«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка»
проект по английскому языку по теме

Сафина Ольга Викторовна

«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках проектной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное использование информационно-коммуникативных  технологий  на уроках английского языка

На данном этапе развития российского образования основной задачей школы становится формирование социокультурной компетентности обучающихся. Широкое использование средств информационных и коммуникационных технологий на уроках определяет их стремительное внедрение в учебный процесс и способствует модернизации образовательного пространства школы.

Важной составляющей педагогического мастерства учителя в современных условиях становится его соответствие уровню развития науки и техники, его умению решать профессиональные задачи с применением ИКТ.

Так что же такое информационные технологии? ИКТ – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи» [1].

Информационные технологии, как правило, представляют собой такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.

Применение компьютеров на уроках иностранного языка существенно повышает интенсивность образовательного процесса. Интерактивное обучение с помощью обучающих компьютерных программ способствует реализации целого комплекса методических, педагогических, дидактических, психологических принципов, делает процесс обучения более интересным. Такой способ обучения дает возможность учитывать темп работы каждого учащегося. В это же время преобразуется ценностно-смысловая сфера обучаемого, увеличивается его познавательная деятельность, что, несомненно, способствует эффективному повышению уровня знаний и умений. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя в учебном процессе. Здесь необходимо тщательное планирование времени работы с компьютером, использовать его только тогда, когда этого требует образовательный процесс.

Таким образом «внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой» [4].

В обучении иностранному языку широкое использование получили мультимедийные технологии, основными средствами которых являются звук, текст, видео. Невозможно представить образовательный процесс без мультимедийных презентаций. Именно проектная деятельность – это значимая сторона использования информационных технологий на уроках иностранного языка. 

Метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта» [5].

Благодаря проектной деятельности учащиеся могут самостоятельно выбрать тему своей творческой работы, используя различные источники информации, выбрать способ ее демонстрации. Кроме того, с помощью метода проектов учащимся предоставляется прекрасная возможность использовать иностранный язык в ситуациях повседневного общения.

Проектная деятельность способствует совершенствованию навыков работы учащихся с компьютером и другими современными техническими средствами. Учащиеся осваивают электронные версии словарей, справочников, энциклопедий; расширяют языковые знания; повышают уровень практического использования иностранного языка.

Мультимедийные технологии наиболее продуктивно отвечают дидактическим целям урока. Учебный аспект предполагает осознание обучающимися учебного материала; развивающий аспект предполагает развитие познавательного интереса учащихся, творческих способностей, способностей к догадке, сравнению, сопоставлению, формированию заключений; воспитательный аспект способствует обеспечению  стимулирования речемыслительной деятельности учащихся и их социальной  активности.

Использование Интернет-технологий предполагает увеличение контактов, дает возможность обмениваться социокультурными ценностями, усиленно изучать иностранный язык, преодолеть коммуникативный барьер, развивать творческий потенциал.  

Итак, ресурсы Интернет можно применять:

- для поиска необходимой информации учащимися в рамках проектной деятельности;

- для самостоятельного изучения иностранного языка;

- для развития творческого потенциала учащихся (участие в различных конкурсах, викторинах, конференциях);

- для самостоятельной подготовки к ГИА, ЕГЭ;

- для дистанционного изучения иностранного языка под руководством педагога;

- для поиска необходимого материала во время подготовки к уроку, внеклассному мероприятию.

         К счастью, наше учебное заведение имеет лингафонный кабинет  с достаточным количеством компьютеров с доступом в Интернет, что позволяет более эффективно решить целый ряд лингводидактических задач.

                К данным задачам относятся:

- развитие умений аудирования с помощью оригинальных звуковых материалов глобальной сети; контроль правильности прослушанного материала;

- развитие рецептивных грамматических умений чтения, используя тексты Интернет разного уровня сложности; обучение технике чтения вслух; совершенствование лексических и грамматических навыков чтения; развитие умений выделения в тексте основной, второстепенной и других видов смысловой информации; контроль понимания прочитанного текста;

- развитие грамматических умений продуктивного письма; активизация грамматических навыков с помощью тестовых программ; использование справочно-информационной литературы по грамматике, в случае обнаружения ошибки;

- формирование навыков письма, отправляя ответы партнерам с помощью электронной почты; написание сочинений, эссе, рефератов и других видов работ совместного творчества;

