Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии
методическая разработка по теме

Картинный и речевой материал с шуточным  нелепым содержанием  в одинаковой степени  имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность  в работе с детьми с нарушениями  развития.  Не всем детям с нарушениями развития доступно понимание смешных историй про то, чего на свете не бывает. Это обусловлено  нарушениями,  как в мыслительной, так и в эмоциональной сфере.  Тем не менее,  возможно  обучение пониманию  речевых игр с нелепым шуточным содержанием  детей  с легкими интеллектуальными нарушениями (ЗПР), а также детей  с аутизмом (3-4 группа по классификации О.С. Никольской)  в старшем дошкольном возрасте.  Предложенные  игры способствуют уточнению, расширению   представлений об окружающем мире,  формируют коммуникативную  направленность речи,  способствуют  формированию  чувства юмора, а также являются способом  эмоционального  заражения и  заряжения   детей  с нарушениями в развитии, представляя  собой своего рода  метод «смехотерапии».  Предложенный  речевой материал  сочинен  автором  публикации и используется в практической работе.   Материал может быть использован  как специалистами,  работающими в сфере коррекционной  педагогики, так и педагогами, работающими с  дошкольниками  общеобразовательных  учреждений, а также  родителями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nelepicy.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

    Шуточные игры  в  развитии   социоэмоциональной  и  

        коммуникативной  сферы старших дошкольников    

      с нарушениями в развитии

                                Аннотация

Картинный и речевой материал  с шуточным  нелепым содержанием  в одинаковой степени  имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность  в работе с детьми с нарушениями  развития.  Не всем детям с нарушениями развития доступно понимание смешных историй про то, чего на свете не бывает. Это обусловлено  нарушениями,  как в мыслительной, так и в эмоциональной сфере.  Тем не менее,  возможно  обучение пониманию  речевых игр с нелепым шуточным содержанием  детей  с легкими интеллектуальными нарушениями (ЗПР), а также детей  с аутизмом (3-4 группа по классификации О.С. Никольской)  в старшем дошкольном возрасте.  Предложенные  игры способствуют уточнению, расширению   представлений об окружающем мире,  формируют коммуникативную  направленность речи,  способствуют  формированию  чувства юмора, а также являются способом  эмоционального  заражения и  заряжения   детей  с нарушениями в развитии, представляя  собой своего рода  метод «смехотерапии».  Предложенный  речевой материал  сочинен  автором  и используется в практической работе.   Материал может быть использован  как специалистами,  работающими в сфере коррекционной  педагогики, так и педагогами, работающими с  дошкольниками  общеобразовательных  учреждений, а также  родителями детей.

Большую  помощь в диагностической и коррекционной работе с аутичными дошкольниками  оказывают картинки, а также речевые игры с шуточным, нелепым содержанием. Игры, проводимые педагогом с особой экспрессией, способны заражать и заряжать детей эмоционально, поддерживать контакт детей с педагогом, побуждают детей  к общению,  как  с педагогом, так и  с кукольным персонажем   на индивидуальных занятиях и на занятиях в малых подгруппах (2-3 человека).  

«Нелепые ситуации» широко используются в практике исследования критичности мышления у детей и взрослых (А.Н.Бернштейн). Описала этот методический прием применительно к здоровым детям 5-7 лет и умственно отсталым С. Д. Забрамная.

Подробно описано  (С.В. Ихсанова) использование парных экспозиций, состоящих из верного и неверного изображения в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта. Картинки  и речевые задания с нелепостями способны тонко определить степень критического отношения к содержанию  картинки или текста, выявить  понимание закономерных отношений между  предметами и явлениями, их причинно-следственные зависимости.

Игры с нелепыми ситуациями развивают слуховое внимание, мышление, речь, чувство юмора  аутичных детей, выступая своего рода способом «смехотерапии».

Кроме  того, использование игр с  шуточным  «нелепым» содержанием  решает множество «психогимнастических» задач. Дети научаются различать, а позже и выражать различные эмоциональные состояния: радость,  удивление, восторг и пр.

