Условия эффективной реализации коммуникативного задания в рамках урока английского языка
статья по английскому языку по теме

Погребная Юлия Сергеевна

Данная статья содержит  информацию о различных  коммуникативных заданиях, и о способах их реализации в рамках коммуникативного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnyy_podkhod.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Условия эффективной  реализации коммуникативного задания в рамках урока английского языка

  • В рамках коммуникативно-ориентированного подхода  необходимо создать положительные условия для активного и свободного участия личности в учебной деятельности. Эти условия сводятся к следующему:
    - учащиеся  получают  возможность  свободного  выражения  своих  мыслей  и чувств  в  процессе общения;
    - каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;
    - самовыражение личности становиться важнее демонстрации языковых знаний;
    - поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;
    - участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;
    - использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;
    - языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;
    - отношения строятся на безоценочности, некритичности (сопереживании и понимании переживаний других) .

При этом речевые ошибки следует считать не только возможными, но и нормальными. Разговорная грамматика допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи.

Вышеуказанные условия, на наш взгляд, являются непременными при обучении иностранному языку.

Немаловажную роль при реализации нетрадиционных методов играет информативная компетенция учащихся, которая включает:
- информационные «фреймы»
(frames);
- сложившиеся знания
(schemata);
- языковую картину мира
(language representation of the world) в ее иноязычной форме;
- фоновые знания
 (background knowledge);
- общий кругозор
 (general knowledge) .

Учёт информативной компетенции учащихся  является важным условием вовлечения учащихся в общение. Молчание ученика на уроке нередко объясняется тем, что он не владеет предметом разговора, не имеет личного отношения к обсуждаемой проблеме, не знаком с возможными способами поведения, хотя и выучил лексику с грамматикой.

 Также принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуации и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста, то есть ситуативность, ролевая организация  учебного процесса. Учебный план должен учитывать интересы учащихся. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

    Новизна является неотъемлемой частью  различных компонентов урока. Это, прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условия общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы.

   Личностная ориентация общения подтверждает тот факт, что безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от других  и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом, контекстом деятельности, набором определенных чувств и эмоций, своими интересами, своим статусом в коллективе.

 Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных. Именно поэтому так велика роль парной  и групповой организации учебной деятельности при изучении иностранного языка.

  Объем знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. В связи с этим  содержательную сторону обучения должны составлять проблемы, а не темы.

В соответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебный процесс. Большое внимание уделяется созданию коммуникативной атмосферы. Роль преподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующим концепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами. Такие требования включают в себя необходимость наличия постоянной аудитории, оборудованной  проектором, магнитофонами, магнитной доской, ксероксом, видеомагнитофоном, мобильными стендами для выставок и творческих работ студентов и др.

Считается необходимым учитывать психологические факторы коммуникативного урока,  к которым относятся:

Ø      уважение личности ученика,

Ø      принятие личностной неповторимости каждого участника работы,

Ø       защита индивида от психологических травм на уроке,

Ø      сохранение личностной автономии каждого обучаемого,

Ø       развитие межличностных взаимоотношений.

Итак, на основе вышеизложенного материала, мы пришли к выводу о том, что при реализации коммуникативного подхода в обучении устно-речевому общению учащихся 9 класса, необходимо учитывать определенные психолого-педагогические условия, которые сделают проведение коммуникативного задания успешным и эффективным, а именно:

1.При реализации  коммуникативного подхода внедрять элементы лингвистического метода, с целью преодоления языковых трудностей.

2. Материал коммуникативных заданий должен соответствовать уровню обученности учащихся и не выходить за пределы их речемыслительных операций, что обеспечит ситуацию успеха.

3.Ориентация на подростковый возраст учащихся позволит организовывать общение детей на основе их интересов, их интеллектуальных и индивидуально возрастных особенностей.

4.Разнообразие заданий, их дифференциация по характеру и по степени трудности позволит учителю учитывать темп и качество овладения материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.

Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....

Коммуникативный метод обучения на уроках английского языка.Выступление на РМО учителей английского языка 18.04.2011

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

"Использование интерактивной доски в рамках коммуникативно-деятельностного подхода на уроках английского языка"

Данная статья расскажет об эффективном использовании интерактивной доски на уроках английского языка....

Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС....

«Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

Материал отражает современные подходы преподавания ИЯ, основанные на опыте работы учителя....