Интерактивные формы обучения на уроках английского языка
статья (8 класс) на тему

Петрова Ирина Алексеевна

Доклад на заседании МО учителей иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные формы обучения на уроках английского языка

Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления знаний. А задача современного учителя - не преподносить знания школьникам, а более практичная, приземлённая - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Понятно, что всякое умение не приходит к ученику без помощи учителя. Разумное сотрудничество учителя и ученика предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставленную ученику, которая, в конечном итоге ведёт к целеполаганию, автоматизации его познавательной деятельности.

 В процессе обучения английскому языку наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. В основе такого взаимодействия лежит механизм интеракции, что означает обучение, построенное на взаимодействии, воздействии.

 Интеракция – это коллективная деятельность, которая рассматривается не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной её организации. Общение является двусторонним явлением, по содержанию - это коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, по форме - это поведенческий аспект, реализуемый в процессе интеракции, т. е взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это взаимный, «act» - действовать. Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение- это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики «интерактива». Cледует признать, что интерактивное обучение-это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет ввиду вполне конкретные, и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад в учебный процесс, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества и кооперации. Интерактивная деятельность на уроках английского языка предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках английского языка организуются индивидуальная, парная, и групповая формы работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

 Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время иcпользутся следующие формы групповой работы: «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм – «вертушка», «большой круг». Ценное в этих формах в том, что они позволяют ребёнку не только выразить своё мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнёра по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её. При изучении таких тем как: «Environmental Protection», «How Much Do You Know About the USA», «Secondary Education In Great Britain», «The World of Money», «The English Speaking World», происходит не только обмен информацией и взаимное общение, но и создаётся ситуация успеха. А успех-это залог положительного отношения к учёбе, к себе, стимул к активной работе. Форма группового взаимодействия – «большой круг» проходит обычно в три этапа. 1 этап - учащиеся рассаживаются на стульях в большом кругу. Учитель формирует проблему. 2 этап - каждый ученик индивидуально в течение 8 - 10 минут записывает своё предложение, совет, информацию. 3 этап - по кругу каждый ученик зачитывает написанное. Вышеуказанные темы позволяют быстро определить пути решения вопроса учителя. «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагается обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название- аквариум. Эта форма работы даёт школьникам возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются, как аргументируют свою мысль. На старшей ступени обучения у наших учащихся большой популярностью пользуется игра «дебаты». Использование данной игры очень эффективно при изучении таких тем, как «National Identity», «Mass Media», «Choosing a Career», а также на уроках домашнего чтения («The man with a scar» C.Моэм , «The brown wolf» Дж. Лондон).

 Необходимо акцентировать внимание и на то, что при примений интерактивных форм на уроках, создаётся благоприятная психологическая атмосфера, учащиеся могут формировать группы по названию любимого цвета, фруктов. Сами дети излагают, рассказывают, выражают собственную точку зрения «за» или «против». Доказано, что обсуждая различные проблемы, участвуя в дискуссиях, проигрывая ситуации, школьники усваивают от 70% до 90% информации. Значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках. Снижается утомляемость, учащийся не имеет возможности отсидеться, работают все, появляется интерес к изучаемому материалу, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств. Рефлексия важна как для старших школьников, так и для младших. Для учащихся начальных классов нами выбран принцип: «Играя – учись». Младшие школьники в процессе игры знакомятся с достаточно большим объёмом учебного материала, развивают устную речь и умения работать с текстом. Игра «Пять прилагательных» способствует эффективному запоминанию лексики при изучении тем «My Family», «My Friend» - 4класс. Каждый играющий записывает на карточке пять прилагательных, которые обозначают его личные качества. Все карточки собираются учителем, который зачитывает содержание каждой из них. Играющие должны угадать, кто написал эти прилагательные. «Лото» помогает в изучении структур there is, there are 3 - класс. Участникам игры даётся одна большая карта. Маленькие карточки перемешиваются. Ведущий вынимает одну карточку, показывает её играющим и обращается с вопросом «What is this?» Если получает правильный ответ, то отдаёт карточку. Следует отметить, что c помощью данных игровых упражнений через размышление и презентацию своего мнения, происходит активизация творческих способностей ребёнка.

 Итак, результатом интерактивных форм обучения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Сотрудничество и активность учителя и учащихся обеспечивает формирование и развитие универсальных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника. Использование интерактива в процессе урока снимает нервную нагрузку школьников, даёт возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Интерактивные методы и формы обучения на уроках английского языка".

Круглый стол для учителей английского языка района был подготовлен и проведен с моей коллегой Ивановой Юлей Владимировной...

Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов  и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...

"Интерактивная доска как инструмент реализации интерактивной модели обучения на уроках английского языка"

Статья о преимуществах использования интерактивной доски на уроках английского языка....

Интерактивность и групповые формы обучения на уроке английского языка в начальной школе

В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного резуль...

Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.

Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"...