Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.
учебно-методический материал

Оськина Татьяна Анатольевна

Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_oskina_19-20.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №5

Оськина Т.А.

         Школа занимает важное место в жизни общества и играет особую роль в судьбе каждого человека, и именно на школу возлагается главный и чрезвычайно сложный труд — подготовить учащихся к самостоятельным шагам в быстро меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом.

        Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик всё время находится в положении не справившегося, что влечёт за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения. Необходимо постоянно повышать эффективность методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого учителю в своей работе необходимо использовать разнообразные способы активизации процесса обучения, нестандартные формы организации урока.

        Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Но нередко ученик является лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на котором отводится монологу учителя. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока:

— уроки-путешествия

— уроки-сказки

— викторины

— КВН

— интегрированные уроки

— мультимедийные уроки

— уроки с элементами мультимедиа

— уроки с использованием интерактивных технологий обучения

        Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.

        Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение- это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

        Интерактивными технологиями называют те, которые ориентированы на жизненный и познавательный опыт и реализуют субъектные отношения всех участников образовательного процесса.

        Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область опыта, интересующего его. Опыт         учащегося – это центральный активатор учебного познания.

Если в традиционном обучении учитель играет «роль фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

        По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, а задача учителя – создать условия для их инициативы. Учащиеся выступают полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не столько даёт знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

        В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы:

— работа в малых группах ( в парах, ротационные тройки, два-четыре-вместе );

— «большой круг»;

— «вертушка»;

— «аквариум»;

— «карусель»;

— «мозговой штурм»;

— «круглый стол»;

— ролевая игра;

— деловая игра;

— лекции с проблемным изложением;

— эвристическая беседа;

— уроки-семинары (в форме дебатов, дискуссий);

— конференции;

— использование средств мультимедиа;

— метод проектов (как элемент урока, но скорее как внеурочная деятельность).

        Главная цель интерактивного обучения – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим её потенциально внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя- обеспечить на уроке такую деятельность, которой способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае:

— ученик сам открывает путь к познанию;

— усвоение знаний это результат его деятельности;

— из объекта образовательного процесса он превращается в субъект;

— меняется сам образовательный процесс: обучение переходит в учение;

— процесс становится увлекательным как для ученика, так и для учителя;

— и учителя и дети получают навыки взаимодействия в группе и умения вести диалог;

— все субъекты процесса учатся быть внимательными к чужому мнению и формировать собственное отношение к окружающей действительности;

— ученики и учитель становятся партнёрами.

Можно использовать различные интерактивные формы.

Игра «Найди свой паззл». 

        В старшей группе основным методом на занятиях становится интерактивный метод. Здесь происходит взаимодействие «ученик – ученик», а не как в средней и младшей «учитель – ученик». Учитель выступает только в роли регулировщика учебного процесса, а основными участниками являются дети. Основны видом работы является игра. Дети, задавая вопрос “Do you have a ball/ a doll?” должны найти вторую половину своего паззла. В данной игре создана такая ситуация, в которой ребенок не боится делать ошибки, не боится говорить, так как на первое место выходит главная цель – найти свой паззл.

Здесь мы развиваем коммуникативные навыки и создаем среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно, что способствует успешному изучению иностранного языка.

Задание «Опиши животное». 

        Как и в предыдущем задании обучение происходит в игровой форме. Дети собирают картинку. И вопросы задает не учитель, а сами дети. То есть в этой ситуации дети могут побыть в роли учителя, активировав все мыслительные процессы, так как ребенок первым хочет задать вопрос. Здесь мы развиваем память, мышление и формируем чувство успеха. Примером для ребенка является учитель, а здесь он и сам может задавать те же вопросы и получать на них ответы, таким образом понимая, что он многое может и умеет.

Игра “Bingo”. 

        Это командная игра и командой является вся группа английского языка первого класса. Правила игры очень просты. Дети, как в лото, услышав название животного, которое у них есть на игровой карточке, должны закрыть его фишкой. Здесь главный принцип – «Один за всех и все за одного». Если прочитав слово, ребенок просит помощи: “Translate, please!” – переведите, пожалуйста, вся группа готова ему помочь.

Технология «Карусель»

        Метод «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Данный приём применяется для отработки грамматических структур.

Технология «Ролевая игра»

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи). 

        Такие игры мотивируют детей знать больше, быть внимательными на уроке, чтобы не пропустить важную информацию, чтобы показать свои знания в дальнейшем, формируют чувство успеха. Дети понимают, что они могут помочь друг другу, а просьба о помощи не является проявлением незнания – таковы правила игры. Кроме того, чтобы играть в игру, нужно учиться читать, и дети получают удовольствие от обучения чтению. Потому что чем больше ты знаешь, тем в большем количестве игр сможешь участвовать. Такого типа игры развивают коммуникативные навыки и навыки чтения, а также формируют чувство успеха, что необходимо для дальнейшего изучения английского языка.

Заключение.

        Проблема обучения английскому языку младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий является комплексной методической проблемой, рассматривать которую необходимо в условиях реализации новых стандартов ФГОС для начальной школы.

        Эффективность процесса обучения английскому языку младших школьников обеспечивается умением обучающихся использовать многообразие познавательных стратегий, среди которых приоритетная роль отводится интерактивным, направленным на реализацию оптимального взаимодействия младших школьников с различными субъектами образовательного процесса в коммуникативной образовательной среде.

        Важно отметить, что познавательные стратегии определяют не только успешность овладения коммуникативными умениями на изучаемом языке, но и всестороннее развитие ребёнка на данном возрастном этапе. Интерактивные познавательные стратегии имеют сложный, комплексный характер и направлены на овладение способами и приёмами выполнения коммуникативной познавательной задачи, которую ученик задаёт себе в процессе коммуникации на английском языке.

        В процессе взаимодействия на английском языке младшие школьники учатся отбирать, приобретать, организовывать и интегрировать новые знания с целью решения проблемных познавательных задач в специально организованной образовательной среде. Познавательные стратегии младших школьников отличаются интерактивным характером и направлены на решение учащимися образовательных задач на основе использования набора операций и ресурсов, избираемых ими в соответствии с особенностями планируемой коммуникативно-познавательной деятельности.

        Применение интерактивных познавательных стратегий на уроках английского языка в младших классах способствует решению следующих задач:

1) развитие коммуникативных умений учащихся;

2) развитие умений отбирать и применять познавательные стратегии в зависимости от специфики решения проблемных образовательных задач;

3) развитие умений использовать образовательные ресурсы в соответствии с особенностями проблемных образовательных задач;

4) формирование способности достойно представлять свою страну средствами иностранного языка и др.

Модель обучения иностранному языку младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий включает в себя четыре основных блока:

- целевой (цели и задачи);

- теоретический (подходы, принципы, содержание процесса обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий);

- технологический (методы, приёмы, средства, алгоритм обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий);

- оценочно-результативный (критерии и показатели оценивания, а также результат указанного процесса).

Обозначенные блоки представляют собой единство, взаимодействие перечисленных блоков обеспечивает эффективность достижения цели и решения поставленных задач.

        Результатом обучения английскому языку младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий является сформированность иноязычной коммуникативной компетенции.

        Внедрение интерактивных познавательных стратегий на уроках английского языка в начальных классах оказывает положительное влияние не только на учебный, но и на познавательный, развивающий и воспитательный аспекты иноязычного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе

В данной статье хочу поделиться опытом применения занимательных форм работы для обучения немецкому языку младших школьников.Обучение иностранному языку в начальной школе является сегодня объективной р...

Использование интерактивных форм работы на уроках немецкого языка

Использование интерактивных форм работы при чтении аутентичного текста....

Интерактивность и групповые формы обучения на уроке английского языка в начальной школе

В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного резуль...