электронное приложение к программе элективного курса История духоборческой культуры
презентация к уроку (история, 5 класс) по теме

Мацегорова Валентина Михайловна

Во внеурочной деятельности учитель придерживается следующих принципов во взаимоотношениях с детьми:

-        принцип независимого развития человека. Ребёнок – человек, он имеет право самостоятельно реагировать на обстоятельства и поступать так, как он считает нужным;

-        принцип уважения достоинства ученика (и любого другого человека);

-        принцип самореализации: признание способности школьника самому определять свои жизненные взгляды, деятельность и поведение.

     Сегодня, когда переосмысливаются история страны и её идеалы, переоцениваются критерии образованности и достижения культуры, низвергаются с пьедесталов прежние властители умов, сложно находить подход к ученикам, оказывать положительное влияние только уроками. Немаловажную роль в этом играет  кружковая  и музейная работа. Я  разработала программу элективного курса по краеведению «История духоборческой культуры». Также к этой программе создан  учебно-методический пакет (электронное приложение). Помощь в создании программы мне оказала Саенко Г.Ф.(Ростовский ИПК и ПРО), Абрамова Т.Н.(Ростовский музей краеведения)  На протяжении  10 лет в учебном плане школы выделены часы для  ведения   элективного курса  «История духоборческой культуры». Накоплен богатый материал по истории края, района, села. Разнообразные формы работы помогают мне привить у детей любовь к родному селу, к его истории, людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon duhoborcy.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ К ПРОГРАММЕ «ИСТОРИЯ ДУХОБОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ХЛЕБОДАРНОЙ СОШ №18 Целинского района Мацегорова В.М.

Слайд 2

у А.С Пушкина есть такие слова : Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории своих предков.

Слайд 3

ЦЕЛИ : 1.Дать объективную научную информацию об истории возникновения развития духоборческой культуры, ее самобытный характер. 2.Обратить внимание уч-ся на причины влияния духоборческой культуры на население района. 3.Организовать работу уч-ся по сбору и сохранению всех элементов духоборческой истории культуры.

Слайд 4

АННОТАЦИЯ: За последнее время возрос интерес людей к прошлому. На карте истории появляются новые имена, переосмысливаются многие события, даже даты, которые считались бесспорными, подвергаются сомнению. Как же разобраться в этой непростой науке истории? А не лучше ли начать с того, что нам ближе, понятнее, дороже. Попытаемся узнать наше историческое прошлое от тех , кто помнит и чтит его в традициях и образе жизни. Это наши прабабушки с их добрыми рассказами о том что было подумаешь каких-то 100-150 лет назад. От них мы узнаем о духоборческом мировоззрении, об истории тех поколений ,чья кровь душа и разум живут в вас. Необходимость воспитания школьников на национально-культурных традициях нашла одобрение в практике учителя истории Хлебодарной СОШ №18 Мацегоровой В.М. Учитель разработала программу:»История духоборческой культуры»

Слайд 5

ПЛАН ПРОГРАММЫ ВЕРА ОТЦОВ «ЧИСТЫЙ РОДНИК ДОБРОТЫ И ВЕРЫ»

Слайд 6

«Появление духоборчества» Распространение христианства ра Руси породило сопротивление народов, населяющих русские земли, проведение обрядов моление богу, от культурных обрядов до возникновение разного рода сект. Еще в 1363 году при Дмитрие Донском появились люди исповедующие христианскую веру, но отрицающие богослужение в церкви, поклонение иконам. Такие люди называли себя «людьми божьими»-иконоборцами. «Иконоборцы» внушали не признавать какую бы то ни было власть, как не богом данную и утверждали, что : «власть не для тех ,кто засеменяется добродетелью к ближнему, а для удержания злых убийц, воров, пьяниц, ненавистников» «Иконоборцев» в насмешку стали называть «духоборцы», но впоследствии они посчитали, что духоборец соответствует их учению, и название христианской секты вошло в историю как духоборцы .Первые документальные сведения о духоборцах в России появились в 1733 году в доносе министру : «что они духоборцы чужие умы и сердца развращают»

Слайд 7

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ДУХОБОРЦЕВ - ДУХ СИЛЫ - ДУХ МУДРОСТИ ДУХ ВОЛИ :

Слайд 8

ДЕВИЗ ЖИЗНИ ДУХОБОРЦЕВ: ТРУД И МИРНАЯ ЖИЗНЬ

Слайд 9

Гонение духоборцев Духоборцы преследовались с одной стороны Православной церковью, с другой государством и правительством. Правительство рассматривало духоборцев как вредное проявление вольнодумства. Царь Петр Первый предписывал строгие законы против людей , отступающих от православной церкви. При Екатерине Второй положение духоборцев не улучшилось: их стали посылать на строительство, на фортификационные сооружения в глухие необитаемые места далекого Севера. Один из указов царицы гласил: «Подсудимых, обвиненных в духоборческой ереси, ссылать, закованных в кандалы, без наказания в Екатеринбург навечно , к разработке рудников» В начале 19 века в России на престол вступил Александр !. Он был снисходителен к духоборцам. По его указу» Все . Кто принадлежит к духоборской вере должны быть возвращены из ссылок в родные места.

Слайд 10

Духоборцы в годы правления Николая Николай принуждает духоборцев к принятию православной веры вплоть до отбирания у них детей. В1839 году по высочайшему указу все духоборцы с Молочных Вод были переселены в Закавказье. В Закавказье духоборцы переселялись четырьмя партиями с1841года по 1844 год. Таким образом закончилась эпоха духоборческой истории. Духоборцы собрались в одном месте- на Молочных Водах, на истребление в дикие высокогорные места Кавказа. Но и здесь не растерялись духоборцы. Через некоторое время Николай , проезжая это место , удивился .»Что за чудный , цветущий край!» Край этот обжили, обустроили наши трудяги духоборцы Продолжали заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом. Основой их жизни по прежнему , несмотря на все трудности и лишения , которые выпали на долю духоборцев, оставался девиз: ТРУД И МИРНАЯ ЖИЗНЬ. Духоборцы во время своего проживания в районе Мокрых гор создали уникальное произведения «Мокрые горы»

Слайд 11

МОКРЫЕ ГОРЫ О, Мокрые горы, о, Мокрые горы, Вы вечно укрыты в туман, Хоть видели вы и жестокость и горе, Но вам был неведом обман. Странников бедных вы встретили строго, С чужой Запорожской земли, Их много погибло , осталось немного, Но дух своих предков хранили они. О Мокрые горы , холодные горы, Еще холодней когда Родины нет, Разбрелись вы по свету мои духоборы За множество тяжких , скитальческих лет. Вы стали родными , о , Мокрые горы, Хотя и ветра , и метели весь год, Но вы приютили моих духоборов, Царизмом гонимый , наш русский народ. О, Мокрые горы, суровые годы На ваших отрогах прошли, Там люди во имя любви и свободы Орудья убийства сожгли. О. Мокрые горы. До боли родные. От боли и стали роднее, От крови в ладонях , в рубахах от соли От вечного братства людей.

Слайд 12

Духоборцы в Сальских степях В 1921 году В.И ЛЕНИН разрешил духоборцам, оставшимся в Закавказье, поселиться в Сальских степях всем вместе . И вот , по разбитым Российским дорогам, груженные нехитрым скарбом долгой вереницей едут по дорогам фургоны . В них сидят женщины и дети, мужчины - кто на лошади, а кто пеший .Как перелетные птицы устремляются они на новое место, в надежде обрести, наконец, покой. Им ли, исконным земледельцам .трудолюбивым работникам кочевать? Сильные и горячие их руки без дела коченеют .Кто гонит их , какой рок вершит их судьбы ! Едва успевают прирасти к одной земле , как вынуждены искать другую. Хлеб остался на корню , брошено потом и трудом нажитое имущество, скот. Но в горе духоборцы не теряли человеческое достоинство: уходя , как к празднику накрыли столы белыми скатертями, поставили хлеб соль.

Слайд 13

Духоборцы в Хлебодарном. В 1921 году первая партия духоборцев прибыла в наши края. Прежде всего начали рыть колодцы, т.к не было воды, потом построили землянки. Словом им пришлось уже в который раз обживать целинные места. Жили , как и везде, общиной. А с началом коллективизации вступили в колхоз, назвав его «Хлебодарное». Живут и сейчас на территории сел Хлебодарное и Хлеборобное. Веру свою сберегли , историю и культуру.

Слайд 14

РЕМЕСЛО

Слайд 15

Костюм Надо отметить, что вся одежда духоборцев изготовлялась вручную: женщины ткали холсты, пряли пряжу, шили, искусно вышивали. Старинный духоборский костюм необыкновенно красив, ярок. Состоит костюм женщины-духоборки из следующих элементов: -платок -«шапка» -рубаха -юбка -занавеска Давайте посмотрим на старинный костюм духоборочки: платок украшает изящная вышивка шелком, по краю расположены «махры» (бахрома). ак называемая «шапка» духоборок несет определенную символику: цветок посередине обозначает солнце, а две тесемки, отходящие от цветка – две дороги духоборцев (т.е. раскол). Занавеска – это фартук из самотканого сукна, украшенной яркой вышивкой. Занавеска надевалась поверх юбки, для защиты и для украшения. Юбки женщин шились из домотканого сукна очень ярких расцветок: «лазоревый» ( ярко-голубой), «куповрасный» ( цвета морской волны) , малиновый – для праздников. А черные и коричневые цвета одежды использовались в повседневной жизни.

Слайд 16

Красный угол духоборцев

Слайд 17

Участница конкурса «Отечество»

Слайд 18

Обряд поклонения

Слайд 19

Духоборцы за Кавказом

Слайд 20

Духоборцы сегодня

Слайд 21

КОНТРОЛЬ 1.Основы учения духоборцев: А. -дух силы -дух мудрости -дух воли. В. -дух отца -дух сына -святой дух.

Слайд 22

2.Первые упоминания о духоборцах появились: А-1345 г Б-1723 г В-1733 г 3.Девиз духоборцев: А-Труд и мирная жизнь Б-Один за всех и все за одного

Слайд 23

4.Произведение духоборцев: А-Мокрые горы Б-Северный Кавказ 5.Руководитель духоборской общины: А-Петр Веригин Б-Савелий Капустин В-Михаил Войкин

Слайд 24

Проверь себя: 1. А. 2. В 3. А 4. А 5. А

Слайд 25

Домашняя работа Экспедиционное задание: Основное занятие духоборцев.

Слайд 26

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)

Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...

Программа элективного курса История и культура Алтая 5 класс

Программа элективного курса: « История и культура Алтая» для 5 класса составление на основе «Примерных учебных программ регионального компонента содержания образования»,  Барнаул: АКИПКРО, 2006. ...

Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса

Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса  «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Программа элективного курса "История русской культуры с др.времен до сер. XIXв."

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...

Программа элективного курса "История русской культуры со ср. XIXв. - до нач. XXIв.в."

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной  культуры "...