми языком и предлагать такую систему упражнений, которые формируют речевую способность творчески пользоваться неродным языком как средством межкультурного общения.  Цели и содержание языкового образования, а следовательно, и учебник, их реализующий, определяются социальными факторами. Необходимо закладывать в дидактическое содержание учебника взаимосвязанное формирование коммуникативной и межкультурной компетенций ученика. Так, в учебнике английского языка должен быть представлен полилог культур: не только стран изучаемого языка (Британии, США), но и родной, а также других стран (например, Греции, Китая). Причем освоение лингвокультурного содержания детьми должно обязательно происходить с опорой на  народную культуру: сначала –« как у нас», а потом – «как у них». Будущего гражданина России необходимо воспитывать как субъекта своей культуры: воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свое ближайшее окружение, свою страну, уважение и интерес к другим языкам и культурам. Сейчас велика социальная потребность в изучении английского языка как языка международного общения – именно английский язык стоит во главе глобализации. Выбор учебника иностранного языка - это соотнесение его содержания и целей с условиями, в которых содержание и цели будут достигаться.

  • Цель обучения

Необходимо определить, насколько полно заявленные в УМК цели обучения соответствуют требованиям программы и государственного стандарта.

  • Адекватность упражнений

Каждым видом речевой деятельности ученик может овладеть только благодаря адекватным упражнениям именно в данном виде речевой деятельности: говорением – через деятельность говорения, чтением – через деятельность чтения.

  • Овладение речевым материалом

Овладение грамматическим, лексическим, произносительным речевым материалом осуществляется эффективно, когда соблюдаются принципы функциональности и ситуативности, стадии овладения каждой единицей, закономерности построения комплексов упражнений. При обучении важен контроль за овладением речевым материалом. Посмотрите, есть ли в конце каждого урока разделы для самоконтроля, разработаны ли  четвертные и годовые проверочные работы. Посмотрите, как продумана система подготовки  к  ЕГЭ.

  • Повторяемость материала

Чрезвычайно важным условием эффективного овладения речевым материалом является его достаточная повторяемость в пределах урока, цикла уроков, четверти, года обучения и даже последующих лет обучения.    

  • Индивидуализация обучения

При обучении необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ученика, развивать те его способности, которые играют ведущую роль при овладении  ИЯ (особенно на начальной ступени), учитывать интересы данного возраста.

Основу для индивидуализации закладывает учебник (УМК).  Если авторы позаботились об этом аспекте, то в «Книге для учителя» должно быть объяснено, какие способности ученика играют ведущую роль при обучении ИЯ по данному УМК.

  • Культуросообразный подход

Обучать языку вне культуры народ бессмысленно. Необходимо готовить учащихся к диалогу культур, воспитывать их в уважении к чужой культуре.

  • Связь учебника с другими компонентами УМК

Важное условие эффективности учебника – его связь с другими компонентами  УМК, обеспечивающая системность и целостность процесса обучения, а именно: электронная информационно-образовательная среда (интернет - поддержка УМК, учебные фильмы, электронные «Книги для учителя», аудиокурсы, методические портфели, другие электронные образовательные ресурсы,  расширяющие возможности печатных

учебников).[2]

Отличительные особенности  «Английский в фокусе» для 5 класса

Учебно-методический комплект по английскому языку «Английский в фокусе» (Spotlight) – совместное издание издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing”, предназначенное для общеобразовательных учреждений. В основе данного УМК лежат основополагающие документы современного российского образования: федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, новый федеральный базисный учебный план, примерные программы по английскому языку для начального, основного и среднего (полного) общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.    Помимо федерального компонента, «Английский в фокусе», будучи созданным в современном европейском образовательном пространстве, отвечает требованиям уровня А1 Европейских стандартов (Common European Framework/Общеевропейские компетенции владения иностранным языком).  С этих позиций,  обучающиеся по данному УМК становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между носителями разных языков и культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведет к более тесному сотрудничеству.

УМК «Английский в фокусе» –5 предназначен для учащихся пятых классов основной школы первого года обучения. Несмотря на то, что основная масса российских школ переходит на модель обучения со второго класса, решение вопроса о раннем обучении неодинаково в разных регионах страны по многим причинам, в частности, кадровым. Широкой практикой в большой части образовательного пространства страны остается начало обучения английскому языку в пятом классе.  Начиная обучение иностранному языку в пятом классе, учитель часто сталкивается с разноуровневым коллективом, поэтому «Английский в фокусе» –5 построен с учётом потребностей не только начинающих, но  и «псевдоначинающих» учащихся (falsebeginners), создавая возможности для успешной организации дифференцированного, индивидуализированного подхода к детям в классах с разным уровнем подготовки на начальном этапе обучения английскому языку.

Основными методологическими принципами УМК являются коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Главные цели курса полностью совпадают с зафиксированными в стандарте основного общего образования по иностранному языку. Это развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.

  • Отличительные особенности

Помимо уже упомянутых особенностей, к основным отличительным характеристикам курса «Английский в фокусе» в целом следует отнести:

  • аутентичность языковых материалов;
  • адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;
  • соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация, постановка цели, деятельность по достижению цели, самоконтроль, самооценка, самокоррекция;
  • современные, в том числе компьютерные технологии;
  • интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;
  • личностная ориентация содержания учебных материалов;
  •  включенность родного языка и культуры;
  • система работы по формированию общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
  • межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира;
  • возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса;
  • воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

Как видно, ряд характеристик напрямую совпадают с изложенными в федеральном компоненте основными направлениями модернизации общего образования в целом.

Учебник построен в соответствии с базисным учебным планом (3 часа в неделю) и рассчитан на 99 часов – «Английский в фокусе» –5;

Учебник «Английский в фокусе» –5 состоит из вводного модуля (Starter) и 10 тематических модулей, каждый из которых включает 8 уроков и один резервный. Вводный модуль (Starter) рассчитан на 9 уроков. Во вводный модуль включены элементы социокультурного характера (имена, названия стран) и элементарные коммуникативные ситуации (знакомство, приветствие, прощание). Здесь же школьники знакомятся с основными выражениями классного обихода. На стартовых уроках начинают формироваться умения, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: имитативное чтение сочетается с работой над чтением по правилам; работа над письмом идет от буквы к слову и предложению; усвоенные слова включаются в минимальный коммуникативный контекст.

Уроки культуроведения – как стран изучаемого языка (Culture Corner), так и России (Spotlight on Russia), представленные также в каждом модуле учебников 5 – 9 классов, обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной компетенции, способствуют реальному включению их в диалог/полилог культур. Вслед за Пассовым Е. И. и Сафоновой В. В., авторы глубоко убеждены в том, что учебник должен помочь школьникам осознать неповторимость и богатство своих культурных традиций, испытать гордость за свою Родину – все это играет огромную роль в становлении личности школьника. Особую роль в решении этой задачи играет раздел Spotlight on Russia, включённый в учебник в формате журнала для подростков. Помимо текстовых материалов о разных аспектах жизни родной страны, в том числе о жизни сверстников, журнал содержит вопросы для обсуждения и задания, направленные на составление рассказов самих детей о родном крае, их городе, поселке, школе, классе, на основе личных интересов и склонностей учащихся. И снова, следуя одному из принципов УМК, учащимся предлагается выйти за рамки урока английского языка, прислав свои материалы на сайт учебника. Интернет-страница - полноценный компонент УМК “Spotlight”, одной из многих функций которой является размещение писем и работ школьников, а следовательно, создаётся возможность для чтения, общения детей на английском языке вне урока.

Завершает каждый модуль материал для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся.  Разнообразны, в данном УМК  приёмы семантизации новой лексики – при этом все они основаны на активной деятельности учащихся, например, соотнесение слов (словосочетаний, предложений) с предметными картинками или объектами на сюжетной картинке, а также звуковыми образами в аудиозаписи (например, голоса животных в темах At the Zoo, My Pet). Лексические игры, кроссворды, задания, основанные на словообразовании, синонимах и антонимах,  поиск соответствий и аналогий в родном языке, категоризация и классификация (mindmaps, spidergrams) способствуют более лёгкому и интересному освоению лексического материала и развивают общеучебные умения и навыки учащихся.

Особое место на последней странице каждого модуля отводится рефлексии учебных достижений и способов деятельности – через рубрику Now I Can … in English. Формированию навыков самооценки и самоконтроля уделяется серьёзное внимание.

Учебник построен на интеграции всех видов речевой деятельности при освоении нового лексико-грамматического материала. Упражнения расположены в последовательности, способствующей наиболее успешному освоению материала.

