Развитие УУД
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Плохих Ирина Александровна

моя статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.А. Плохих,

учитель английского языка,

МКОУ «Сухочевская основная общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Развитие УУД   на уроках английского языка в начальной школе.

Современному обществу необходимы образованные уверенные  в себе люди, для работодателей - ценные развивающиеся кадры. В 2009 году был принят закон об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором с 1 января 2010 года был введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГОС НОО].

ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной  образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (п.1, ст. 7 закона РФ «Об образовании»). В основе освоения и дальнейшего внедрения ФГОС в российские школы лежит ясное понимание и реализация так называемых универсальных учебных действий (УУД). Это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Функции УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать: связь универсальных учебных действий  с содержанием учебных предметов; характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальном звене. Иными словами, в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться. [М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГОС НОО].

В 2012 году я прошла курсы повышения квалификации, организованные КИНПО  (ПК и ПП) СОО по теме « Технология формирования универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС НОО и  ООО». Пользуясь полученными теоретическими и практическими знаниями, я стараюсь постепенно осваивать ФГОС второго поколения.

Мне, как учителю английского языка, важно, что изучение иностранного языка будет способствовать формированию коммуникативной культуры обучающихся, их речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию эмоций. Младшие школьники приобретут элементарную способность, готовность общаться с носителями языка с учетом речевых возможностей и потребностей в разных формах: в устной речи, в письменной (использование ролевых игр, созданных ситуаций общения на различную, но доступную тематику).  Постепенно будут развиваться познавательные, речевые способности, внимание, мышление, личностные качества,  память и воображение. В свою очередь при изучении детского фольклора и художественной литературы обучающиеся приобретут ощущение  причастности  к детской культуре не только своей страны, но и совершенно другой чужой. Уверена, что у большинства детей появится дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран.

Считаю важным выполнение упражнений на формирование грамматических навыков на основе проведения аналогии с родным языком. Это: проведение викторин, ролевых игр, использование презентаций, проведение сравнительного анализа русских и иноязычных поговорок, пословиц, разговорных клеше.

Не стоит забывать, что в начальных классах  не рекомендуется давать больше девяти новых слов за урок. Формирование лексических умений следует осуществлять на основе цикличности, на основе принципа интегративности.  В течение урока я провожу оценку деятельности обучающегося, дать возможность детям оценить свою работу и работу своих одноклассников, используя оценочные таблицы, понятные и посильные детскому мышлению и восприятию. Современному педагогу нужно готовить ребенка к восприятию не только британского английского языка, но и американского английского, он обязан развивать социокультурную компетенцию обучающихся: получение географических знаний, история изучаемой страны с ее традициями с  особенностями менталитета, знания о знаменитых людях, пословицы, поговорки, литературные произведения. При изучении новой лексики, стараюсь дать ребенку возможность почувствовать свою значимость, предлагаю ему побыть переводчиком для иностранца, создав соответствующую разговорную  тему и ситуацию, привлеките одноклассников, предлагаю задание на исключение лишнего слова (ряд  из 4-5 слов с одним исключением по темам: цвета, фрукт и т.д.). Развить логическое мышление поможет принцип предвосхищения. Предложите ребенку досказать последнее слово в предложении. Я всегда помню, что, преподавая иностранный язык,  построение  уроков, программы следует производить на основании развития основных психических функций и лингвистических способностей обучающихся. В развитии  УУД важно развитие лингвистической способности, которая включает в себя:

- способность к дифференциации фонем, звукосочетаний, слов, словосочетаний (использование раздаточного материала, программ интерактивной доски, аудиозаписей);

- способность к дифференциации интонационных вопросов  (общий, разделительный, альтернативный, специальный, интонации перечисления, приказа, приветствия-прощания: использование упражнений с включением аудио отрывков диалога или монолога, создание проблемной ситуации, требующей коммуникативной реакции обучающегося);

- способность к имитации звуков, звукосочетаний, интонационных моделей, ритмического рисунка фразы ( использование различных форм взаимодействия учителя и ученика);

- способность к антиципации (предвосхищению: смысловому, по грамматической структуре: дополнение фраз по смыслу, рифме);

- способность к догадке по сходству звучания русского и иностранного слова, по синонимам (антонимам), по контекст [Тарасюк Н.А.].

Предлагаю вам примеры заданий, которые я стараюсь использовать для развития УУД на уроках английского языка в начальной школе:

- в класс пришел новый ученик. Разыграйте диалог с одноклассником по плану ( приветствие, представление, что любит делать, есть ли хобби и какое);

- прослушай диалог (телефонный разговор, разговор учителя и ученика). Выбери правильный ответ на вопрос, о чем говорили участники диалога;

-посмотри на картинку, расскажи, какие предметы находятся на картинке, какой форы и цвета. А что находится в твоей комнате?

- Прочитай текст, выбери правильный ответ, закончи предложение;

-напиши письмо  другу по переписке, который живет в Англии, США. Задай ему вопросы, при получении письма от друга, ответь на его вопросы;

- восстанови текст, используя слова в рамке, пройденные слова (активная лексика урока, временные формы глагола). [ под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О.Б.].

Мне часто помогает использование информационно-коммуникационных технологий. В современном мире печатных и электронных изданий, педагогу стоит обратить внимание на наличие образовательных программ, методических пособий, сборников заданий, презентации по различным топикам. Но не стоит забывать и о том, что предложение рынка не всегда соответствует нормативам и требованиям стандарта. Помните, что современный урок должен включать до десяти этапов у младших школьников. Стараюсь создать атмосферу для иноязычного общения,  постоянно стремиться к развитию универсальных учебных действий, к изучению языка на каждом уроке. Каждому  учителю следует способствовать   самостоятельной   формулировке темы, целей и задач урока обучающимися, помочь  осуществить самоконтроль и взаимоконтроль, формулировку затруднений и самостоятельную коррекцию ошибок,  предоставить возможность детям дать оценку деятельности по ее результатам, провести рефлексию, предоставить выбор домашнего задания с учетом индивидуальных возможностей.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что основным объектом выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока  «Выпускник научится»,  для каждой из учебной программы. На основании  проведенной работы учителем делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:

-Выпускник овладел опорной системой знаний и  универсальными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических  задач;

-Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Литература:

  1. Ковалёва Г.С, Логинова О.Б., Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение,2011.
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г.-М.: Просвещение, 2011.
  3. Тарасюк Н.А. Лекция по теме «Программа по предмету «английский язык», курсы повышения квалификации КИНПО (ПК и ПП) СОО  «Технология формирования и развития универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку в соответствии с преобразованиями ФГОС НОО и ООО».- Курск,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии

Картинный и речевой материал с шуточным  нелепым содержанием  в одинаковой степени  имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность  в работе с детьми с нарушени...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...