Одаренные дети. Из опыта работы
статья по английскому языку по теме

Пискунова Татьяна Григорьевна


В данной статье описывается опыт работы учителя английского языка Пискуновой Т.Г с одаренными детьми в учебной и вне учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

      Одаренные дети 

 из опыта работы учителя английского языка

Пискуновой Татьяны Григорьевны

Высшая квалификационная категория

Гимназия № 15 г. Сочи

 Одной  из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Многие образовательные учреждения нашей страны уже работают  по федеральному  государственному образовательному стандарту. В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, формирование  в школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и   формированию  всесторонней личности , готовой ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Однако в школе должны быть созданы благоприятные  условия и творческая атмосфера  для успешного развития способностей всех детей. Такие условия, возможно, создать, осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен находиться   ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе  есть ученики, различные по способностям: слабые, средние  и способные.

        Способный (Одаренный) ребенок, какой он?

Обладает:

  •  отличной памятью,
  • высоким уровнем мышления и интеллекта,
  • хорошо развитой речью и хорошим произношением
  • большим словарным запасом.
  • широким кругозором

Отличается любознательностью и наблюдательностью

Способен  сосредоточиться на нескольких видах деятельности

Быстро схватывает новый материал

Самостоятельно достигает поставленной цели

Легко усваивает  учебный материал и обладает коммуникативными умениями

Выполняет задания повышенной трудности

Умеет искать, анализировать, обобщать          

Отличается:

  • неприязнью к традиционным методам обучения,
  • стремлением к лидерству,
  • повышенным требованием к себе и окружающим,
  • стремлением к совершенству во всем,
  • нетерпимостью.

Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что  эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых. Целостный подход к одаренному человеку, как личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной  деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

Основные подходы в работе с одаренными детьми:

  • ускорение,
  • углубление,
  • обогащение,
  • проблематизация.
  • повышение уровня сложности заданий.

Я- учитель, и передо мной стоит задача поиска таких технологий, при которых каждый бы ребенок раскрыл свою индивидуальность, свои способности.

В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями:

  • технология коммуникативного обучения
  • здоровьесберегающая технология
  • проектные и  информационно – коммуникативные технологии
  • игровая технология
  • технология критического мышления

Проектные и информационно-коммуникативные  технологии

  1. делают процесс обучения интересным;
  2. расширяют познания за пределы темы;
  3. придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
  4. учащиеся становятся творческими исследователями;
  5. получают удовлетворение от работы.

Ролевые игры

  1. Активизируют творческий процесс на уроке.
  2. Включают элементы драматизации.
  3. Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
  4. Предполагают неформальное общение.

                       Дифференцированный подход

  • Способным   детям  недостает темпа продвижения,  сложности и оригинальности заданий.
  • Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям . Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или смотря , что дальше будет в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять таких детей. И начинается творческий поиск учителя  –осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику-15.Если задание для всех ответить на вопросы, то одаренному - ответить и объяснить, почему он так думает; если задание- пересказать  текст, то одаренному- проанализировать поступки героев, сделать выводы. Какие же творческие задания можно предложить таким ученикам?
  • Придумать загадку;
  • Составить чайнворд, кроссворд, ребус;
  • Написать  сочинение или рассказ
  • Перевести на русский язык стихотворение, песню.
  • Составить quiz по заданной теме.
  • Выразительно прочитать стихотворение, диалог, рассказ.
  • Драматизировать диалог, сказку.

 Интеллектуальному развитию одаренных школьников , расширению  лингвистического ,филологического и общего кругозора способствуют

межпредметные связи  с      

  •  русским языком и литературой
  • биологией и экологией
  • историей, географией
  • физикой, химией ,математикой

В УМК «Spotlight» имеется очень много  материала ,связанного с этими предметами и такой материал я предлагаю в качестве дополнительного материала  ученикам, проявляющим интерес к языку и другому предмету.

Например, можно разделить класс на несколько групп по интересам. Учащимся, которые интересуются литературой я предлагаю поработать над литературным текстом ,а те кто интересуются экологией или историей изучают материал на эти темы.

Для учеников с высокой познавательной мотивацией я  также использую дополнительный материал из зарубежных учебных пособий:

  • Grammar way
  • Link
  • Blockbuster
  • Enterprise
  • Click on

 Мною создан банк  творческих заданий и упражнений повышенной сложности (материалы прошлых олимпиад, интернет-ресурсы) и

банк контрольно – измерительных материалов базового и повышенного уровня и этот материал я широко использую  на уроках и в качестве дополнительного материала для учащихся с особыми образовательными потребностями.

  С одаренными детьми  также необходимо проводить индивидуальную работу.  Я считаю, своей основной  задачей - на основе диалога и совместного поиска помочь таким детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития  их способностей.  Для таких детей я  постоянно провожу консультации.

      Внеурочная работа по предмету

Основной целью внеурочной деятельности на кафедре иностранных языков является максимальное вовлечение всех заинтересованных учащихся, выявление «дремлющих» способностей, повышение мотивации к изучению языка. 

Традиционно главными направлениями в такой работе являются проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам и неделя иностранных языков

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады

                                           Олимпиады.

 Я считаю, что олимпиады способствуют:

  • выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития  их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
  • расширению образовательной информационной среды для укрепления       личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.

Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка в том числе на основе самонаблюдения и самооценки,  расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.

   Хочется отметить несколько важных принципов олимпиад и конкурсов.

  • Доступность и массовость Каждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде.(на школьном уровне и во всероссийских заочных конкурсах)даже с начальной школы. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации.
  • Укрепление интереса. Если учитель выявил одаренного ребенка ,то необходимо поддерживать интерес, предлагая ему разные новые задания или конкурсы
  • Поощрения. Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству(выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов  для Портфолио)
  • Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников.

