Роль метода проектов в научно-исследовательской деятельности учащихся
статья по английскому языку по теме

Литвинова Тамара Алексеевна

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития обучающихся. Учитель  превращается в  консультанта, помощника на­чинающего исследователя. Одновременно в условиях иссле­довательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследо­вательскому подходу к учению и к жизни в целом. Одним из методов, обеспечивающих возможность включить учащихся в реальное общение на английском языке, является метод проектов. Задачей этого метода является  не только достижение того или иного результата, но и организация процесса  достижения этого результата. Учащиеся  индивидуально или в группах занимаются поисковой, исследовательской деятельностью. Проектная деятельность положительно воспринимается учащимися, она воздействует на их эмоциональную сферу, расширяет их кругозор, способствует развитию речевых навыков и умений, учит работать с информацией, осуществлять исследование и анализ. Участие в проекте даёт возможность каждому из  участников ответить на вопросы  «Что я могу? Как я могу?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_roli_metoda_proektov.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  метода проектов в научно-исследовательской  деятельности учащихся

Проведение научно-исследовательских работ  по  английскому языку имеет следующие цели: популяризация предмета; оценка уровня сформированности иноязычной компетенции учащихся, а также ознакомление их с новыми формами исследовательской деятельности (рефераты, проекты); повышение мотивации школьников в изучении английского языка; выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития лицеистов. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи, реализация исследовательских проектов различного уровня.

Если в традиционной образовательном  процессе  основная функция учителя –  преподавание, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план.  Учитель  превращается в  консультанта, помощника начинающего исследователя. Одновременно в условиях исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это  требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и, самое важное, – уметь заражать этим, ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме; уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав её проблемой самих детей;  уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.

Лицеист может ежегодно  менять проблематику научно - исследовательской  работы и тем самым расширять  свой  кругозор. Кроме того он может  переходить  от одного руководителя к другому и при этом  осваивать не только разную тематику, но учится разным стилям ведения научного поиска, расширяя тем самым свой научно- исследовательский репертуар.

Основными чертами, которые должны быть свойственны успешному лицеисту-исследователю, можно назвать следующие:  умение видеть проблему, умение разрабатывать гипотезу, умение наблюдать, экспериментировать и осознавать  то, что научно - исследовательская работа - это что-то новое с точки зрения методов, либо что-то новое с точки зрения результатов.    

С помощью  творческого подхода к проведению научно-исследовательских работ  мы можем повысить качество обучения и воспитания учащихся.

Одним из методов, обеспечивающих возможность включить учащихся в реальное общение на английском языке, является метод проектов. Задачей этого метода является  не только достижение того или иного результата, но и организация процесса  достижения этого результата. Учащиеся  индивидуально или в группах занимаются поисковой, исследовательской деятельностью. Необходимо  расширить  научные познания лицеистов  проектной  деятельностью, т.к. метод проектов (новых педагогических технологий) является эффективным способом обучения лицеистов для выполнения научно-исследовательской работы.

В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие  projectus  означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в лицее? Применительно к уроку английского языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, учащиеся не только  учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт научно-познавательной и учебной деятельности, но и реализуют свой интерес к предмету  через исследование и тем самым поднимают свой уровень образованности на более высокую ступень.  Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты.                                                                                                                                                                    

В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать свои знания, умений  ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий: 

1.   Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка,  так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3.  Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки

Проектно-исследовательская деятельность должна иметь свой собственный итоговый продукт. Под продуктом подразумевается любой вид отчётности.

Е.С.Полат, доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных  технологий обучения учащихся,  выделяет основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.   Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Для того чтобы разбудить у учащихся активную деятельность, им нужно предложить проблему  интересную и значимую, а также разнообразить методы осуществления  данного проекта (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции, создание собственного  журнала, подготовка макетов, постеров, викторин).

Существуют также другие виды проектов:

 Мини - исследовательские  проекты, например, «Рейтинг любимых каналов 9 классов» Составление различных коллажей, например, «Я и мои родители», «Мы и музыка»,  «Сохраним нашу природу», ролево-игровые, например, инсценировка сказок и песен. Конструктивно-практические проекты,  например, дневник наблюдений, создание игры и её описание. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны». «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по страноведению, например в 11 классе по теме «Австралия». Творческие работы: свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка). Издательские проекты:  стенгазеты, материалы для стендов, брошюры.

Начало проектной  деятельности школьников очень простое: обычно оно начинается с того, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например, «Портрет писателя», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо», «Школа будущего» или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» и другие.  

У детей  должно создаться  впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие. Можно предложить учащимся создание мини-проектов под названием Picture Poem. Предлагается нарисовать картину-стихотворение, так чтобы его форма была созвучна с его смыслом. Проект «Мы ищем следы английского в нашем городе» был задуман в контексте интеркультурного образования и осуществляется обычно в старших классах.  Учащиеся  предлагают  общую  проблему и те ее аспекты, которые показались наиболее интересными. Работа по выполнению проекта проводится в логике и согласно структуре исследовательского проекта. Отсюда целью этого проекта является изучение проявлений через английский язык англо-американской культуры в различных областях, на примере повседневной жизни. Объектом исследования  является процесс распространения  англо-американской культуры через английский язык в различные сферы жизни нашего города. Проведя исследование, мы убедимся, что культура других стран, в частности, англо-американская, неизбежно проникает во многие области жизни и вызывает к ней неоднозначное отношение. Защита проекта проходит в виде эвристического сочинения, которое должно отличаться глубиной содержания и включать выражение авторской позиции по изученному вопросу (авторские ремарки).

Проект,  посвящённый песням, «Пойдём вместе в страну песен».   Проект  может включать следующие задания:  соберите песни своей страны и других стран, сравните песни одной тематической  группы, напишите свою собственную, сделайте радиопередачу.

В качестве одной из форм проектной деятельности  можно предложить научно-практическую конференцию на английском языке. Основными идеями данного мероприятия могут быть идеи межпредметных связей, диалога культур, исследование и отработка лингвострановедческих понятий.  Детям предлагается ряд предметов и опыт выдающихся деятелей этих областей (англичан).  Например, в физике - И.Ньютон,  в биологии - Ч.Дарвин, в живописи У.Хогарт, в литературе - Д. Дефо  и т.д.  При поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом у учащихся полностью активизируется их творческая деятельность. Выполнение данной работы заставляет учащихся думать, анализировать, активизировать внимание и память. Собственные переводы стихов, комментарии к докладу на английском языке, компьютерные презентации и т.д. -  продукты данной деятельности.

Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания  могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. При этом проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку,  даже при опоре на минимальный языковой материал.

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

Учащиеся, осуществляя научно-исследовательскую деятельность  по английскому языку, очень часто сталкиваются с необходимостью использовать дополнительную информацию из  других областей гуманитарного образования, таких  как языкознание, психология, социология, история, литература, право, информационные технологии.

По окончании проекта проверяется  умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся становятся  более грамотными  и значительно расширяют свой словарный запас и его  употребление в речи.

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре.

Из  вышеизложенного следует, что проектная деятельность положительно воспринимается учащимися, она воздействует на их эмоциональную сферу, расширяет их кругозор, способствует развитию речевых навыков и умений, учит работать с информацией, осуществлять исследование и анализ. Участие в проекте даёт возможность каждому из  участников ответить на вопросы  «Что я могу? Как я могу?»

Получив первичные навыки научно-исследовательских  работ (доклады, эссе, рефераты, творческие проекты), учащиеся смогут использовать их затем в проведении серьёзных научных исследований в высших учебных заведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"

Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...

Проект "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Предлагаемая система позволяет организовать обучение уже с первых дней знакомства ребенка с данным предметом, причем без ущерба в усвоении содержательной стороны урока....

Предметный проект по математике для учащихся 6 класса по теме "Математика вокруг нас. Диаграммы"

Данный проект был разработан и проведен в рамках курса «Intel. Обучение для будущего».Проблемный вопрос проекта: «Действительно ли диаграмма является наглядным представлением информации?»Дидакти...

Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"

В педагогическом проекте изучено  и проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, установлен исходный уровень  развития мотивации личн...

Проект.Определение уровня тренированности учащихся 10 класса

Проект.Определение уровня тренированности учащихся 10 класса...

Проект « Развитие креативных способностей учащихся в процессе работы в научном обществе учащихся».

Цель проекта- повышение познавательной активности учащихся через углубленное изучение ими  специальных вопросов отдельных областей знаний...

Проект.Ориентируемся на местности,Учащиеся всех классов в мае учавствуют в данном проекте.Разбивается класс на группы и получает задание.По окончании ребята сдают план местности)))Который необходимо составить самим)))

Чтобы разноообразить уроки по географии,стараюсь научить детей правильно ориентироваться на местности,часто проводим уроки на свежем воздухе....