Проектная деятельность на уроках английского языка как способ формирования критического мышления.
статья по английскому языку (9 класс) по теме

Жарких Елена Владимировна

в данной статье автор описывает свой опыт работы по технологии проектной деятельности на уроках английского языка в старшей профильной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                            Жарких Елена Владимировна

                                                                                                              Учитель английского языка

                                                                                                МБУ гимназии №39 «классическая»

«Проектная деятельность на уроках английского языка как способ формирования критического мышления».

Основной задачей модернизации образования в России является обновление качества образования. Качество образования - это мера соответствия образовательного результата запросам личности, общества и государства. П. 8 ФГОС Основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897) устанавливает основные требования к результатам современного образования и определяет компетентностно-ориентированный подход в их достижении. Среди прочих ключевых компетенций, которыми должен овладеть современный выпускник, называется и критическое мышление.

Таким образом, в аспекте модернизации образования перед каждым учителем существует потребность  создать такую образовательную среду и найти такие методы работы,  которые бы успешно достигали заявленные результаты, а именно мотивировать и инициировать к самостоятельному действию; где бы обязательно  присутствовал момент обучения способам мышления, понимания или действия, которые соответствуют самостоятельному движению учащихся; где бы учащиеся должны были как-то представить и апробировать их.

          Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора»[1].

          Так что же такое «критическое мышление»? Приведем цитату авторов разработчиков технологии Развития Критического Мышления, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление» [  ].

           Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

            В системе обучения иностранному языку  в профильном классе старшей школы большое внимание уделяется  развитию критического мышления.  Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы. Роль учителя в данном случае – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.  

В своей работе для развития критического мышления мы решили не останавливаться на простой работе с текстами и дискуссиях, а  вполне успешно воспользовались методом проектов. Инновационность нашего метода заключается в том, что проектная деятельность будет осуществляться на основе аутентичных текстов. Так в 10 профильном классе, в соответствии с рабочей программой по английскому языку было выделено по 2 часа проектной деятельности по окончании изучения каждого модуля. Мы решили объединить эти часы в один масштабный проект. Тема проекта была предложена самими учащимися – это творчество легендарной британской группы «Битлз». Таким образом, рассмотрим подробнее, на каких этапах работы над проектом осуществлялось развитие критического мышления. Соотнесём в таблице этапы развития критического мышления с этапами работы методом проектов:

Технология развития критического мышления

Технология работы над проектом на уроке английского языка

  1. Первый этап – «ВЫЗОВ» 

Задачи:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

  • пробудить к ней интерес;

  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

  1. Первый этап: «Разработка проектного  задания»   (1 урок).

Задачи: 

  • посмотреть 25мин. фильм по теме.
  • побеседовать о том, что уже известно учащимся по данной теме, а что нового они узнали из фильма
  •  обсудить   в чём заключается актуальность темы для самих учащихся
  • Сформулировать тему проекта, уточнить цель и задачи  проекта, решить, что учащиеся хотят получить в результате своей работы;
  •  выработать стратегии  реализации проекта, определить источники информации.

  1. Второй этап – «ОСМЫСЛЕНИЕ» – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Задачи: 

  • получить новою информацию;
  •  осмыслить;

* соотнести новую информацию с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

*  поддержать активности, интерес и инерцию движения, созданной во время фазы вызова.

      2. Этап: “Разработка проекта"    

                        (2 урока).

( работа с аутентичными текстами).

Задачи:

  • Собрать и уточнить необходимую

информацию, используя аутентичные тексты.

  •  Осмыслить.

(в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

  •     Выбрать  оптимальный объём и      

                содержание информации для

                осуществление проекта.

  • Уточнить план выполнение проекта,

(Выбор рабочих групп и распределение в них ролей,  постановка задач.)

  1. Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ: 

Задачи:

  • выражать новые идеи и информацию  собственными словами;
  • целостно осмыслить и обобщить полученную информацию на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения

            материала

  •  выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

       3 этап: «Оформление проекта»

(3 урока – разработка сценария открытого урока и его воплощение)

Задачи ученика: Самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, групповая, парная), анализ, обобщение, синтез идей, работают над проектом и оформляют проект.

Задачи учителя: Наблюдает, консультирует, советует.

       4 этап: «Оценка результатов»

                            (2 урока).

Урок 1 -  Защита проекта: «Открытый урок»

Урок 2 – Анализ и оценка выполненного проекта

Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, оценка полноты поставленной цели.

Ученики участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке, ставят новые цели.

        Результатом проектной деятельности учащихся стала музыкально-драмматическая постановка под названием «Битломания», которая была показана в других старших классах с целью совершенствования языковых знаний и речевых умений, расширение кругозора учащихся и воспитания интереса к культуре стран, изучаемого языка.

         Результатом  педагогической деятельности стало овладение учащимися навыками критического мышления при работе с аутентичными текстами. Учащиеся научились стратегиям работы с аутентичным текстом, научились ставить перед собой цели, формулировать задачи и критически подходить к отбору содержания и объёма информации для реализации своих замыслов, научились выделять главное, формулировать и переформулировать возникающие идеи. А также научились критически оценивать достигнутые результаты, анализировать причины полученных результатов.

         Таким образом, мы продемонстрировали, что метод проектов является отличным инструментом для формирования критического мышления. А значит не стоит им пренебрегать в своей работе, в то время как государство ставит перед нами задачу  воспитания компетентной личности, умеющей критически мыслить и самостоятельно строить свою жизнь.

Список используемой литературы:

1. Дьюи Дж. .Психология и педагогика мышления. – М.:Совершенство, 1997. – 203 с.14.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.:

    Издательство «Альянс Дельта», 2003. – 389 с.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М.:    

    Просвещение, 2004. – 361 с.

4. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и

    методические приёмы // Директор школы. – 2005. - №4. – с. 66-72.

5. Коржуев А.В, Рязанова Е. Критическое мышление: как соблюсти меру?// Высшее образование в России.- 2002. - № 3. – С. 142-145.

6. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Изд-во “Питер”,2000. - 512с.


[1] Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. С.121.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Доклад "Проектная деятельность на уроке английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей."

Доклад "Проектная деятельность на уроке английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей."...

Доклад "Проектная деятельность на уроках английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей"

Доклад на ШМО по тме "Проектная деятельность на уроках английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей"...

Проектная деятельность на уроках английского языка, как средство формирования метапредметных результатов.

Проектная деятельность.Определение, цель, этапы и реализация на практике....

Урок английского языка (с использованием технологии критического мышления), учитель Фарафонова А.П. УМК: Английский в фокусе, 5 класс. Авторы: Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Просвещение, 2014.

Тема: «Школы России и школы Британии».Тип урока: комбинированный. Представленный урок относится к комбинированному типу, предполагающий решение нескольких дидактических задач: повторение п...

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологий критического мышления по УМК Биболетова М.З., Денисенко О.А, Английский с удовольствием /Enjoy English: 4 класс

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе с использованием технологии критического мышления. Тема урока "Город и село"....