В своей работе я руководствуюсь всеми этими принципами и считаю у меня есть положительные результаты

Существуют   много   конкурсов и олимпиад по иностранным языкам, но мои ученики  принимают участие  в 5 проектах.

1.Международный игровой конкурс по английскому языку British Bulldog

Конкурс является частью программы «Продуктивные  игровые конкурсы» 

                                 Цель программы

Развитие интереса учащихся к знаниям, стимулирование  их продуктивной творческой активности

Конкурсные задания    подготовлены для 4-х возрастных групп: 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классы. Участникам было предложено ответить на 60 вопросов (50 вопросов для 3-4 классов) различной степени сложности за 75 минут. Задания разделены на блоки (по 10 вопросов в каждом), направленные на различные виды языковой деятельности (знание грамматики, лексики, понимание связного текста, понимание речи). Первые 10 вопросов – аудирование.

2.Олимпиады Олимпус организованы Институтом Развития Школьного Образования (ИРШО).  Олимпиады составляют ценное дополнение при освоении образовательных программ, вносят разнообразие в программу занятий, а также являются внешним источником оценки уровня знаний учеников. Проверяются знания по грамматике, лексике, коммуникативные умения и понимание текста.

 3.Всероссийский  заочный конкурс   «Познание и творчество», «Интеллект-Экспресс»

Участие в проекте МАН « Интеллект будущего» предоставляет каждому ученику:

Испытать свой интеллект, стать успешным сейчас и обеспечить успех своего будущего

Поучаствовать во всероссийских образовательных проектах, не выходя из дома

Получить документы для портфолио: каждому конкурсанту вручается свидетельство Участника или Лауреата, победителям- специальные дипломы и сертификаты

Попасть в Общероссийский интеллект-рейтинг самых одаренных детей страны и в книгу «Ими гордится Россия»

Преуспеть в учебе, получить стимул к дальнейшему росту

Посостязаться с лучшими школьниками со всей России.

Подготовиться к ЕГЭ и ГИА

Испытать удовольствие от выполненных заданий и радость победы лауреата.

Подготовка к олимпиаде  заставляет учащегося проработать огромное количество литературы, словарей, справочников, использовать информационные ресурсы, Интернет.

4.Всероссийская Олимпиада школьников.

5.Тестирование «Оксфордское качество

                    Неделя иностранных языков.

В рамках недели иностранных языков  у нас в гимназии проходят различные мероприятия, которые тоже направлены на выявление ,поддержку и развитие одаренных учащихся.

 Фонетические конкурсы.

 Конкурсы переводов.

 Викторины. Праздники.

Конкурс проектов

Интеллектуальный марафон.

Путешествие по англо и немецко-говорящим странам

Выставки поделок, газет, рисунков

Мои учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, получают дипломы и благодарности. Даже если ребенок не силен например, в говорении может проявить себя в творческих видах деятельности и выполнить презентацию об англо-говорящих странах.

Портфолио школьника

Работа с одарёнными детьми привела меня к мысли о возможности создания Портфолио школьника еще в начальной школе. Языковой портфель— подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении английского языка. По выбору учащихся в языковой портфель могут включаться проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома,  сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Основная цель создания языкового портфеля — помочь учащимся осознать, насколько успешно у них идёт изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в целенаправленном развитии и доработке. Результаты радуют – учащиеся повысили внутреннюю самооценку . Ребята со 2-го класса по английскому языку выполняют проектные работы: составляют схемы, карточки со звуками, открытки, рассказы о себе, семье, друге. Выполняя мини-проекты, они стараются проявить фантазию и творчество. Портфолио учащихся получаются особенно «полновесными», если значимость данной работы понимают родители. Именно близкие люди помогают ребенку проявить способности, раскрыть таланты.

Построение учебного процесса с активным использованием языкового портфеля как неотъемлемого компонента УМК способствует формированию у учащихся чувства успешности, повышению мотивации к изучению английского языка, развитию навыков самооценки, стремления демонстрировать свои способности и умения. При этом использование компьютера и Интернета в процессе создания творческих работ повышает у учащихся интерес и желание изучать английский язык

Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости ? Это зависит от широкого спектра причин и факторов .Важную роль в этом играют взрослые ,перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных ,комфортных условий для всестороннего развития ученика ,формированию ситуации успеха ,которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников .На протяжении моей работы в школе ,я пытаюсь достичь этого .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Работа с одаренными детьми (из опыта работы)

В настоящее время проблема работы с одаренными детьми все более актуальна.Обществу нужна творческая личность. Выявление одаренных детей, организация системной работы-одна из главных задач современной ...

Одаренные дети. Из опыта работы

В данной статье описывается опыт работы учителя английского языка Пискуновой Т.Г с одаренными детьми в учебной и вне учебной деятельности....

Поддержка и развитие одаренных детей (из опыта работы)

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка ...

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных (талантливых) детей. Из опыта работы.

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных (талантливых) детей. Из опыта работы.На первом этапе реализации программы «Одаренные дети», психолого-педагогическое сопровождение осуществляетс...

Система поддержки одаренных детей. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 г. Санкт-Петербурга)

Мысль о том, что каждый ребенок одарен от природы, справедлива. Учитель должен найти возможность раскрыть таланты детей, помочь им развиваться в нужном направлении, используя при этом различные формы ...

Статья на тему: "Работа с родителями одаренных детей (из опыта)"

Только взаимодействие школы и семьи приведет к развитию личности ребенка!...