- развитие умений говорения с использованием веб камер; развитие умений монологической и диалогической речи для обсуждения проблемы, представленной педагогом, учащимися на основе материалов Интернет;  

- пополнение лексического запаса учащихся с учетом социально-политического устройства общества, культуры и традиций государства; контроль уровня словарного запаса учащихся с помощью тестовых, игровых обучающих программ сети Интернет; использование электронных словарей и других информационных источников для оказания поддержки;

- развитие лексико-грамматических умений перевода; контроль правильности перевода; использование текстового редактора, системы машинного перевода с целью приобретения умения редактирования текста; использование электронных словарей, справочников, глоссариев для оказания справочно-информационной поддержки;

 - расширение кругозора учащихся на основе лингвострановедческого материала глобальной сети, включающий в себя особенности культуры, традиций страны изучаемого языка, речевой этикет, особенности речевого поведения народа в ситуациях общения;

- обучение различным видам анализа текста; развитие умений преодоления языковых барьеров самостоятельно; использование автоматических словарей, электронных энциклопедий и других справочников для оказания информационной поддержки с помощью экстралингвистической информации;

- формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка с помощью различных материалов сети Интернет.

                Однако, несмотря на все преимущества информационных технологий, они не могут полностью заменить учителя иностранного языка. Нельзя забывать о воспитательных функциях преподавателя, которые не могут быть реализованы ИКТ.  ИКТ – это способ поддержки познавательной деятельности учащегося.

Ниже приведены некоторые из мультимедийных программ для обучения английскому и немецкому языкам: “New Opportunities (Russian Edition) Intermediate Teacher's Book with Test Master CD-ROM” (издательство “Pearson Longman ELT”, 2007), “Профессор Хиггинс. Английский без акцента!” (издательство «Истра Софт»), мультимедийное пособие “Болек и Лелек учат немецкий” (издательство “Новый диск”, 2006), компьютерная программа “Немецкий язык. 6-11 классы” (Издательство “Учитель”, 2008), компьютерная программа “Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента” (издатель “”, 2007),  компьютерная игра “Дракоша и занимательный немецкий” (издатель “Медиа 2000”, 2006) и многие другие программы.

Обучающие программы по иностранному языку способствуют росту мотивации учащихся по предмету, развитию умений аудирования, чтения, говорения, письма, выработке навыков контроля и самоконтроля учащихся.

Однако большинство обучающих компьютерных курсов, имеющихся в продаже на сегодняшний день, не всегда отвечают требованиям учебных программ, поскольку, они предполагают индивидуальную работу, самостоятельное изучение иностранного языка.

Итак, применение информационных технологий на уроках иностранного языка включает в себя различные видеоматериалы лингвострановедческого характера, тексты для аудирования, создание проектов, мультимедийных презентаций, использование электронных словарей, энциклопедий, справочников и т.п.

Видами информационных технологий на уроках иностранного языка являются создание презентаций, проектов, сайтов, публикаций; разработка и создание дидактического материала; тестирование он-лайн; ведение телемоста с использованием веб-камер; электронная библиотека; мультимедийные курсы, использование Интернет-ресурсов.

Итак, использование ИКТ на уроках иностранного языка способствует формированию и совершенствованию общеучебных умений и навыков учащихся; расширению их языкового материала; проявлению самостоятельности в работе над учебным материалом; развитию творческого потенциала учащихся, их познавательной активности; созданию увлекательного урока.

Библиографический список

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – ИКАР, 2009.
  2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ. – 2007. – №8.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007.
  4. Информационные технологии в образовании-2007. Сборник научных трудов участников VII научно-практической конференции-выставки 30–31 октября 2007г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2007.
  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – № № 2, 3.
  6. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство/Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка"

Опытно-методическая разработка на тему:«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка(мультимедийные презентации и интерактивная доска)...

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и св...

Использование информационно-комуникационных технологий на уроках английского языка

Я, Морозова Людмила Владимировна , учитель английского языка, считаю, что цилю применения ИКТ на уроках английского языка - это раазвитие речевых компетенций, самостоятельности и мотивации. На своих у...

Мастер-класс "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка"

Данная презентация содержит описание опыта по использованию ИКТ на уроках английского языка....

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...