Самостоятельная работа на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Самостоятельная работа на уроках английского языка

Из опыта работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа на уроках английского языка

Из опыта работы.

  Индивидуальный подход учителя к учащимся, обладающим интересом к изучению английского языка, имеет очень большое значение и включает: разработку заданий повышенной трудности, рекомендацию более сложной дополнительной литературы, помощь в овладении всё более сложными умениями и навыками самостоятельной творческой работы. В процессе изучения учащихся каждый учитель может легко увидеть и тех учеников, которые только заинтересованы этим предметом, но ещё не увлечены им. Таким учащимся тоже нужно уметь вовремя оказать поддержку и помощь, чтобы стимулировать становление учебно-познавательных мотивов.

Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом.

Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики. Современные методисты придают особое значение этой стороне самостоятельной работы, усматривая в развитии методики учащихся предпосылки непрерывного образования.

По мнению Г.В.Роговой, развитие самостоятельной деятельности учащихся при изучении  английского языка невозможно без соблюдения следующих условий.

Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать, что он будет делать, в какой последовательности, каков будет конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Учащийся должен принять задание, в противном случае невозможен должный эффект. Осознание цели задания (упражнения) есть ни что иное, как применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы школьника.

Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и возможностей учащихся данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке. В этом случае также имеет место опора на принцип сознательности, т.е. осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления.

В-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы и т.д. Так, учащиеся  должны овладеть приёмами обращения с ТСО, имеющимися в лингафонном кабинете, чтобы выполнять задания по лингафонному практикуму.

В-четвёртых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) образцами и создавать свои (субъективные).

В-пятых, важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, т.е. прежде всего определить подходящее место для них: в классе, дома или в лингафонном кабинете. В случаях, когда учитель знакомит учащихся с рациональными приёмами выполнения задания, эту работу лучше производить в классе; если требуются ТСО, которых у учащихся нет дома, то - в лингафонном кабинете; в остальных случаях - дома. Сюда же следует отнести и выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий. Домашняя работа приобретает индивидуальную форму, которая должна быть обеспечена и подготовлена под руководством учителя в классе.

Самостоятельная работа в классе может осуществляться во всех организационных формах: индивидуально, в парах и малых группах, при этом ярко проявляется взаимопомощь учащихся.

Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах:

  • - все учащиеся выполняют одно общее задание;
  • - учащиеся выполняют разные задания, в зависимости от своих возможностей.

В случае затруднений учитель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

Выбор организационной формы и места её применения определяется характером материала, видом развиваемой деятельности, возрастными и психологическими особенностями учащихся, а также степенью оснащённости кабинета иностранного языка необходимыми ТСО.

Учителю следует терпеливо и настойчиво показывать преимущество систематической самостоятельной работы в изучении   английского  языка.

Таким образом, для организации самостоятельной работы учащихся по  английскому  языку требуется:

  • - осознание ими цели заданий;
  • - знание процедуры их выполнения;
  • - умение пользоваться средствами обучения;
  • - умение применять опоры и создавать их при подготовке заданий;
  • - учёт соответствующих дидактических условий.

3.2. Недостатки  в организации самостоятельной работы и рекомендации для их устранения.

Анализ опыта самостоятельной работы учащихся по   английскому языку на основе методической литературы, статей журнала «Иностранные языки в школе», а также практические наблюдения показывают, что в организации самостоятельной работы школьников имеются серьёзные недостатки. Назовём основные из них.

  •  Учащиеся не имеют необходимого минимума знаний и практических навыков по рациональной организации своего учебного труда, не владеют культурой и способами самостоятельного получения теоретических знаний и применения их при выполнении упражнений и заданий по учебнику.
  •  Школьники не знакомы с основами НОТ: не знают психологических и физиологических особенностей запоминания и забывания, не имеют представления о том, в какой последовательности и в какое примерно время дня нужно готовить уроки, выполнять отдельные виды заданий. Например, сначала, как правило, учащиеся выполняют письменные упражнения по языку, не обращая внимания на правила и речевые образцы, имеющиеся в учебнике, а затем, если у них есть время и желание, делают устные задания, не принимая во внимание то, что было в письменном упражнении.
  •  Самостоятельная работа слабо обеспечена методически. В УМК нет вариантов домашнего задания для индивидуализации самостоятельной работы учащихся в зависимости от их способностей и уровня подготовки; недостаточно представлены средства самоконтроля. Сами задания сформулированы в основном в императивной форме без пояснений, как и для чего нужно выполнять.
  •  При планировании самостоятельной работы учащихся учитель не всегда уясняет для себя, какую цель он ставит при этом, заинтересует ли такая форма работы школьников, посильно ли данное задание по сложности всем ученикам класса (группы), сколько времени потребуется на выполнение задания (в частности, домашнего), когда и как оно будет проверяться.
  •  Нередко на дом задаётся то, что учитель не успел сделать на уроке. В результате учащиеся не справляются с подобными заданиями. Обратный случай - задание для самостоятельной работы иногда повторяет классную работу и не вызывает интереса у учащихся ни по содержанию, ни по форме. Многие задания не связаны между собой или с материалом предыдущего урока.
  •  Задания для самостоятельной работы обычно даются в конце урока, перед звонком или после звонка без чёткого объяснения.
  •  Учащиеся не представляют себе цели тех или иных заданий, не осознают практической значимости своей работы, не владеют приёмами выполнения отдельных видов заданий с учётом их специфики. Учителя не всегда учитывают степень сформированности у школьников специальных умений, необходимых для выполнения заданий соответствующего типа.
  •  Школьники не научены при работе с материалом для самостоятельного изучения выделять главное, основное, заучивают материал механически.
  •  Проверка заданий осуществляется бегло, поверхностно. У многих учителей не налажен строгий учёт проверки домашней работы. К организации самостоятельной деятельности учащихся слабо привлекаются родители, недостаточно используются возможности контроля.

Учащийся должен знать, что ему предстоит сделать между уроками английского языка, какие задания выполнить. Естественно, задания могут быть самыми различными, в зависимости от класса и ступени обучения. Объём и содержание заданий можно индивидуализировать. Они могут быть разными по форме выполняемой работы, по объёму, содержанию решаемой задачи, но должны быть направлены на усвоение школьниками языкового и речевого материала на уровне навыков и умений, предусмотренных УМК для данного класса.

Определение объёма и содержания учебного материала и заданий для его усвоения является недостаточным; учащемуся нужно знать также, как лучше выполнить каждое из них. Нужно приучить школьника к определённой последовательности в выполнении задания по подготовке задания для самостоятельной работы. Обучение школьника приёмам самостоятельной работы по выполнению заданий вооружит его определённой совокупностью приёмов учения, методологией познания в рамках данного учебного предмета, расширит его познания в изучаемом языке и тем самым обеспечит возможность достичь практических, воспитательных и образовательных целей при изучении этого предмета.

Обучение рациональным способам и приёмам выполнения заданий по задаваемому учителем алгоритму действий, естественно, потребует затраты определённого времени на уроке. Однако количество нужных учащимся приёмов и способов учения в школьном курсе по английскому   языку не столь велико, и нецелесообразно экономить время на этом важном компоненте содержания обучения языку. Показав в классе, как нужно выполнять задание определённого типа, учитель далее только напоминает, что и как нужно сделать, а затем необходимость в этом отпадает.

Не менее важным вопросом при организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку является определение времени, затрачиваемого на выполнение каждой «порции» при недельной занятости учащегося изучением английского языка (включается урочное и неурочное время). Оно составляет примерно 3 часа с небольшим отклонением в ту или иную сторону на разных этапах обучения. Содержание самостоятельной работы, основные виды деятельности, естественно, должны меняться от класса к классу, от ступени к ступени.

Учитывая специфику учебного предмета « английский язык» (учащийся должен практиковаться в нём, чтобы развивать и совершенствовать навыки и умения), необходимо поддерживать примерно одинаковый временной режим в недельной нагрузке учащихся по этому предмету и не допускать большого сокращения времени. Если сокращается количество урочного времени, то должно увеличиваться количество времени, отводимого на самостоятельную работу учащихся по предмету, иначе школьники не смогут овладеть изучаемым языком, т.к. сокращение практики может вести только к затуханию приобретённых ранее навыков и умений, а не к дальнейшему их развитию. Важное значение приобретает вопрос об организации систематической работы учащихся по  английскому языку. Ученик должен точно знать, что (какое упражнение, задание, текст), как (какими приёмами, способами и в какой форме) и когда должно быть выполнено им.

Нет необходимости доказывать, что результаты в овладении учебным материалом по  английскому языку будут значительно выше, если учащийся будет заниматься им по 20-25 минут ежедневно, а не 2 часа один раз, накануне урока при выполнении задания в его полном объёме. Постоянное обращение к учебному материалу и выполнение задания по «порциям» препятствуют забыванию, благоприятно отражаются на формировании и развитии навыков и умений речемыслительной деятельности. Кроме того, такая систематическая работа не будет ложиться тяжким бременем на школьника, она посильна и может выполняться в порядке смены деятельности. Работа непосредственно накануне урока малоэффективна, и практически вряд ли возможно, чтобы у учащегося оказался такой запас времени на подготовку по английскому языку. Он попытается выкроить час-полтора, а этого явно недостаточно, чтобы хорошо подготовиться к уроку. В результате задания выполняются поверхностно. Такая работа не даёт плодотворных результатов в совершенствовании навыков и умений; не закрепляются в памяти слова, словосочетания, грамматические структуры; учащийся не чувствует себя подготовленным к уроку, идёт на него с тревожным чувством, без особого желания, что, несомненно, отрицательно отражается на общей мотивации учения. Нельзя овладеть английским языком, пусть даже в строго ограниченном объёме, если учащийся будет заниматься им один-два раза в неделю, как бы ни был он способен.

 Ежедневная, систематическая работа учащегося по английскому языку, направляемая учителем в плане её содержания, формы, способов и приёмов выполнения, в настоящее время становится настоятельной необходимостью, в противном случае усилия как учащихся, так и учителей в равной мере будут тщетны, не дадут желаемых результатов2.6.

3.3.Современные технологии при  организации самостоятельной работы на уроках английского языка.

Одной из  современных  технологий  является модульное обучение. "Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда” Модульное обучение позволяет организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Мы используем модульное обучение в  классах на уроках, посвященных повторению и систематизации грамматического материала. На выполнение одного модуля отводится один урок. Обычно такой урок проводится перед контрольной или самостоятельной работой по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы в схеме уровня знаний. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, несомненно, возрастает самостоятельность учащихся, увеличивается их мыслительная и познавательная активность, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями. Учитель имеет возможность больше внимания уделить слабым учащимся, объяснить им еще раз пройденный материал.

Многие понимают термин "самостоятельная работа” только как индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. "Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе” Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы. Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве. Я использую следующие приемы.

Работа с текстом на уроке английского языка. На уроке учащиеся читают текст. Фронтально выполняются предтекстовые и текстовые задания. Класс не делится поэтому больше внимания уделяется переводу, который используется не только как средство обучения, но и рассматривается в качестве самостоятельной цели обучения. Учитель делит текст на части. Учащиеся делятся на группы. В данном случае лучше использовать гетерогенные группы, то есть в одной группе работают учащиеся с разным уровнем обученности. За 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста. В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки. Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным учащимся объяснить материал остальным, с другой стороны, дополнительную мотивацию получают более слабые учащиеся. Они работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу. Если позволяет время, можно предложить учащимся оценить свой вклад в работу группы, а также то, как проходило общение в группе. Подобным образом можно организовать и другие виды работы с текстом.

Изучая или повторяя тему "Праздники англоговорящих стран” можно организовать работу следующим образом. Учитель на доске (или на карточках, которые размещаются в разных углах класса) пишет названия 3-4 праздников (в зависимости от количества учащихся). Каждый учащийся выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. Если группа большая можно разделить ее на две. Затем каждая группа садится вместе. За 15-20 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы о других праздниках. Затем организуется обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Команда получает по 1 баллу за каждый вопрос и по 2 за каждый правильный ответ. Таким образом, происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи. Учитель выступает в роли организатора. Он должен следить, чтобы во время обсуждения в группах ребята говорили на английском языке. Можно вычитать баллы, если учащиеся переходят на родной язык. Кроме того, необходимо контролировать, чтобы все члены группы принимали участие в работе. Можно организовать подобную работу при повторении практически любой темы. Обсуждение в малых группах позволяет всем учащимся, в том числе более слабым или тем, кто стесняется выступать перед всем классом, говорить на английском языке.

Модульное обучение и обучение в сотрудничестве – современные педагогические технологии, которые позволяют организовать самостоятельную работу учащихся на уроках английского языка. Однако и используя традиционные виды работы, нужно помнить о необходимости, с одной стороны, давать учащимся больше возможностей проявить свою самостоятельность, с другой стороны, о необходимости подготовить их к самостоятельной работе.

В первом случае речь идет о том, чтобы не объяснять учащимся то, о чем они могут догадаться сами, не выполнять за них то, что они способны выполнить самостоятельно. Иногда задав вопрос или объяснив задание, достаточно дать детям чуть-чуть больше времени подумать, не спешить объяснять еще раз, и учащиеся справятся сами. Необходимо использовать индивидуальную, парную и групповую формы самостоятельной работы. Учащиеся должны иметь больше возможностей проявить свою активность, самостоятельность. Например, я широко применяю обсуждение каких-либо проблем в парах, малых группах. Речь идет именно об обсуждении, а не о составлении диалога. Главная задача учителя научить во время обсуждения использовать иностранный язык, не переходить на родной язык.

Говоря о подготовке к самостоятельной работе, необходимо знакомить учащихся с различными учебными стратегиями. Речь идет, например, о стратегиях работы с текстом: умение видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т.д.

Важным аспектом является обучение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую учащиеся не могут найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой – задача учителя.

Для дальнейшего самообразования и самостоятельного использования языка важную роль играет также формирование навыков словообразования. Не случайно задание на словообразование включено в Единый государственный экзамен по английскому языку. В некоторых современных УМК есть упражнения, направленные на формирование навыков словообразования. Однако работа над словообразованием должна вестись на протяжении всего периода обучения. Если в УМК нет достаточного количества упражнений, необходимо использовать дополнительные материалы.

Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения учителя к ошибкам. На мой взгляд, при изучении иностранного языка – ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность ученикам самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речевую деятельность. Я широко применяю взаимоконтроль на уроках. Это взаимоконтроль в парах, когда учащиеся проверяют друг у друга домашнее задание, самостоятельную работу. Кроме того, это взаимоконтроль в малых группах. Например, при проверке умения пересказывать текст. Сначала выступает один сильный учащийся перед всем классом. Учащиеся вместе с учителем обсуждают его рассказ, таким образом, задается образец выполнения задания. Затем класс делится на малые группы, и ребята слушают рассказы друг друга. Учитель может переходить от группы к группе, контролируя их работу, или послушать слабого учащегося, который испытывает трудности, выступая перед всем классом. Если у учителя сложились хорошие доверительные отношения с классом, если удалось создать рабочую деловую атмосферу на уроках, то учащиеся серьезно относятся к подобной работе, стараются объективно оценить своих товарищей. С одной стороны, такая работа позволяет увеличить время речевой практики на уроке, так как одновременно говорят несколько учащихся. С другой стороны, это способствует развитию самоконтроля.

В целом, можно сказать, что развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы – являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка. Требуя от учеников самостоятельности, учитель должен задать себе вопрос, а научил ли он этому своих учеников.

3.4. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Заключение

Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественно- полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке.

Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования, улучшением качества учебников и других средств обучения, развитием эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности.

В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

  Вопросы преподавания английского языка в средней школе весьма актуальны на данном этапе развития общества в связи с введением единого и, возможно, в скором будущем, обязательного экзамена по данному предмету. Необходимо также отметить, что среди факторов, стимулирующих интерес учащихся школ и их родителей к изучению языка, существенную роль играют также политика вузов при отборе абитуриентов и собственно развитие общества, диктующее свои требования для успешной адаптации на рынке труда в рамках всемирной глобализации. Данные факторы взаимосвязаны, вузы обязаны реагировать на изменения в обществе через вырабатывание новых моделей идеального абитуриента, что в свою очередь ставит новые задачи перед школой. Таким образом, вступление России в Болонский процесс, выработка новых концепций образовательного процесса заставляет вузы ставить школы перед следующим фактом – без сдачи ЕГЭ по английскому языку поступление на ряды престижных и востребованных специальностей невозможно.
  Таким образом, проблема перекладывается на плечи школьных учителей, которые решить ее не могут. Современное языковое образование в России переживает эпоху реформ, когда вскрываются определенные проблемы при подготовке школьников, когда предыдущая образовательная концепция считается изжившей себя, и к абитуриентам предъявляются совершенно новые требования.
  Рассмотрим данный аспект более предметно. В 90-е годы 20 века и в первые года 21 века понятие экзамена по английскому языку включало в себя следующие моменты: выученные наизусть топики, умение прочитать текст и подискутировать по заявленной теме, навыки перевода с русского на английский и наоборот при использовании определенных грамматических конструкций. Данная схема была одинаково справедлива как для внутришкольного контроля знаний, так и при поступлении в вуз. Естественно, разные вузы предъявляли свои определенные усложненные требования, но большинство довольствовались весьма средними результатами. Таким образом, язык практически не преподавался на должном уровне, так как внимание к данному предмету было минимальным, должный контроль отсутствовал. Проблема подготовки тех обучающихся, которые ставили перед собой более высокие цели, нежели отметка в аттестате, решалась за счет работы репетиторов. На данный момент мы имеем следующую ситуацию – институт контроля создан, ЕГЭ успешно выполняет свою функцию и отсеивает не овладевших за время обучения в школе абитуриентов, а также привносит определенные преимущества в жизнь тех, кто действительно учился, обладает знаниями и готов развиваться далее на более высоком уровне. Однако, наличие контроля как одного из главных составляющих менеджмента в образовании не решает проблему качества. Внедрив ЕГЭ по английскому языку и пролоббировав данный предмет в качестве обязательного для поступления на многие специальности, современное российское образование в лице обычной общеобразовательной школы не способно самостоятельно готовить выпускников, которые бы соответствовали данным требованиям. Данное противоречие порождает ряд проблем, в том числе и чисто юридического характера – согласно Конституции РФ и Закона об образовании каждый ученик должен быть научен хотя бы на оценку «3», в то время как самые лучшие ученики общеобразовательных школ далеко не всегда могут преодолеть минимальный порог современного ЕГЭ по английскому языку.
  Среди причин, породивших противоречие «есть контроль – но нет результата», можно выделить следующие:
• Падение авторитета учителя в обществе;
• Малое количество часов, выделенных на изучение английского языка (3 часа в неделю в обычных классах, 5 часов – при углубленном изучении, 6 часов – на профильном уровне);
• Несоответствие старых учебников новым требованиям;
• Финансовая несостоятельность учебных заведений при закупке учебно-методических комплексов;
• Недостаточное владение языком и методикой преподавания самими учителями;
• Недостаточное количество молодых учителей, которым действительно интересно расти как специалистам в своей профессии, а не досиживать на рабочем месте в ожидании скорой пенсии;
• Излишняя загруженность «бумажной» работой, а также видами деятельности, которые имеют весьма отдаленное отношение к процессам образования и воспитания, и должны выполняться другими структурами;
• Отсутствие четких требований к планированию учителя, так как содержание Примерной федеральной программы по английскому языку и содержание учебников порою разнятся, хотя данные учебники включены в Федеральный перечень рекомендованных учебных пособий;
• Слабый уровень учеников, накопленные пробелы в знаниях, что делает учебный процесс на определенных этапах совершенно бессмысленным, так как реальный уровень всего класса предполагает не прохождение программы по плану, а возвращение к уже пройденным (по крайней мере, записанным в классный журнал) темам;
• Отсутствие должной мотивации у обучающихся и их педагогов.
  Список факторов, повлиявших на возникновение данной проблемы, можно продолжать до бесконечности, и одновременно нужно заметить, что все они будут справедливы не только для английского языка, но и многих других (если не всех) предметов. Налицо очевидный кризис в системе российского школьного образования, и кратко сформулировать сегодняшнюю проблему можно следующим образом – учителя и администрация школы не успевают за историческом ходом времени. Именно школьный, а никак не вузовский, уровень управления оставляет желать лучшего, в частности – в области управления качеством. 
  Рассмотрим 8 принципов менеджмента качества, которые заложены в основу стандартов ISO 9000 и справедливы в том числе и для управлением качеством образования в школе:
1) Ориентация на потребителя. Потребитель бесплатных образовательных услуг – школьник, интересы которого защищают родители. При ориентации на личность ученика мы можем говорить об индивидуальном подходе, который не всегда может реализоваться при наличии 25 человек в классе. Даже учитывая деление класса на подгруппы, мы сталкиваемся с рядом тонких моментов – если в классе 24 или меньше учеников, то он уже не делится. Если же мы работаем с 12-15 учениками, то все равно должное внимание каждому уделить невозможно. Пути решения – сокращение групп, внеурочная деятельность педагога.
2) Лидерство руководителя. Современное поколение директоров, как правило, изучали немецкий язык, что не позволяет им лично контролировать деятельность учителей английского языка. Пути решения – назначении курирующим завучем грамотного специалиста, который понимает, какая тема должна изучаться на том или ином этапе или классе.
3) Вовлечение сотрудников. При авторитарном стиле управления школой директор и администрация не видит и не слышит собственно учителей, которые ближе к детям и образовательному процессу. Пути решения – организация работы творческих групп, цель которых – не формальное существование, а конструктивный диалог в рамках «наши требования к условиям обучения – наши гарантии по результатам обучения».
4) Процессный подход. В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Однако, современное управление школой далеко не всегда включает в себя все аспекты. Начиная с неумений спланировать работу общеобразовательного учреждения, организовать педагогов и школьников, а также промотивировать их морально и материально, мы обязательно придем к жесткому тотальному контролю с замечаниями и выговорами, что в свою очередь, опять не даст результатов. Путь решения– адекватная управленческая деятельность, с четкими задачами и определенными инструментами для их решения, с формированием преемственности как при воспитании новых педагогических кадров, так и систематическим повышением квалификации уже опытных педагогов.
5) Системный подход к менеджменту. Управление школой как образовательной системой требует понимания сложности данной системы, которая дробится на подсистемы учителей и обучающихся, причем данные структурные подразделения также дробятся на более мелкие единицы – учеников на классы, учителей – по специализации предметов. Понимая и принимая цели всех элементов системы, при управлении школой следует учитывать как общие интересы, так и частные интересы отдельных элементов. К примеру, по каждому предмету следует растить своих гениев, а не посылать одного ученика от школы на олимпиады по всем предметам, также не следует чрезмерно увлекаться спортивно-массовой и воспитательной работой – дети всегда готовы променять уроки на что-нибудь более интересное. Путь решения данной проблемы – тщательный анализ всех элементов системы, разбитие на структурные блоки, каждый из которых решает свою задачу и не противоречит другим блокам.
6) Постоянное улучшение. Внедрение инновационных технологий и новых методик позволяет школе оставаться всегда на волне времени, что не всегда возможно при торможении, активном или пассивном, данных процессов администрацией. Нежелание создавать возможности для повышения квалификации педагогических кадров приводит к застою учащихся, что чревато новыми проблемами, так как дети всегда ищут каналы выплеска своей энергии. Путь решения – поощрение самообразования, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах.
7) Принятие решений, основанных на фактах. Моральный облик руководства влияет на организацию в целом, так как «рыба гниет с головы». Если дети перестают верить своему директору и учителям, то говорить об успешном образовательном процессе уже не приходится. Как путь решения можно предложить органам управления образования более предметно разбираться во всех спорных случаях, принимая жесткие, но справедливые решения как по отношению к обучающимся, так и их наставникам. 
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Поставщиками в данном случае выступают родители, с которыми должна вестись определенная работа. Педагоги консультируют родителей по вопросам воспитания ребенка и одновременно просят помощи из семьи, так семья и школа являются взаимозависимыми структурными элементами воспитания учеников школ. Основная проблема возникает, когда педагогу есть что скрывать – от собственной непорядочности до банальной неквалифицированности в собственном предмета. Как путь решения следует рассматривать систему взаимодействия родителей и учителей как максимально открытую и прозрачную, опирающуюся на действующую законодательную базу Российской Федерации.
  Основное положение стандартов ISO 9000 состоит в том, что деятельность, связанная с качеством, должна быть систематической и открытой. Согласно положениям ISO менеджмент качества в организации невозможен без руководящей и направляющей роли лидера. Также и в школе невозможно переоценить роль директора как лидера своей организации.
  Таким образом, мы можем сделать несколько выводов:
1) Уровень знаний английского языка выпускников современных школ весьма низок. Несмотря на относительно высокие баллы по ЕГЭ выбравших этот экзамен учеников, не следует давать оптимистичные прогнозы, если данный экзамен станет обязательным для всех.
2) Формально имея статус экзамена по выбору, ЕГЭ по английскому становится обязательным для многих специальностей вуза.
3) Источник проблемы слабой подготовки кроется в управлении качеством в образовательном учреждении.
4) Данная проблема требует комплексного подхода и разработки мер по ее решению.
Иначе говоря, самый главный вывод – проблему подготовки по английскому языку в школе необходимо решать, причем в срочном порядке. Мы предлагаем определенные рекомендации, главная гипотеза которых – решение проблемы качества знаний кроется в применении информационных и коммуникационных технологий в преподавании английского языка. Рассмотрим данные меры предметно:
1) Всю документацию по предмету следует вести в электронном варианте, что облегчает правку, хранение и копирование. Следует использовать систему электронных дневников, когда каждый родитель сможет отслеживать все оценки своего ребенка в Интернете.
2) При планировании образовательного процесса следует включать уроки с применением ИКТ на уроке, среди которых возможно использование проектора, интерактивной доски.
3) Использование Интернета и электронных пособий при выполнении домашних заданий, что особенно актуально при использовании метода проекта, когда учащиеся самостоятельно активно ищут информацию в электронных источниках и работают с ней.
4) Использование технологий дистанционного обучения, когда учащиеся могут решать тесты, брать информацию и консультироваться на личном сайте учителя, что обеспечивает как повышенную мотивацию и интерес к предмету, так и уводит ребенка в Интернете с несовместимых с воспитанием и обучением сайтов на сайт педагога.
5) Использование дистанционных методов повышения квалификации самого учителя, что особенно актуально для городов, в которых нет серьезных ресурсных центров.
6) Использование электронных словарей, что значительно облегчает работу с текстом.
7) Просмотр видео, аудио на английском в режиме онлайн, причем данные потоки информации невозможно найти на российском телевидении или радио.
8) Использование различных социальных сетей для общения с изучающими английский по всему миру, что обеспечивает как и улучшение языка, и понимание социокультурных особенностей той или иной страны.
9) Использование различных индивидуальных обучающих программ, которые в значительном количестве выпущены серьезными издательствами, такими как Macmillan, Oxford, Cambridge, Longman.
  Необходимо отметить, что именно современные информационные и коммуникационные технологии успешно применяются во всем мире для изучения английского языка. Безусловно, внедрение ИКТ в современную школу потребует определенный административный ресурс, но нужно сказать, что многое уже сделано для школы со стороны государства – вложены деньги в компьютерные классы и подключение к Интернету, закуплены проекторы и интерактивные доски. Таким образом, реформа школы идет полным ходом, и самим школам тоже пора подключаться к данному процессу, проявляя собственную инициативу в управлении качеством образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самостоятельная работа на уроках английского языка

Я считаю, что главная задача учителя-научить детей самостоятельно добывать необходимые знания....

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рассмотрение многоуровневой структуры в организации самостоятельной работы на уроке английского языка, как один из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности учащихся. В структуре ...

Самостоятельная работа на уроках английского языка.

В целом, можно сказать, что развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы – являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка. Требуя от у...

Использование интернет - ресурса Learning Apps и программы MS Power Point для организации самостоятельной работы на уроках английского языка

В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Одна из основных задач учителя иностранного языка - научить ребёнка учиться,  а для этого необходимо создать условия, когда учащиеся осознанно стремяться овладеть новыми знаниямиОбучение школьник...

Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся

Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»...