Программа элективного курса "Язык через культуру, культура через язык"
элективный курс по английскому языку (9 класс) по теме

Актуальность курса продиктована временем в связи с созданием на территории Бурятии особой туристско-рекреационной зоны. Ожидается поток иностранных туристов и поэтому учащиеся, выпускники школы умели общаться с иностранными туристами, могли представить свой край, республику. Современная школа, тем более национальная, должна обучать и воспитывать своих учеников на знании национальных традиций и обычаев.          В Концепции национально-регионального компонента Госстандарта образования Республики Бурятия отмечено, что «стандарты образовательных областей …РБ являются основой для разработки программ и учебников, содержащих в НРК образования (традиционные промыслы, обычаи и традиции) титульного бурятского народа и народов, проживающих совместно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сужинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:                    Согласовано:                                 Рассмотрено на

Директор школы             Заместитель директора по УВР  заседании МО  

Б.В.Гармаев                     Е.Д. Дабаева                               Д-С.Д. Шаракчинова

_______________            _______________                           _____________

 (подпись)                        (подпись)                                         (подпись)

«16» сентября 2013г.      «16» сентября 2013г.                    «16» сентября 2013

                           Программа элективного курса

«Язык через культуру. Культура через язык»

                                                   

                           Составитель:  Дулма – Сурун Дашидоржиевна Шаракчинова,

                                                                  учитель английского языка

                                                                 

                         

Пояснительная записка (рецензия)

     

Нормативная база

Программа составлена на основе:

Закона РФ «Об Образовании»

Закона РБ «Об образовании»

Обязательного  минимума содержания образования по иностранному языку

Примерной  программы  основного общего образования по иностранным языкам

Методического письма «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».

Конвенции о правах ребенка

Актуальность курса продиктована временем в связи с созданием на территории Бурятии особой туристско-рекреационной зоны. Ожидается поток иностранных туристов и поэтому учащиеся, выпускники школы умели общаться с иностранными туристами, могли представить свой край, республику. Современная школа, тем более национальная, должна обучать и воспитывать своих учеников на знании национальных традиций и обычаев.             В Концепции национально-регионального компонента Госстандарта образования Республики Бурятия отмечено, что «стандарты образовательных областей …РБ являются основой для разработки программ и учебников, содержащих в НРК образования (традиционные промыслы, обычаи и традиции) титульного бурятского народа и народов, проживающих совместно.

        Программа элективного  курса «Культура через язык. Язык через культуру»» должна вооружить молодежь компетенциями, которые помогали бы ей нормально жить в многокультурном обществе, такими как понимание различий и сходств в культуре своей и чужих стран, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий. Сущность программы элективного  курса состоит в развитии коммуникативной компетенции, а также в обновлении содержания обучения английскому языку за счёт овладения учащимися определённым объёмом региональных знаний. Сегодня широко развиваются международные контакты Бурятии с представителями многих стран, которые требуют неформального обращения в различных сферах жизни, и поэтому необходимо обеспечить подготовку учащихся к активной жизни в меняющемся мире, способствовать овладению современными формами межличностного и межнационального общения. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга.

И поэтому возникает необходимость преподавания элективного курса «Культура через язык. Язык через культуру», и чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им

Особенности программы элективного курса  «Культура через язык. Язык через культуру»

   Данная программа элективного  курса «Культура через язык. Язык через культуру» отвечает требованиям сегодняшнего дня, которые основываются на новом понимании функций средней общеобразовательной школы, важности перестройки всего процесса обучения английскому языку, что предполагает включение национально-регионального компонента Госстандарта образования Республики Бурятия.

   Программа содержит материалы для изучения истории, политики, науки, культур, традиций и ценностей нашей республики. Программа факультативного курса разработана на историческом материале и краеведческих материалах национально-регионального характера. Содержание программы направлено на углубленное изучение истории, культуры и географии родного края. На изучение содержание курса выделены следующие этапы:

  1. Поисковый – изучение истории  родного края, сбор информации, анализ краеведческих материалов.
  2. Обучающий – собранный материал формирует научные знания, которые служат основой для дальнейшей учебной деятельности
  3. Практический – выполнение рефератов, проектов, выступление на конференциях, участие в олимпиаде, использование информационно – коммуникационных технологий.

Кому адресована? Данная программа предназначена для  учащихся 8 -11 классов в условиях средней общеобразовательной школы. Программа  курса  рассчитана на 34 учебных часов.

Цели и задачи программы элективного курса  «Культура через язык. Язык через культуру»

Цели программы:

1. Развитие коммуникативной компетенции на основе расширения, углубления и конкретизирования содержания федерального компонента по английскому языку за счет национально-регионального компонента.

2. Развитие личности выпускника как активного участника общения, умеющего достойно представлять себя и свою Родину.

3. Воспитание у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов, проживающих в Республике Бурятия.

Задачи реализации программы:

1. Научить учащихся читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории своего региона.

2.  Научить учащихся создавать небольшие авторские тексты о своём селе, районе, традициях и обычаях своего края.

3.  Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской работой .

4.  Создать условия для формирования личности, приспособленной к жизни в ХХI веке, осознающей себя как гражданином Бурятии, так России и Мира.

 Цели обучения английскому языку:

 дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

 речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать свое речевое и неречевое поведение с ориентацией на национально – региональный компонент;

 языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц за счет ЛЕ национально – регионального компонента; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

 социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике национально - региональной культуры, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

 компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

 учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательных интересов в изучении истории и культуры своего родного края;

 развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в  формировании ценностного отношения к родному краю, природе, земле, к старинным обычаям и традициям своего народа; способности представлять свою родину; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота, уважения к другим культурам и народам, готовности вступать в иноязычное общение и деловое сотрудничество.

Характеристика программы элективного курса «Культура через язык. Язык через культуру»

Основное назначение программы состоит в формировании коммуникативной компетенции. Данный курс расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

Программа  нацелена на реализацию личностно ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению английскому языку.

Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре своего региона и страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны и своего края, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

 Учет возрастных и психологических особенностей детей

Учащиеся 8 -11 классов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой в буквальном смысле слова  «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики.

Мыслительная деятельность старшеклассников более активна и самостоятельна. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. У юношей наблюдается значительное развитие теоретической мысли. Перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. С этим связаны дифференциация умственных способностей, интересов, без которой затруднителен выбор профессии, развитие самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Предметное содержание устной и письменной речи

Предметное содержание устной речи включает темы:

Программа включает следующие темы: Бурятия  Географическое положение Территориальное деление Столица Города Бурятии Политическая система республики Население.

Улан – Удэ Достопримечательности  Музеи Театры Кинотеатры Известные люди Символика.

Традиции Обычаи Праздники Религия Духовенство Культовые места почитания Иволгинский дацан  Восточный календарь Этикет  Традиционная бурятская кухня.

Спорт  Национальные виды спорта Звезды спорта Участники Олимпийских игр

Природа Озеро Байкал  Климат  Природные ресурсы полезные ископаемые

Животный растительный мир Парки  Заповедники  Экологи

К моменту окончания курса учащиеся должны овладеть следующими страноведческими умениями:

• умением использовать страноведческие знания о стране изучаемого языка в ходе построения собственных  высказываний;

• умением обсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой страноведческой тематики по различным аспектам национальной культуры;

•  умением извлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;

• умением находить нужную информацию для устных выступлений;

• умением составлять доклады/рефераты ;

• умением делать публичные сообщения по тематике с опорой на план, участвовать в развернутых дискуссиях, диспутах;

• умением сделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое отношение.

 При проведении занятий по курсу  предлагаются следующие формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность, проекты (буклеты к экскурсиям, заочная экскурсия), доклад/реферат, викторины, кроссворды, задания, составленные самими учащимися. Контроль предполагается проводить на каждом занятии, что не исключает проведение итогового контроля после прохождения отдельных тем

     

                                   

                               Тематическое   планирование

Тема для изучения

Требования к уровню подготовки учащихся: аудирование (А), чтение (Ч), говорение(Г), письмо (П)

Форма занятий

Вид контроля

I

Бурятия. Географические характеристики (5ч)

Географическое положение Бурятии

(1ч)

А: понимать на слух и догадываться  о значений слов

Ч: извлекать из текста«Burjatia» информацию для собственного высказывания

Работа по карте

Проверочная работа по карте

Территориальное деление

(1ч)

А: прослушать текст «Burjatia» с целью извлечения информации

Ч: читать и понимать текст (ознакомит чтение)

Работа по карте

Сообщение

Столица. Города Бурятии

(1ч)

Ч: читать с извлечением нужной информации

Г: строить связное высказывание

П: составлять письменное сообщение о своем городе

Заочное путешествие

Подписи к открыткам, высказывание по теме

Политическая система РБ

(1ч)

А: прослушать текст «Political system

Г: составлять микродиалог, связное сообщение

Дискуссия по теме

Сообщение

Население

(1)

Ч: читать текст «Population» (ознаком чтение)

П: заполнить таблицу, составить список национальностей

Заполнение таблицы

Словарная работа

                                                                                                                                                                                                                                                                                               II

Улан – Удэ – культурный центр (4ч)

Достопримечательности

(1ч)

Ч: читать, поиск необходимой информации

Подготовка слайдов  по программе Power Point

М/высказ.с опорой

Музеи, театры, кинотеатры

(1ч)

Ч: читать  текст

«The Bloossming culture» с пониманием основного содержания

Г: выражать свое отношение к прочитанному

Урок – викторина «Что это? Где это?»

Письмо моему другу/подруге

Известные люди

(1ч)

Ч: читать и понимать с извлечением нужной информации с текста «Dorzhi Bansarov»

П: составить вопросы к тексту

Подготовка материалов для проекта

Ответы на вопросы по теме «Доржи Банзаров»

Символика

(1ч)

А: воспринимать информацию и выражать

понимание в требуемой форме

Ч: читать  с извлечением нужной информации

П: составить вопросы к тексту

Работа по программе

Power Point

Материалы для буклета, краеведческого конкурса; тест по теме «Символика»

III

Традиции, обычаи (10ч)

Праздники

(1ч)

Г: строить сообщение «Мой любимый праздник»

П: составить «Календарь праздников»

Оформлять открытки

Работа по учебнику «Счастливый английский» 7-9кл

Календарь праздников

Оформление открыток с пожеланиями

Тестовое задание по теме «Праздники»

Религия, духовенство

(1ч)

Ч: читать  текст «Zabaikalski Renaissance» с извлечением нужной информации

Г: описывать рисунки, фотографии

Обсуждение, сравнение

Контроль выполнения тестовых заданий

Культовые места почитания

(1ч)

Ч: читать с пониманием основного содержания

Обзор книги «Щедрая долина Иволги»»

Показ слайдов

Фотографии для программы

M.O. Publisher

Иволгинский дацан (2ч)

Г: высказывание по теме

П: делать надписи к фотографиям

Урок - экскурсия

Сообщение

Восточный календарь

(1ч)

Ч: читать текст «The Eastern birthday» с пониманием основного содержания

Г: рассказать о себе

Конкурс – рисунков

« Восточный календарь»

Подведение итогов конкурса

Рассказ о себе

Этикет. Встреча гостей

(1ч)

Г: развитие речевого умения (диалогическая форма  высказывания)

Работа в парах

Ролевые игры

Национальные характеристики. Стили общения (1ч)

Ч: читать текст «Family life» и сравнивать

Г: диалог на основе прочитанного

Ролевые, деловые игры

Говорение (диалогич)

Национальная кухня

(1ч)

А: извлекать из текста информацию

Г: строить собственное высказывание, используя программу  Power Point Photoshop

Работа на компьютере Оформление презентации

Защита презентации

Традиционная бурятская кухня

(1ч)

Ч: читать текст «Food»

Г: высказывание по теме по программе Power Point

Оформление презентации

     Защита презентации

IV

Спорт. Спортивная жизнь Бурятии  (3ч)

Национальные виды спорта (1ч)

Ч: читать текст «Holidays and Entertainment» с выделением ключевых предложений

Г: строить сообщение по теме

Обзор журнала «Звезды спорта Бурятии»

Сообщение

Звезды спорта. Участники Олимпийских игр (2ч)

Г: развитие речевого умения

П: составлять вопросы в форме интервью

Составление вопросов  для

интервью

Диалог – обмен мнениями

V

Природа (7ч)

Горы, реки

Озеро Байкал (2ч)

АГ: отвечать на вопросы по карте

П: писать письмо другу/подруге

Работа по карте

Проверочная работа по карте

Климат

(1ч)

Г: развитие навыков говорения

СМИ. Погода в разное время года

Сообщение, диалог

Природные ресурсы, полезные ископаемые (1ч)

Ч: уметь выделять ключевую информацию в содержании текста

П: составить список слов по теме

Составление

тематического

глоссария

Словарная работа

Животный, растительный мир

(1ч)

А: воспринимать на слух с опорой на наглядность

ЧГ: обменяться мнениями

П: составить список животных, растений

Таблица.      Список животных  нашего края

Тест по теме

Парки, заповедники

(1ч)

Ч: читать текст «Natural preserves and natural parks» с пониманием общего содержания

Обзор книги «Туристическая Бурятия»

Сообщение по теме

Экология

(1ч)

АЧ: читать текст «Ecology» и определять главную мысль

П: составит предложения для экологических листовок

Чтение, обсуждение

Выпуск экологических листовок

VI

Обобщающее занятие (2ч)

Презентация творческих работ

Г: выражать свое мнение, строить связное высказывание, используя информационные технологии

П: выполнять тестовые задания

Урок оценки контроля знаний

Подведение итогов

Оформление портфолио

Конкурс портфолио

Награждение

  

                                 Литература

1.Бабуева В.Д Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие.- Улан

– Удэ, 2004.

2.Дареева О.А. Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии. Учебное пособие Улан – Удэ Издательство «Бэлиг» 2010.

3. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят и глобализация. Улан- Удэ Издательство БГУ 2009.

6.Мункожапова Д.Ж. Бурятия. Страноведческие тексты. Улан-Удэ Издательство  «Бэлиг» 2002

8.Тогоноева О.М. Иринчеева Ж.Ж. Обращение к региональному – национальному компоненту при обучении английскому языку. Издательство «Бэлиг» 2001.

9.  Сафонова В.В. Опыт билингвального образования средствами родного и иностранных языков  Еврошкола  1999

10 Сельская школа на рубеже XXI века  Улан – Удэ 2010

11.Шойсоронова С.Р. Окружающая среда и экология Улан – Удэ 1995

12..Языкова Н.В и др. Методические рекомендации по краеведению на английском языке. Улан – Удэ. Издательство «Бэлиг» 1986.

Электронные материалы

www. baikaltravel.ru

www. nativeburyatia.boom.ru

www. vokrugsveta.ru

e- mail: rio-bgsha@mail.ru

energy –of-life@mail.ru

Литература для учащихся

1.Бабуева В.Д Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие.- Улан

– Удэ, 2004.

2.Ким Н.В Доржи Банзаров. Библиографический очерк Улан – Удэ 1991

3. Вокруг света Байкал  Туристическая компания «Байкал – Отель» 2005.

4. История Бурятии в вопросах и ответах. Выпуск №2 1991. .

5. Путеводитель Верхнеудинск – Улан – Удэ  «НоваПринт» 2009

6. Туристическая Бурятия  ООО «Рекламно – информационный центр» 2008.

7. Традиции бурятской кухни  Рекламное агентство «Барис» 2008.

 8. Улан – Удэ: история и современность Улан – Удэ издательство Бурятского научного центра СО РАН 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)

Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...

Программа элективного курса "Риторика и культура речи"

Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....

электронное приложение к программе элективного курса История духоборческой культуры

Во внеурочной деятельности учитель придерживается следующих принципов во взаимоотношениях с детьми: -        принцип независимого развития человека. Ребён...

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

Программа элективного курса "Ислам и культура"

Программа элективного курса "Ислам и культура"...

Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"

Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...

Программа элективного курса "Русский язык. Культура речи"

Программа дополнительного  курса «Русский язык и культура речи»рассчитана на 60 часов и предназначена для обучающихся 10 -11 классов.Программа курса разработана с учётом знаний и умен...