Учебник составлен таким образом, чтобы он не только отвечал интересам учащихся, но и вовлекал их в активное изучение английского языка. Новые слова и структуры вводятся понятными и эффективными способами с помощью контекста, изобразительной наглядности, и т. д. Новый языковой материал представлен в контексте интересных живых диалогов. Разнообразие упражнений, текстов, анкет, опросников помогает учащимся легче и быстрее запомнить изучаемый материал.

Учащиеся чувствуют себя уверенными пользователями английского языка, благодаря грамотной организации языкового материала – постоянное «повторение без повторения» создает необходимые условия для прочного запоминания ЛЕ.[3]

       Заключение

Таким образом, к  числу традиционных задач, стоящих перед авторами учебников по английскому языку, таких, как обучение всем видам речевой деятельности в рамках иноязычной компетенции, прибавляются новые, возникающие вместе с изменениями в нашей жизни. В век информационного бума и всеобщей компьютеризации на страницах учебника должны появиться материалы, помогающие учащимся пользоваться новыми технологиями на английском языке. Кроме того, в связи с повсеместным переходом школы на сдачу выпускных экзаменов в формате ЕГЭ нужно не только познакомить учащихся с заданиями в этом формате по всем видам речевой деятельности, но и дать им возможность приобрести твердые навыки и умения в выполнении подобных заданий.  Итак, учебник иностранного языка  призван отобрать материал для изучения, ограничить и адаптировать его в соответствии с возрастом и возможностями учащихся, задать оптимальный темп изучения материала и разработать систему заданий, позволяющих учащимся овладеть необходимыми знаниями. Учебник также должен преподнести знания о языке, культуре, истории стран изучаемого языка и родной страны на соответствующем уровне.

 

Список  использованной литературы

  1. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования
  2. Примерные программы начального основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. www.ed.gov.ru
  3. Апальков В.Г. Английский язык, рабочая программа 5-9 класс пособие для учителей общеобразовательных школ http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=25798

  1. Английский язык, ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ,  М.: «Просвещение», 2008
  2. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 5 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010
  3. Ваулина Ю.В., Дули Дж. «Английский в фокусе», Книга для учителя, 5 класс, М.: Express  Publishing: Просвещение, 2009


[1]  А. Кондаков «Я общаюсь, значит, я учусь». Английский язык. Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню  М.: «Просвещение», 2008

[2] В.П.Кузовлев «Как выбрать учебник английского языка?»  Английский язык. Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню, М.: «Просвещение», 2008

[3] Ваулина Ю.В., Дули Дж. «Английский в фокусе», Книга для учителя, 5 класс, М.: Express Publishing: «Просвещение», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы, задания, упражнения при обучении иностранному языку (на материале учебника и рабочей тетради „Laguna В1“)

В данном файле содержится перечень приемов (таких как имитативный, репродуктивно-поисковый, репродуктивный, имитативно-поисковый и продуктивный). Каждому приему соотвествует пример задания и упражнени...

Краткое содержание глав сказок ‘Summary” к учебникам английского языка для 2-4 классов. В. Эванс, Дж. Дули, Н. Быковой, М. Поспеловой «Английский в фокусе»

Предложенный материал способствует развитию речи на английском языке. К каждой главе изучаемых в начальной школе сказок  составлен краткий пересказ (Summary)....

Рабочая программа по английскому языку на 2015-2016 для 5 класса. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., «Английский в фокусе».

Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 5 класс для основной школы составлена на основе:·        Федерального образовательного стандарта общего образова...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 6 класса к УМК В.Эванс, Д.Дули «Английский в фокусе» (“Spotlight”)

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного (общего) образования по английскому языку В.Эванс, Д.Дули включающей в себя компонент государственного стандарта обще...

СОДЕРЖАНИЕ НОВОГО УЧЕБНИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА /ФГОС/ авторов Кузовлева В.П. и др.

В работе рассматривается содержание и структура нового по ФГОСам учебника английского языка для 5 класса авторов КУЗОВЛЕВА В.П и др....

Тематический план и содержание учебной дисциплины Иностранный язык (Английский язык) по специальности СПО на базе основного общего образования: 36.01.02 «Мастер животноводства»

Наименование разделов и темСодержание учебного материала, лабораторных и практических работ, содержание самостоятельной  работы обучающихся, тематика курсовых  работ (проект) Объем часов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для 5-9 классов общеобразовательных учреждений к УМК «Английский в фокусе» для 5 – 9 классов Ваулина Ю.Е.,Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е.

Предлагаемая рабочая программа по английскому языку предназначена для 5—9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования...