"Элементы подготовки к ЕГЭ на среднем этапе обучения. Говорение"
методическая разработка (английский язык, 6 класс) по теме

сейчас, когда уже прошла апробация устной речи  как части ЕГЭ, и в связи с введением данного раздела в ГИА, особенно необходимо обратить внимание на методику развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       24-25 октября 2013 года состоялась массовая апробация процедуры экзамена по иностранному языку, моделирующая новую форму ЕГЭ с включением проверки навыков устной речи.

В тренировочном экзамене по иностранному (английскому) языку с устным компонентом принимают участие 83 субъекта Российской Федерации, общее количество пунктов проведения экзамена – 899, количество участников – 23 489.

        ЕГЭ по иностранному языку, включающего устную часть, уже проводился в период эксперимента. Однако существовавшая тогда форма экзамена не могла быть реализована в условиях штатного режима (с 2009 года в ЕГЭ по иностранным языкам принимает участие в среднем около 100 тысяч человек). В настоящий момент разработана новая технология и предложена к апробации обновленная содержательная модель проведения устной части экзамена и его оценивания.

       Новая модель проведения экзамена по иностранным языкам ориентирована на использование контрольных измерительных материалов, предусматривающих ответ участника ЕГЭ в форме набора монологических высказываний. Присутствие экзаменатора-собеседника не предусмотрено. Запись устных ответов участника ЕГЭ на электронный носитель осуществляет находящийся в аудитории организатор. При записи используется специализированное программное обеспечение.

Участвующим в проведении экзамена по иностранному языку с устным компонентом субъектам Российской Федерации были предложены на выбор две схемы проведения экзамена: письменная и устная части экзамена могут быть проведены в один день или в два дня.

          Проведение тренировочного экзамена необходим для того, чтобы отработать процедуру массовой сдачи ЕГЭ с использованием устных коммуникаций в условиях разных регионов, учесть все технические и методические аспекты, проверить готовность техники, технологии, кадров как в региональных центрах обработки информации, так и в пунктах проведения экзамена. Кроме того, тренировочный экзамен определяет готовность членов предметных комиссий работать в новых технологических условиях.

         Апробация прошла без технологических сбоев. В основном, на тренировочный экзамен были приглашены ученики 10 классов, которые в 2015 году планируют сдавать ЕГЭ по иностранному языку. 

После анализа результатов апробации проведение ГИА и ЕГЭ по иностранным языкам с устной частью может быть введено в штатный режим с 2014 года.

У всех, кто учит английский язык, возникает такая проблема: вроде уже и читать можешь, и понимаешь смысл прочитанного, и слов много знаешь, а сказать ничего не можешь. Лингвисты в шутку называют это “Синдром собаки Павлова” – все понимаю, а сказать ничего не могу. Но, по сути, английский язык большинство из нас учит не для того, чтобы книжки читать, а для того, чтобы на нем разговаривать. А это как раз и не получается.
Вот две главные ошибки, которые делает большинство людей, пытаясь овладеть устной речью.

Первая ошибка в том, многие ждут, пока наберется достаточно большой словарный запас, чтобы начать говорить. Ведь, думают они, имея в запасе 100-200 слов, мысль на чужом языке выразить невозможно. Неправда. Я встречала людей, которые, зная 200-300 слов, прекрасно объяснялись с носителями языка, более того, даже работали в иностранных фирмах. Главное, какие слова есть в вашем багаже. Это должны быть слова общеупотребительные, которые можно использовать в любой ситуации.
        Вторая ошибка – многие боятся, что будут делать ошибки, говоря на иностранном языке. Если они не уверены, что скажут предложение правильно, они предпочитают промолчать. Это неверно. Для того, чтобы говорить на английском языке, надо говорить. Пусть как попало, пусть с ошибками. На начальном этапе это не так уж важно. Важно – выработать навык устной речи, почувствовать, как произносятся слова и убрать из головы психологический барьер, что кто-то начнет над вами смеяться, если вы что-то скажете не так.

Устная речь имеет две стороны — говорение и аудирование. Говорению невозможно научиться без аудирования. Развитие навыков аудирования как видам речевой деятельности является одной из самостоятельных задач обучения иностранному языку

Показ видео на занятиях иностранного языка дает возможность наглядно познакомить учащихся с особенностями устной речи, типичными языковыми моделями, интонацией и т.д. «При опоре на зрительный образ удается точнее и наиболее экономичным способом передать ту или иную информацию, ситуацию речевого общения, создать аналог реального акта речевой коммуникации, обеспечить большую эффективность восприятия, что дает возможность более прочного запоминания языкового материала в сочетании с соответствующей речевой ситуацией». Учебное видео создает дополнительную языковую среду, воспроизводит речевую ситуацию звуковыми и зрительными средствами и предоставляет дополнительные возможности для овладения неподготовленной ситуативной речью в условиях учебного класса.

Не покидая аудитории, учащиеся расширяют и углубляют свои знания иностранного языка, становясь как бы участниками зрительно воспринимаемых событий. Учебный фильм знакомит учащихся с большим количеством реалий и дает новую информацию о стране изучаемого языка.

Применение видео на уроках на начальном этапе приятно разнообразит занятие, дети дошкольного и младшего школьного возраста дают явное предпочтение мультикам.

Что же делать взрослым, у которых все же есть психологический барьер?

Я предлагаю рассмотреть пособия по аудированию и устной речи Cambridge Young Learners English.  В данном 9-ти уровневом пособии аудирования хороши для тренировки и контроля навыков понимания речи, так они коротки по времени звучания и дают зрительную опору. Но эти тесты содержат раздел говорения, который хорош для учащихся разных возрастных групп.  Задания приближены к ЕГЭ:

1.Например, опиши и сравни картинки, назови отличия и чем они похожи.

2. Найди лишнее и объясни почему эта картинка лишняя.

3. Придумай рассказ по картинке.

Задания усложняются, добавляется новая лексика и незаметно для себя ученик начинает свободно говорить.

Еще одно пособие, которое уже опробовано и часто используется для речевой зарядки в старших классах, это наборы вопросов для развития речи на сайте http://www.esldiscussions.com. Можно организовать фронтальную работу, можно парную, индивидуальную.

Например, я выбираю тему «Велосипед». 

             Работая над таким упражнением, ученик развивает еще навык подбора аргументов для написания эссе. Таких сайтов достаточно много, можно выбрать, какой больше понравится. http://www.eslgold.com/speaking

http://iteslj.org/questions/

            На уроках нужно продумывать  все возможности для говорения. Перед тем, как читать/слушать текст обсудите его тему, свяжите тему с жизнью ученика, попросите по картинкам или фразам из текста предугадать, о чем будет текст, обсудите его содержание, играйте в ролевые игры.
сейчас в продаже есть большой выбор Resource Packs. Это сборники коммуникативных упражнений с готовыми раздаточными материалами. Вейчас почти все линейки учебников имеют дополнительные ресурсы для учащихся и учителей, смотрите интернет-поддержку к учебникам - например [
www.pearsonlongman.com], из подростковых учебников - [www.cambridge.org],  сайт учебника Opportunities.

            Источником идей часто служат учительские форумы. Еще один сайт http://www.esl-lessonbag.com  предлагает  раздаточный материал, флеш-карты, пазлы и игры. На сайте http://www.teachingideas.co.uk можно найти ресурсы и идеи для интересных уроков.

        Для того, чтобы научить учащихся правильно строить фразы, необходимо вводить грамматические структуры  и словосочетания, позволяющие описать картину.

"in the picture you can see..."
"to the right of..."
"behind the..."
"in front of..."
"in the background/foreground..."
"a person dressed in..."
"the fence is painted green..."
"the tree casts a shadow on..."
"more trees are noticeable in the distance"
"the message of the picture is..."

"The picture makes feel me happy/sad".

 "My attention was captured by a man, who is… He is wearing…"

The dog really makes this picture funny…"

The picture made me think about…

Начало

It is a summer day. Стоит летний день.

The sun is shining (setting, rising). Солнце сияет (садится, встает).

The weather is cloudy (clear, rainy). Погода облачная (ясная, дождливая).

There is a bright moon in the sky. В небе ярко светит луна.

Общее описание. Композиция

We can see a group of people (a horseman, a busy street) in the foreground in the right (left) foreground Мы видим группу людей (всадника, оживленную улицу) на переднем плане справа (слева) на переднем плане

in the middle ground in the back ground to the left (right) of the picture in the distance. на среднем плане на заднем плане слева (справа)на картине вдали

The picture conveys an idea of... Картина передает идею...

It depicts (portrays represents) the details very vividly (with precision, in a relative manner). Она изображает детали очень живо (точно, в условной манере)

It employs the composition of objects to emphasize... Она использует композицию предметов, чтобы подчеркнуть (усилить)...

The picture is executed mostly in bright (dark) tones. Картина выполнена преимущественно в ярких (темных) тонах.

The picture realistically portrays a scene of an incident (of an argument, of an accident, of an unexpected meeting, of a leave- taking, of a New Year’s Eve party). Картина реалистично изображает сцену происшествия (спора, несчастного случая, неожиданной встречи, прощания, встречи Нового года).

Портрет

The drawing depicts a bearded man (a slim woman, an elderly doctor, a cheerful student). На рисунке изображен человек с бородой (стройная, женщина, пожилой доктор, веселый студент).

We can guess that he is a man of character. Мы можем догадаться, что он человек с сильным характером.

generous and kind великодушный и добрый

bright and good-tempered веселый и добродушный

trustful, modest доверчивый, скромный

of grave and serious nature сурового и серьезного нрава

cunning хитрый

careless, easy going беспечный, бесшабашный

cowardly трусливый

resolute решительный

quiet спокойный

nervous нервный

with a good sense of humour с хорошим чувством юмора

Пейзаж

Cliffs stand out against the background of the sky. На фоне неба вырисовываются скалы.

It is morning. The sunlight is golden. Утро освещено золотым светом солнца.

We see a small house. Мы видим маленький домик.

On the other side there is the sea with the stone hills behind. По другую сторону море, на заднем плане каменистые скалы.

There is nothing but fields. Вокруг одни лишь поля.

Some people are walking across the fields. Через поля идут какие-то люди.

The scenery is varied (peaceful and lovely). Пейзаж разнообразный (мирный и приятный).

Villages are scattered through the fields and orchards. Среди полей и садов разбросаны деревни.

Herds of cattle are pasturing in the fields. В полях пасутся стада.

The woods are still. В лесу тихо.

The eye can range in every direction. Взгляд простирается во всех направлениях

Many objects can be seen. Можно видеть много предметов.

Birds are fluttering among the branches. В ветвях порхают птицы.

Погода

The storm (snowstorm) is raging. Бушует (снежная) буря

The storm has blown (passed over). Буря улеглась.

The weather is clearing Погода проясняется.

Предположение

 He is listening to the radio. Он слушает радио.

He must be listening to the radio. Он, возможно (должно быть), слушает радио.

It must be his friend. Это, должно быть, его друг.

He might be reading a novel, but I am not sure. Возможно, он читает роман, но я не уверен.

He may as well be reviewing irregular verbs Он с таким же успехом может повторять и неправильные глаголы

Предположение о будущем

He could buy a new umbrella before it rains. Он, возможно, купит новый зонтик, пока не начался дождь.

He may do without it. Он, возможно, обойдется без него.

He might want to go back Он, возможно, захочет вернуться

И, конечно, нужно помнить о нашем бессменном помощнике  и партнере -  о сайте Британского совета, который предлагает современные видео, аудио материалы, конкурсы, наисвежайшие новости и простор для творчества учителей и учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение лексике на раннем и среднем этапах обучения для успешного развития языковой компетентности

Обучение лексике на раннем и среднем этапах обучениядля  успешного развития языковой компетентности...

Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе

Материал содержит  краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....

Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов  и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...

ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ КАК СПОСОБУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Анализ работы в 6 классе "Развитие диалоговой и монологической речи на уроках иностранного языка"...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...