Формирование личностных универсальных учебных действий кадет на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Максимова Татьяна Валерьевна

В методической разработке представлен опыт практической деятельности педагога по использованию современных образовательных технологий при формировании личностных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личностных универсальных учебных действий кадет на уроках английского языка

методическая разработка

ОРЕНБУРГ 2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вступление
  2. Личностные универсальные учебные действия как отражение ценностных ориентаций кадет
  3. Способыформирования личностных УУДна уроках иностранного языка
  4. Использование современных образовательных технологий при формировании личностных УУД
  5.  Разработка урока английского языка «Что будущее нам готовит?» с использованием современных образовательных технологий, применяемых для развития личностных УУД

ВСТУПЛЕНИЕ

Обучение кадет Оренбургского президентского кадетского училища на современном этапе осуществляется в ходе инновационных процессов обновления образования. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ(учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Иностранный язык, как и родной, не существует в обществе изолированно. Он не может существовать без взаимопроникновения во все сферы человеческой деятельности общества: экономику, политику, искусство, молодежное движение, образование и т.д. Иностранный язык, как и родной, служит средством познания и общения, является хранителем национальной культуры и выражением отношения к миру, выступает в качестве инструмента развития и воспитания.

Специфика предмета «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму– обусловливает необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий

 В  данной методической разработке я хотела бы остановиться наформировании  личностных универсальных учебных действиях. Актуальность данной проблемы на современном этапе является очевидной, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Целью данной методической разработки является рассмотреть пути формирования личностных УУД  средствами учебного предмета «Английский язык».

Практическое значение работы заключается в разработке различных заданий для формирования личностных УУД  и  плана-конспекта урока по теме «Что будущее нам готовит?» с использованием современных образовательных технологий, применяемых для развития личностных УУД кадет.

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАДЕТ

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, они позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Следует выделять 3 вида личностных действий применительно к учебной деятельности:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование (т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать);
  • нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор).

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Рассмотрим формирование личностных УУД средствами английского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко  рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься).  Ученик начинает осознавать, что существует другой  язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников  и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

  • участие в проектах, исследованиях;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.

В данной таблице представлены виды заданий для формирования личностных УУД:

Личностные УУД

Пути формирования личностных УУД

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)

2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем

Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Анализ и синтез текста

3. Желание осваивать новые виды деятельности

Разнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)

4. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе

Выполнение проектов, написание сочинений

5.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.

6.Признание для себя общепринятых морально-этических норм

Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий

7.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;

Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры(социокультурный компонент)

Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран

8.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества

Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.

9.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций , чувств и эмоций

Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин.языках.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Формирование личностных УУД  возможно в процессе использования  современных образовательных технологий. Современному  учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Технология

Какие личностные УУД развивает

1

технология проблемного  обучения

стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения

2

проектная деятельность

формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов

3

ИКТ-технологии

позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации

4

технология уровневой дифференциации

формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели

5

технология ситуативного обучения

формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия

6

технология продуктивного чтения

формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения

Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.

Список использованной литературы:

  1. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313
  2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
  3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
  5.  Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024309-4.
  6. http://teach-learn.narod.ru/howlearn.htm

РАЗРАБОТКА

УРОКА АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА

по теме

«Что будущее нам готовит?»

7 класс

Т.В. Максимова,

преподаватель английского языка

первой квалификационной категории

Конспект урока в 7 классе.

Цель: развитие навыков чтения, грамматики, аудирования, устной и письменной речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  1.  активизировать употребление в речи ранее изученных лексических единиц по теме «Наше будущее, будущее нашей планеты»;
  2. развивать навыки монологической и диалогической речи;
  3. развивать умения выборочного понимания на слух заданной информации при прослушивании аутентичного текста;
  4. развивать навык просмотрового, изучающего и поискового чтения аутентичного текста с целью развития критического мышления;
  5. развивать навыки словообразования
  6. формировать навык написания синквейна, в качестве рефлексии

Развивающие:

  1. развивать мышление, память, логику, самостоятельность;
  2. расширить кругозор  кадет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Воспитательные:

  1. воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, техническому прогрессу, гордость за достижения науки и техники;
  2. воспитывать  уважение и толерантность к разным мнениям

Технологии:

- технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

-технология критического мышления

-ИКТ-технология

-проектная технология

-здоровье-сберегающие технологии

Методы:

- тренировка;

- поощрение;

- применение;

- контроль.

Приемы:

-демонстрация;

-упражнение;

-объяснение.

Виды работы, используемые на уроке:

- фронтальный;

- индивидуальный;

- групповой;

-парный

Планируемые результаты:

1.Личностные:

  • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
  • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной  коммуникации;
  • развитие  качеств:  воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

2.Метапредметные:

  • коммуникативные УУД: умение приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • познавательные УУД: осуществлять выделение существенных признаков и синтезировать их при изучении объекта

3. Предметные:

  • коммуникативные УУД: умение воспринимать речь на слух, умение оценивать полученную информацию и выражать свое мнение, кратко излагать результаты проектной деятельности, умение рассказывать о путешествии, распознавание и употребление в речи основных изученных единиц;
  • компенсаторные УУД: умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств за счет использования контекстуальной и языковой догадки.

Литература:

  1. Интернет ресурсы:

http://learnenglishteens.britishcouncil.org/english-skills-practice/video-uk/homes-future

  1. Английский в фокусе, 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс
  2. Speakout, журнал для изучающих английский язык, 4(86) 2011

Ход  урока

I . Организационный  этап.

Интерактивная  беседа  по  теме  урока,  постановка проблемы и совместное целеполагание (учитель мотивирует учащихся на совместную и плодотворную работу на уроке, подводит учащихся к теме урока)

Good morning, boys. I`m glad to see you. Take your seats. How are you today? Today at the lesson we have guests and I hope you will work hard and energetically, as you usually do, and you will be very active and creative because  we are going to discuss a very interesting topic. But I won`t tell you  it, because you are to watch a video and guess the theme of our lesson.

(кадеты просматривают видео и сами определяют тему урока).

Yes, you are right, we are going to talk about our future, the theme of our lesson is “What the future holds”.  We are going to discuss a lot of interesting things that can make our future. Look at the pictures and predict them. Can you guess what they are?

Кадеты высказывают свои предположения о теме урока, что им предстоит обсудить на уроке. Совместно с учителем формулируют цели и задачи урока. Обучающиеся определяют границы знания и незнания.

II. Основной этап урока.

А. Фонетическая разминка.

Преподаватель читает  слова, контролирует правильное произношение звуков. Преподаватель предлагает распределить слова по соответствующим колонкам. Преподаватель осуществляет диагностическую работу, оценивает выполнение каждой операции.

To speak about our future correctly we should train our tongues. Listen and repeat after me the words. Can you divide the words into 2 groups according to the sounds? Translatethewords.

В. Лексическая разминка

Преподаватель предлагает кадетам прослушать песню с пропущенными словами и заполнить пропуски.

Now, boys, look through the lines of this song. What is it about? Now try to guess the missing words, listen and check yourselves!

С. Речевая разминка

Преподаватель предлагает учащимся выразить свое согласие или несогласие с предложенными утверждениями относительно будущего нашей планеты, а также высказать свое мнение.

What is the mood of this song? Is the singer optimistic or pessimistic about the future? And what about you? Look at the opinions about our future. Whichopinionsdoyouagreewith?

Кадеты выражают согласие или несогласие с предложенными высказываниями о будущем, затем строят свои оптимистические или пессимистические предсказания о будущем нашей планеты.

D. Работа с видео (выполнение индивидуального творческого задания-озвучивание мультфильма- контроль монологической речи+аудирование)

Преподаватель предлагает просмотреть мультфильм о будущем человечества, который озвучил один из кадет, и ответить на вопросы.

So, as you can see there are different opinions about our future. Let`s watch a short cartoon, which also shows our future and be ready to answer some questions. Sasha Novikov, as a member of Journalist Club had a task to sound the cartoon. Look at the questions before you watch the cartoon.

Кадеты просматривают мультфильм и прослушивают его озвучку, затем отвечают на предложенные вопросы, высказывая свое мнение об основной идее мультфильма

Е. Обучение грамматике

Преподаватель предлагает выполнить грамматическое упражнение на тренировку употребления придаточных условных  предложений 1 типа. Now, lookatthissentence, itdescribestheideaofthecartoon, whatkindofsentenceisit? Yes, right, it`sthe 1stconditional. Choose the correct variant.

Кадеты выполняют интерактивное задание, отрабатывая грамматический материал.

F. Работа с текстом «Стив Джобс»

Преподаватель предлагает поговорить о человеке, который является настоящим творцом нашего будущего. Преподаватель показывает фотографии Стива Джобса и предлагает кадетам угадать его имя.

So as you can see our future depends on people living on our planet, it`s the Man, who builds the future of the earth: he can destroy it or he can create it.

And now we are going to talk about the person who was a real creator, he had a great impact on our modern life and of course on our future, today we can`t imagine our life without the gadgets he created. Look at these photos and guess the name of this person.

Yes, his name is Steve Jobs, the person whose name is well-known for you. Today we are going to read the text about his life, his achievements. First, look at the factfile, what facts about his life do you know? (Преподаватель показывает слайд с фактами о жизни Стив Джобс и предлагает кадетам назвать их)

Now, read the text and put the tick  “v”   if the information  in the text is already known for you; put  “!” if the information is interesting for you; put   “?” if the information  is unknown for you.

Now, look at the pictures and find the sentences from the text to illustrate these pictures.

G. Динамическая пауза

Преподаватель организует  динамическую паузу.

H. Обучение аудированию

Преподаватель предлагает заглянуть в будущее, чтобы увидеть новые технологии «умного дома», кадетам предлагается просмотреть видео и выполнить задание на карточке.

So, our future depends on us, on people who live nowadays, who invent new technology, who create new ideas for better life. And let`s hope that we will really have a chance to live happily in future. And now I invite you to taste the future and catch a glimpse of it. We are going to watch a very interesting video about the homes of the future. Look through the tasks and be ready to do them after watching the video.

  1. Работа с текстом «Robot in Russia»

Преподаватель спрашивает кадет о домах, в которых они хотели бы жить в будущем, и роботах-помощниках, которых они хотели бы иметь.

Was the video interesting? What house would you like to live in? Would you like to have a robotic housemaid at home? What for?

Преподаватель предлагает кадетам познакомиться с достижениями России в области робототехники и прочитать текст о роботах, которые были изобретены в нашей стране. Кадетам предлагается выполнить задание  на словообразование в формате ГИА, а затем заполнить таблицу необходимой информацией и сказать несколько предложений о роботах, используя заполненную таблицу.

Let`s take a look at robot technology in Russia. We are going to read the text about Russian robot technology and do some tasks. The first task is to complete the text with the correct form of the word.

Now, look through the text and complete the table with the correct information from the text.

Use the table to say few words about the robot you would like to have.

J. Обучение диалогической речи (контроль подготовленной диалогической речи, представление своих мини-проектов в игровой форме)

Преподаватель  предлагает учащимся попробовать себя в роли ученых-изобретателей, придумать свой гаджет и обсудить в парах его возможности.

Now let`s dream a little bit and imagine that you are an inventor and you have created a gadget of the future. Present it to us and explain how it works. And then we are going to choose the best. Whose gadget would you like to buy and why?

K. Рефлексия        

        Преподаватель предлагает учащимся разделиться на группы и записать на доске синквейн, выразив свое отношение к будущему.

Our lesson is almost over.  What was the most interesting for you at the lesson? What new things did you learn?

Now you are to do one creative task, divide into two groups and write your cinquains about the future.        

Кадеты делятся на две группы и выполняют задание у доски, записывают свои синквейны.

L.  Подведение итогов и запись домашнего задания.

        Преподаватель объясняет кадетам домашнее задание:

приготовить краткий монолог о Стиве Джобс и написать синквейн о нем. Учительблагодаритучащихсязаработу и ставитотметки.

You home task will be to prepare a short talk about Steve Jobs and write your cinquains about this person. I hope you liked our lesson, thank you for your work, your marks for the lesson are……….

Выводы.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов).  Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.  Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих осваивающим иностранный язык умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Этому способствует применение на представленном уроке английского языка различных образовательных технологий, таких как: системно-деятельный подход,  технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, технология критического мышления, ИКТ-технология, проектная технология, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии.

В данной методической разработке урока представлены задания, направленные на формирование личностных УУД кадет.Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, заполнить таблицы) формируютположительное отношение к учению. Работа с интересными текстами на различные темы стимулирует желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

 Анализ и синтез текста, различные виды чтения способствуетосознанию своих трудностей и стремлению к их преодолению. Выполнение мини-проектов, написание синквейна, озвучивание мультфильма  порождаютжелание участвовать в творческом, созидательном процессе. Тексты о знаменитых людях, о достижениях России в области робототехники, о научно-техническом прогрессе,  представленные на уроке, создают у кадетцелостную картину мира и понимание  собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества. На уроке кадеты выступают в роли предсказателей будущего, изучают и обсуждают оптимистические и пессимистические прогнозы. С помощью мультфильма, который озвучивает один из кадет, ребята заглядывают в 2100 год и видят, что произойдет с нашей планетой, если человек не перестанет хищнически, не задумываясь о последствиях, истреблять ее ресурсы в своих интересах. Наше будущее начинается уже сегодня, и мы сами являемся его созидателями, к такому мнению приходят кадеты в ходе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках английского языка

УУД - («умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Статья в монографии "АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ"

Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учашихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка»

В данном статье говорится о том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий на моих уроках, и с какими трудностями педагог сталкиватся в ходе работы....

Использование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка

Методический семинарИспользование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка...