Инновационные формы обучения на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19.11.2013

Место: ГБОУ « Санаторный детский дом № 39»

Название мероприятия: Педагогический совет « Использование инновационных технологий в работе педагогов»

Тема выступления:

 «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Слайд № 1

   Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания английского языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

   Одной из главных задач  считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

     С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

    Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. 

Слайд № 2

Актуальность данной проблемы состоит в том, что инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у младших школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи.

Слайд № 3

Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии ИКТ, приемы технологии критического мышления, интерактивные методы обучения, информационные технологии, интегрированные уроки, здоровьесберегающие технологии.

 Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.

Основная задача заключается в выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности.

Мотивация моей работы заключается в выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей младших школьников на уроках английского языка.

Инновационная деятельность –  это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у младших школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

Именно для начальной школы, в которой обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития, особенно актуально использование метода проекта, ролевых игр, драматизации. Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии, учитывая возрастные особенности детей:

Слайд № 4

Игры.

          Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.

Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.

Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени.

Слайд № 5

Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.

         Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена  в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я , но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком. Например, во 2 классе использую ролевую игру «Разрешите представиться»:

Слайд № 6

Примерный диалог:  

  • Hello!
  • Hello! What is your name?
  • My name is Jill. What is your name?
  • My name is Ann. How old are you?
  • I`m seven. How old are you?
  • I am eight. Can you dance?
  • Yes, I can. Can you draw?
  • Yes, I can. Bye, Jill.
  • Bye, Ann.

Технология, стимулирующая интересы младших школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Проектная методика.

     

  Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.

В начальной школе возможно использование как мини –  проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными ( например, коллаж или альбом “Разрешите представиться – это я” и групповыми (“Мы о себе”). На уроках во вторых–четвертых классах были использованы следующие проектные задания:

Слайд № 7

1. “Мы анкетируем друг друга”. Детям были предложены различные варианты анкетного опроса:

а) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто, что ест за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету”

Слайд № 8

б) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто и какую одежду любит носить

б) “Мой родной город” (название; географическое положение; памятники; мои любимые места);

Слайд № 9

2. “Мы о себе”. Составляем коллективный проект о своём классе

Слайд № 10

3. “ ЧП в аэропорту ” (проводится в рамках темы “Еда”) На уроке организуется тренировка детей в употреблении лексики, необходимой для общения (с опорой на принесенные предметы и совместно созданные слайд – презентации)

Метод драматизации успешно используется во внеклассной работе, во время проведения недель английского языка. Внеклассная работа по английскому языку имеет образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, положительно влияет на развитие творческих способностей учащихся, повышает уровень  знаний по предмету.

Слайд № 11- Слайд № 12

Например: драматизация сказки «Колобок»,

Слайд № 13

« По Лондону шёл кот»

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка. Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка учат школьников организации своей деятельности, умению мыслить, грамотному и осмысленному чтению, умению сотрудничать и т.д.

Использую на уроках следующие приемы: “Верные и неверные утверждения”, “Перепутанные логические цепочки”, “Ключевые термины”.

Слайд № 14

В УМК автора И.Н. Верещагиной достаточно аналогичных заданий, поэтому стараюсь использовать что– то новое: задания даются в стихотворной форме. Например: соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары.

Слайд № 15

Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму:

1. Red, white, blue –
2. Yellow, grey, green –
3. Purple, orange, black –

a) Where have you been?
b) To London down and back.
c) How do you do?

 (По теме “Цвета радуги”)

Слайд № 16

Учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме “Времена года”), которое они слушают:

1. Yellow leaves, orange leaves,
Red and green and brown.
Rainy time, windy time,
Autumn comes to town.

Слайд № 17

2. The snow is falling,
The wind is blowing.
The ground is white
All day and all night.

Было проведено тематическое занятие «Новый праздник в Британии APPLE DAY» с применением  технологии критического мышления

Слайд № 18-19

Слайд № 20

Интерактивные методы обучения особенно эффективны на начальной ступени обучения грамматическим аспектам английского языка. Например, при изучении и употреблении глагола ‘to be‘. Как сделать так, чтобы все непонятное для младших школьников нашло свое объяснение, чтобы это уложилось в их головках, да еще было интересно и увлекательно? На помощь приходит сказка. В ней происходят чудеса, а каждое действие и правило приобретают смысл.

Слайд № 21-22

Информационные технологии.

Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, провожу занятия с применением ПК. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у младших школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы   на  сайтах как

Слайд № 23

“www.learningchocolate.com ”.

Слайд № 24

 “ www.Kenglish.ru ”

Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. Использую при изучении тем: “Числительные”, “Цвета радуги”, “Магазины и покупки” и т.д. Дети с удовольствием работают за компьютером.  В старших классах практически по каждой теме выполнены проекты с презентацией в Power Point.

Наиболее распространенным и наглядным способом представления информации в настоящее время являются презентации.

Электронные презентации демонстрируются на экране плазменной панели телевизора. Этот вид презентаций имеет все технологические и функциональные возможности, необходимые, для наиболее понятного визуального представления информации и произведения хорошего впечатления на учащихся. Такие презентации поддерживают анимацию, видео, звук и интерактивные элементы – все эти возможности можно направить на создание незабываемого эффекта.

Слайд № 25

Я успешно применяю следующие виды презентаций по способу представления информации:

  1. Статичные презентации – вид презентаций, на которых информация представлена в статике в виде картинок и текста.
  2. Анимированные презентации – вид презентаций, на которых информация представлена с использованием анимации.
  3. Мультимедийные презентации – вид презентаций, в которых применяются анимация, графика, текст, интерактивные элементы, звук, видео.
  4. Видео презентации - вид презентаций, в которых информация представлена в виде видеофильма;

Слайд № 26  Слайд № 27 Слайд № 28 Слайд № 29 Слайд № 30

 Английский язык, как никакой другой предмет школьного курса, позволяет использовать знания, полученные на других уроках.

Так как английский язык неразрывно связан с другими школьными дисциплинами,  то  составная часть методики преподавания - технологии интегрированного обучения.   В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей.

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления.

На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся,  научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, ситуациях.

Слайд № 31

Вместе с учителем биологии Засько Алексеем Александровичем провела интегрированный урок по английскому языку и естествознанию в 5 классе по теме: «Времена года. Погода »

Слайд № 32-33

Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является  формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности, которые так необходимы в жизни.

В заключении можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является неотъемлемой  частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным. Уверена, что инновационные формы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат на уроках английского языка.

                                Богачёва Галина Дмитриевна,

                                учитель английского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация"Нетрадиционные формы обучения на уроках английского языка"

Эта статья о нерадиционных подхдах в преподавании английского языка,моё видение и отношение к современному преподаванию иностранных языков и работа по всем видам речевой деятельности...

Статья. "Интерактивные методы и формы обучения на уроках английского языка".

Круглый стол для учителей английского языка района был подготовлен и проведен с моей коллегой Ивановой Юлей Владимировной...

Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов  и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...

Применение игровых форм обучения на уроках английского языка для запоминания идиом

В данной статье представлены игровые формы обучения, которые учитель может использовать на своих уроках для введения и закрепления лексического материала, такого как   идиоматические выражен...

Интерактивные формы обучения на уроках английского языка

Доклад на заседании МО учителей иностранного языка...

Инновационные технологии обучения на уроках английского языка

Требования к выпускнику колледжа-будущему молодому специалистуПроектная деятельность и деловая игра...

Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....