Развитие практических умений и навыков на уроке английского языка в коррекционной школе VII вида
материал по английскому языку по теме

Шепетько Юлия Леонидовна

Английский язык сегодня – очень популярная и востребованная область знаний. Людям, его изучающим, он необходим по разным причинам: учёба и работа за границей, продвижение по карьерной лестнице, общение с партнёрами из других стран, чтение зарубежной литературы в оригинале. Словом, всё то, что делает внутренний мир человека богаче, а жизнь интереснее и разнообразнее.

Учитывая особенности детей с ЗПР, содержание предмета в классах коррекционно-развивающего обучения включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: о лексике и о чтении, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, слушанье (аудирование), говорение и письмо. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (говорение и письмо) или от текста к обучаемому (чтение и аудирование). Следовательно, в процессе обучения иностранному языку в классах коррекционно-развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки и умения работы с текстом и как можно больше внимания уделить изучению слов.

Овладение учащимися умением читать на иностранном языке позволяет обеспечить так называемый минимальный уровень коммуникативной компетентности, предоставляющей  огромную возможность самореализации себя как полноценной личности в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга

 «Развитие практических умений и навыков на уроках английского языка в коррекционной школе VII вида»

Учитель английского языка

Шепетько Юлия Леонидовна

2014 год

Английский язык сегодня – очень популярная и востребованная область знаний. Людям, его изучающим, он необходим по разным причинам: учёба и работа за границей, продвижение по карьерной лестнице, общение с партнёрами из других стран, чтение зарубежной литературы в оригинале. Словом, всё то, что делает внутренний мир человека богаче, а жизнь интереснее и разнообразнее.

Однако для учеников классов коррекционно-развивающего обучения такой предмет учебного плана как английский язык является недосягаемой вершиной. При изучении иностранного языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике;  характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

Учитывая особенности детей с ЗПР, содержание предмета в классах коррекционно-развивающего обучения включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: о лексике и о чтении, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, слушанье (аудирование), говорение и письмо. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (говорение и письмо) или от текста к обучаемому (чтение и аудирование). Следовательно, в процессе обучения иностранному языку в классах коррекционно-развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки и умения работы с текстом и как можно больше внимания уделить изучению слов. Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.

Специфика обучения иностранному языку в школе для учащихся коррекционной школы (VII вид) предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур.

Учебный материал делится, предлагается небольшими порциями, перемежая игровые и учебные виды деятельности.

Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах коррекционно-развивающего обучения. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения и активно закрепляется ранее изученный лексический материал. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.

Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. Для более слабых учеников допустимы во время прочтения слов подписи по-русски. Вся лексика озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание звукозаписи, если таковая имеется, индивидуальное чтение учащихся. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием. Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения.

Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В дальнейшем, после многократного повторения слов в различных заданиях эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться.

Очень эффективны следующие приемы активизации лексики:

- Изучая глаголы, следует обязательно сопровождать изучение слова с показом действия, которое оно обозначает, соединяя различные виды восприятия. Слово записано на доске – учитель его произносит, а ученики «показывают» перевод движением, а потом только вербально переводят слово. Способ этот называется «моторно-мышечный».  Повторяются действия несколько раз с проговариванием слова. Важно не только представить себе действие, но и самостоятельно совершить его. По меньшей мере попытаться соединить при запоминании слово с жестом, который ему соответствует. В данный процесс вовлекается моторная память или память на движения, которая развита у многих людей и должна поэтому нести свою долю нагрузки при усвоении иностранного языка.

- Метод «снежный ком». Учитель произносит любое слово (например, family) и обязательно проговаривает его перевод. Следующий ученик не только повторяет слово и перевод, но и говорит свое слово, которое ассоциируется с предложенным учителем. Причем, это необязательно mother, father,… некоторые ученики называют свои ассоциации: home, eat и т.д. Сложнее всего последнему ученику, который должен повторить всю цепочку и добавить свое слово. Изумительное задание для развития всех видов запоминания.

- Дети очень любят различные лексические игры, например, «Виселицу», так же способствующие запоминанию слов.

Отработав  лексический материал, можно переходить к работе с текстом.

В качестве материала для чтения предлагаются в большинстве своем доступные учащимся в языковом отношении и по содержанию тексты разных жанров (письма, учебные тексты, отрывки из художественной прозы с адаптацией, тексты рекламного характера с адаптацией, объявления, телеграммы, странички дневника, календаря, путеводителя, карты и др.).

На всех ступенях обучения важным методическим приемом остается чтение вслух как способ совершенствования техники выразительного чтения и развития слухопроизносительных навыков.

Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: дотекстовый этап, активное чтение, послетекстовый этап. На каждом этапе необходимо также повторять новые слова, вводя их в словосочетания и предложения. Дотекстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания: составление диаграмм, подбор заголовков, работа с картинками, ответы на наводящие вопросы:

1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.

2. Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

А) По какому слову заглавия можно установить, что речь идет о …?

Б) Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?

В) По какому слову вы определили, что это информация о …?

3. Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах. Просмотрите их.

4. Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.

2. Распределите заглавия по указанным темам.

Данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах, ученикам легче работать с текстом, зная, хотя бы приблизительно, о чем он.

Второй этап чтения – собственно чтение. Как правило, текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста.

Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана: соотнесение идеи и абзаца (matching), заполнение всевозможных таблиц (fill in the table), тестовые задания с множественным выбором (multiple choice), определение верного\неверного высказывания (true or false). Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается  психо-эмоциональный барьер перед неизвестным материалом. Уже известны слова, переведен текст, неотъемлемой частью домашнего задания является заучивание пройденных слов.

Таким образом, работа с лексическим материалом происходит на всех этапах урока с использованием различных приемов. Только так можно добиться хотя бы частичного усвоения учащимися коррекционной школы нового лексического материала, подготовка чтения текста вслух. При изучении грамматического материала я также огромное внимание уделяю изучению лексики, и лишь хорошо отработав лексический материал, стоит переходить к ознакомлению с новым грамматическим материалом на базе этих слов.

В старших классах практикуется и другой вид чтения – с извлечением основной информации. Его мишень – быстрое нахождение в тексте либо в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, черт, цифровых характеристик, указаний, имен). Оно ориентировано на нахождение в тексте конкретной информации. Такое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, сконцентрироваться на главном, выбрать из текста нужную информацию по определенной проблеме. В дальнейшем в реальной жизни этот именно этот вид чтения приобретает максимальное значение.

Овладение учащимися умением читать на иностранном языке позволяет обеспечить так называемый минимальный уровень коммуникативной компетентности, предоставляющей  огромную возможность самореализации себя как полноценной личности в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках английского язы

Доклад на тему "Развитие  коммуникативных умений и  навыков на уроках английского языка". Основной целью обучения английскому  языку в современной школе является развитие личности...

Развитие граматических умений и навыков на уроках английского языка

Работа указыкает на актуальность проблемы формирования грамматических навыков на уроках английского языка, рассматривает этапы работы по формированию данных навыков, в ней приводятся примеры упражнени...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида

Освоение методики развития речи  на уроках русского языка в коррекционной школе V вида...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

«Привитие практических умений и навыков на уроках столярного дела в коррекционной школе»

             У моих учеников, особенно в 8 классе умственное развитие детей весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индиви...