        Нелепые ситуации в картинном, либо в стихотворном варианте по-разному воспринимаются  здоровыми детьми  и детьми с нарушениями в развитии.  Здоровые дети, прежде всего, эмоционально оживляются, начинают объяснять, в чем нелепость ситуации и говорят о том, как бывает на самом деле.  

Дети с нарушениями  интеллектуального развития не понимают нелепости в силу снижения интеллекта. Не с ходу понимают нелепость дети с аутизмом 3 группы аутистического дизонтогенеза. Некоторые дети 3 группы, поняв шутку, не зная меры, начинают неадекватно смеяться и по несколько раз ее повторять.

Дети с 4 группой аутизма могут понимать интеллектуальную основу нелепицы, но при этом не улавливают эмоциональный подтекст. Дети могут с серьезным видом рассуждать о том, что «напутал художник или поэт», но при этом могут совершенно не откликаться эмоционально.  Это тот случай, когда принято говорить о том, что кто-то «не понимает юмора».  Особенно плохо с развитием чувства юмора у детей 3-й группы.   Один наш ребенок 3-й группы, присутствуя  на  очень смешном кукольном представлении,  с периодичностью  громко повторял, обращаясь к воспитателю: «А мне не смешно…»  Лицо при этом у ребенка было  с оттенком  выражения  досады и грусти.  Он не  понимал, почему же все остальные дети в зале «ухахатываются».

Поэтому чувство юмора, умение шутить у этой категории детей необходимо  формировать. Это обогащает эмоциональную и интеллектуальную сферу чрезмерно серьезного аутичного ребенка.

Жанры малого фольклора издавна использовались людьми для развития детей. Потешки, как и русские народные сказки, всегда имеют какой-нибудь зачин: «как у наших у ворот…»  При   сочинении  речевых нелепиц мы использовали этот же принцип.  Мы также заимствовали строчку из произведения К.И.Чуковского: «Рады, рады, рады…»  Эта ритмизованная повторяемость нравится аутичным детям  (3,4 группы), обеспечивая им надежность от уже знакомого речевого материала.  Что  касается творчества  К.И.Чуковского, то в нашей практике   не было детей с  РДА (3,4 группа), которым не нравились бы произведения писателя.  Разница лишь в том,  что здоровые дети  слушают эти произведения  в младшем и среднем возрасте, а дети с аутизмом и с ЗПР  могут заслушиваться ими даже в подготовительной к школе группе.

При прочтении речевых нелепиц нельзя читать  их детям просто на прослушивание и запоминание.  Педагог (психолог)  должен отследить эмоциональную реакцию ребенка. Если видно, что ребенок не понял подтекст «перевертыша», надо начинать задавать ребенку  вопросы уточняющего характера.

При  обучении детей   пониманию речевых нелепиц-перевертышей  мы на начальном этапе   используем  нелепицы  в одном предложении. Так как они облегчают концентрацию внимания и осмысливание подтекста. Дети с большим интересом  откликаются на шутки, если они произносятся от имени игрушечного «Петрушки», «Клоуна».  Взрослый  одевает на руку куклу - рукавичку  «Петрушку» и от его имени  смешит детей. Например: «В одном огороде вырос красный огурец»,  или «На одном дереве осенью выросли синие листья».   Почувствовав, что ребенок  не «слышит»  нелепости в предложении, педагог (психолог)  должен задать вопросы: «А  огурцы бывают красного цвета!?»  «Какого цвета бывают огурцы!?» «Какие овощи бывают красные!?» и т.д. Задаем вопрос: «что напутал поэт, когда сочинял стишок!?»  Если ребенок не осмысливает речевую нелепицу, то с ним надо поработать, задавая уточняющие, подсказывающие вопросы. Вопросы могут касаться не только конкретной речевой нелепицы. Они могут иметь уточняющий характер, а также расширяющие представления об окружающем мире. И лишь потом следует переходить к стихотворным нелепицам-четверостишьям.

Речевой материал может быть подкреплен картинкой.                          

Речевые нелепицы  в одном предложении

1.В огороде вырос красный огурец.

Вопросы в случае, если ребенок не осмысливает нелепость:

А). Какого цвета бывают огурцы?

Б). А какие овощи бывают красные?

2.Осенью на дереве выросли синие листья.

А). Какого цвета деревья осенью?

Б). Какого цвета деревья летом?

В). Бывают листья синего цвета?

3.Летом дети в сапогах ходят по пляжу.

А). Что дети надевают летом  на ноги?

Б). В чем можно ходить на пляже?

В). Когда носят сапоги?

4. Зимой дети  в платьицах, и шортиках и панамах.

А). В чем ходят зимой?

Б). А когда можно ходить в  платьицах,  шортиках и панамах?

5.На дереве в дупле сидит ежик.

А). Кто должен сидеть в дупле?

Б). Где должен ходить ежик?

6.Белка несет на спине яблоко.

А). Чем питается, что ест белка?

Б). Кто может нести на спине яблоко?

В). Как ему удается нести яблоко? (Что помогает нести яблоко?)

7.Колобок сидит на носу у зайца?

А). У кого должен сидеть колобок на носу?

Б). А кого еще колобок встретил?

В). От кого он убежал?

8. У жирафа вместо пятен черно-белые полоски.

А). Как выглядит жираф?

Б). У кого бывают черно-белые полоски?

В). Где живут эти животные?

Г). А кто еще живет в жарких странах?

9. Слон ходит среди снега и льдин на Севере.

А). Кто должен ходить среди снега и льдин?

Б). А где живет слон?

В). А кто еще живет на Севере?

Г). А кто еще живет в жарких странах?

10. На пальме сидит белый медведь и ест банан.

А). Кто должен сидеть на пальме?

Б). Где должен находиться белый медведь?

В). Чем питается, что ест белый медведь?

Г). А кто питается  бананом?

11.На дереве выросли грибы.

А). Что должно расти на дереве?

Б). Где растут грибы?

12.В огороде выросли яблоки и груши.

А). Где растут яблоки и груши?

Б). Что растет на огороде?

В). Что растет в саду?

Г). Как называется, одним словом яблоко и груша?

Е). Как называется, одним словом помидор и огурец?

13. У коровы не  рога, а заячьи уши.

А). У кого бывают такие длинные уши?

Б). А что бывает на голове у коровы?

В). Какое животное заяц – дикое или домашнее?

Г). А корова?

Д). Какую пользу приносит корова человеку? Что она ему дает?

Е). Назови еще диких животных.

Ж). Назови еще домашних животных.

14. У снеговика вместо морковки банан, а вместо ведра на голове шапочка.

А). Что должно быть у снеговика вместо банана?

Б). Что должно быть вместо шапочки?

В). Банан – это овощ или фрукт?

15. У паровоза, который едет по дороге, троллейбусные «усы».

А). Где должен ехать паровоз?

Б). Что еще едет по дороге?

В). А где должны быть «усы»?

В). Как одним словом назвать троллейбус, автомобиль, поезд?

Г). Какие виды транспорта бывают?

Д). Назови виды наземного, водного, воздушного транспорта.

16.Красная шапочка в лесу встретила тигра?

А). Кого должна была встретить Красная шапочка?

Б). Зачем девочка пошла в лес?

17. На потолке в люстре вместо лампочки висит груша.

А). Что должно быть вкручено в люстре?

Б). А где должна быть груша?

В). Груша по форме похожа на яблоко? А на банан?

 

          Стихотворные  нелепицы-четверостишья

Беседы уточняющего, разъясняющего характера проводятся аналогично, как и с предыдущим видом заданий, отдельно с каждым сюжетом.

Как у наших то ворот,                                    Как у наших то ворот,

Сидит с перьями кот,                                   Есть еще один кот,

Ни мурлычет, ни лежит,                           Он не пьет молоко,

«Ку-ка-ре-ку!», -  лишь кричит.                  Он  летает высоко!

Как у наших то ворот,                        Как у наших то ворот,

Сидит  очень странный пес,                        Серый зайка  кофе  пьет,

Кости пес не грызет,                                Он не хочет есть капусту,        

Хочет пес есть овес.                                Говорит: «Она  не вкусна!»        

Как у наших то ворот,                         Как на нашей на конюшне,        

Поселился бегемот,                                Живет странный жеребенок,

С длинным хоботом он,                        Лишь подымится спросонок,

Только вовсе он не слон!                        Просит груши он и вишни.

Как у нас во дворе,                                        Как у нас во дворе,

Жили козочки две,                                        Жили курочки две,

Козы мясо все жевали,                                Куры косточки клевали,

Лаять не переставали.                                В конуре потом лежали.

Как на лавочке у нас,                                К нам подсела как-то рыба,

Сидит в клеточку жираф,                                Рыба много говорила:

Говорит жираф слону:                                «Мяу! Му! «Гав!» «Хрю!

«Жить на Севере хочу!»                                Жить в реке я не хочу!»

     Рады, рады, рады…

Рады, рады, рады,                                             Рады, рады, рады,

Могучие дубы,                                        Пушистенькие елки,

Что у них от радости,                                Что у них от радости,

Поспели огурцы.                                        Красные иголки.

Рады, рады, рады,                                Рад и тополь, рад и клен:        

Прекрасные каштаны,                        «Вырос сладенький лимон!»

Что у них на ветках,                                Он на веточке висит:        

Уселись обезьяны.                                «Съешь меня», -  он говорит.

 Рады, рады, рады                                                   Рады наконец-то,

Красные тюльпаны,                                         Кленовые  листочки

Что зимой  и осенью,                                 От того, что синие,

Их  срывает Ваня!                                          Осенью в  лесочке!

Рады, рады, рады,                                Рады, рады, рады, 

Пчелы и шмели,                                Снегурка с Дедом  Морозом

Что зимой летают,                                Летом  нашим детям,

Не ждать им до весны!                        Подарят паровозы!

Рады, рады, рады,                                Рады, рады, рады,

Наши малыши,                                Наши все ребята,

То, что катят летом,                                Что зимой раздетые                        

Саночки с горы.                                Сгребают снег лопатой.

                                     Литература:

1.Ихсанова С.В. – «Нелепые ситуации» в работе по изучению особенностей  мышления  детей  с нарушениями  интеллекта. // Дошкольное воспитание. – 2000. -№4.

2.Ихсанова С.В.–Особенности формирования социоэмоциональных и коммуникативных навыков у старших дошкольников с аутизмом. - Материалы Всероссийской научно – практической конференции 6-7 октября в сборнике «Психологическое развитие современного человека в аспекте клинической психологии». ЧелГу, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы по формированию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха (4-5 год обучения)

Работа по формированию и воспитанию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха запланирована в разных видах деятельности: игры, труд, чтение, индивидуальные и групповые беседы. Так ж...

Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия.

Данная методика развития фонематического восприятия посредством ассоциативных образов способствует всестороннему восприятию детьми речевых звуков, формированию целостно-динамического образа фонем....

Конспекты занятий по авторской методике "Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия".

Каждое занятие-это либо сказочная история, либо увлекательное путешествие, представленные в стихотворной форме....

Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...

Формирование межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития на психокоррекционных занятиях

Формирование межличностных отношений у старшихдошкольников с ЗПР на психокоррекционных занятиях...

Педагогические условия воспитания нравственных качеств у старших дошкольников с нарушением слуха и лёгкой умственной отсталостью

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и буде...

консультация для родителей "Развитие зрительно - моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения"

В консультации описывается опыт работы по использования вышивания на картоне с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими зрительные нарушения....